Вы здесь

Организация осмотра места происшествия и проведения судебно-медицинской экспертизы в случае массовой гибели людей при взрывной травме


Publication in electronic media: 02.02.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/834
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

г.г. Барнаул - Бийск

Трагедия произошла 03 июля 2010 года, около 11 часов 10 минут по местному времени, на полигоне военной части, во время проведения подрывных работ по утилизации некондиционной продукции одного из предприятий.

Как было установлено следствием, случилось это в результате допущенных множественных нарушений правил проведения работ по уничтожению боеприпасов.

В результате этих нарушений произошла детонация изделий и два взрыва, мощностью около 40 и 200 кг в тротиловом эквиваленте соответственно, что привело к гибели шести человек.

Центр первого взрыва располагался к моменту осмотра в пяти метрах от задней части автомобиля «КамАЗ». Центром второго взрыва являлся внутренний объем контейнера, находившегося на указанном автомобиле.

Технической причиной первого взрыва явилось механическое воздействие на частично выгруженные из контейнера изделия, которым могло быть вскрытие упаковок электроинструментом («болгаркой»).

Второй, более мощный взрыв произошел от воздействия ударной волны и продуктов первого взрыва на заряды взрывчатых веществ, находившихся в контейнере на автомобиле.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ.

Учитывая большой резонанс произошедшего, а также опасность, которую представляли неразорвавшиеся предметы, осмотр места происшествия проводился несколько дней, в период с 04 по 07 июля 2010 года, и был организован следующим образом.

При производстве следственного действия применялись следующие технические средства: измерительные рулетки длиной 20 и 50 метров со стандартным сантиметровым (миллиметровым) делением, цифровой фотоаппарат, масштабные линейки, компас, персональный компьютер и принтер для составления протокола. Кроме того, в связи с опасностью передвижения по осматриваемому участку местности, в ходе осмотра использовался военный тягач БТС – 4.

В центре осматриваемого участка был обнаружен остов автомобиля «КамАЗ», находящийся в 12,7 м от проселочной дороги, на которой стоял автомобиль «Шевроле Нива». Между указанными автомобилями с помощью местной системы координат определена точка, в ходе осмотра условно обозначенная как «точка А» и привязка по местности производилась от данной точки по сторонам света (фото 1.).

Фото 1. Общий вид эпицентра взрыва.

Далее, был осмотрен участок местности до 70 метров в диаметре от точки А. На данном участке обнаружено множество металлических коробок с соответствующей заводской маркировкой, а также множество как разорвавшихся, так и не разорвавшихся боеприпасов различных видов, форм и размеров, с маркировками и без них. Часть боеприпасов была с повреждениями в виде деформации корпуса, другая часть боеприпасов внешнего нарушения целостности не имела. Также на участке осмотра имелись множественные металлические осколки.

Находившийся на расстоянии 6 м на север от точки А, на проселочной дороге, автомобиль марки «Шевроле Нива», имел выраженные механические повреждения – отсутствовали все стекла; деформированы крыша, капот, передние и задние крылья с обеих сторон, все двери; имелись механические повреждения бамперов; разбиты стекла передних фар и лампы освещения в них. На кузове были выявлены множественные осколочные пробоины (фото 2.).

Фото 2. Вид а/м «Шевроле Нива».

На расстоянии 6,7 м от точки А на юг находилась автомашина марки «КамАЗ-5320», которая также имела сильные повреждения: деформирована кабина, частично разрушена и деформирована рама, разрушен кузов машины; автошины отсутствуют, т.к. подверглись сильному термическому воздействию, о чем свидетельствует запах жженой резины и наличие на деформированных колесных дисках фрагментов корда автомобильных шин.

На раме «КамАЗа», в центре кузова (на месте его бывшего расположения), имеется сквозное повреждение, что согласно пояснениям специалиста свидетельствует об эпицентре взрыва в кузове автомашины. Еще одно место взрыва было обнаружено позади автомобиля, в 4,35 м от центра диска правого колеса 2-го моста. От данной точки на северо-запад замерено расстояние до точки А, которое составило 8,10 м (фото 3).

Фото 3. Вид а/м «КамАЗ».

Далее осмотр производился от периферии к центру взрыва по часовой стрелке с использованием военного тягача БТС – 4. Осмотр начат на расстоянии 500 м от центра взрыва. В ходе осмотра был обнаружен труп неизвестного мужчины, который располагался на земле в положении лежа на спине, на расстоянии 90 метров от центра взрыва в южном направлении, положение тела сфотографировано и отмечено на схеме осмотра места происшествия (фото 4.).

Фото 4. Вид трупа неизвестного мужчины.

Остальные обнаруженные на месте происшествия объекты биологического происхождения представляли собой лишь отдельные фрагменты тканей и внутренних органов, которые, как и некоторые части одежды, обнаруживались на расстоянии от 45 м до 520 м от эпицентра взрыва.

Для проведения последующей идентификации и установления личности погибших, все обнаруженные объекты биологического происхождения обязательно фотографировались и обозначались на схеме порядковыми номерами.

Таким образом, всего было изъято и направлено на судебно-медицинскую экспертизу один практически целый труп и 26 объектов биологического происхождения, по которым была выполнена 21 судебно-медицинская экспертиза с последующей молекулярно-генетической идентификацией.

Это позволило установить, что 26 фрагментов биологического происхождения принадлежат 5-ти разным людям, погибшим в ходе данного происшествия.

При этом труп мужчины (6-й погибший человек), обнаруженный в ходе осмотра места происшествия, сначала, на основании лишь внешнего осмотра, был неверно опознан, что можно объяснить выраженными механическими повреждениями на теле и термическими изменениями кожи. И только по данным генетической судебной экспертизы, была установлена его личность.

Так, благодаря слаженному и организованному взаимодействию разных структур – Военно-следственного отдела следственного комитета, УФСБ РФ по АК, Алтайского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы, ЭКЦ ГУВД по АК МВД России и Российской Армии, была поставлена окончательная точка в этой трагедии.