Вы здесь

Динамика патоморфологических изменений внутренних органов и биохимических параметров крови при острой алкогольной интоксикации в эксперименте


Publication in electronic media: 21.08.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/737
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

г. Томск

Как известно, морфологические изменения, возникающие во внутренних органах в условиях развития острой алкогольной интоксикации, являются неспецифичными как на макро-, так и на микроскопическом уровне. Однако для диагностики этого вида смерти в судебно-медицинской практике ряд морфологических признаков, обнаруживаемых при исследовании трупа, можно рассматривать в качестве косвенных и использовать в комплексе с количественными данными судебно-химического анализа крови, мочи и результатами биохимических исследований отдельных параметров углеводного, жирового и белкового обмена. В связи с этим для судебно-медицинской экспертизы важной задачей является разработка объективных критериев для посмертной диагностики острой алкогольной интоксикации не только как причины смерти, но и как сопутствующего и/или фонового состояния.

Для оценки морфофункциональных изменений внутренних органов в динамике острой алкогольной интоксикации было проведено экспериментальное исследование. Объектом исследования явились половозрелые (в возрасте 3 мес.) беспородные белые крысы – самцы массой 250-280 г (n=100). Животные содержались в клетках с опилками по 5 особей при температуре +20 - +22°С, при свободном доступе к воде и пище, одинаковой для всех крыс. Контрольную группу составили 10 интактных крыс-самцов. За сутки до эксперимента животных лишали пищи.

Для изучения алкогольной интоксикации животным однократно интрагастрально через зонд вводился 40% раствор этанола из расчета 2 мл, 4 мл и 8 мл 100% этанола на 1 килограмм массы животного. Крыс выводили из эксперимента в течение 6 часов с интервалом 1 час путем декапитации под эфирным наркозом.

Материалом для гистологического исследования послужили фрагменты внутренних органов (печень, почки, головной мозг).

При оценке морфологических изменений нами учитывались наличие и степень выраженности определенных критериев, свидетельствующих о токсическом влиянии этанола на состояние клеток и соответственно выполняемые ими функции. Оценка каждого морфологического признака проводилась в соответствии с 4-х балльной системой (Науменко В.Г., Митяева Н.А., 1980).

Статистическая обработка результатов была проведена с использованием пакета программ «STATISTICA 6.0» с вычислением для каждой выборки следующих параметров: среднее арифметическое (М) и ошибка среднего арифметического (m). Данные, полученные на экспериментальном материале, обработаны с помощью тестов Вилкоксона и Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирману. Статистически значимыми результаты считались при p

В результате проведенного микроскопического исследования были получены следующие результаты. Острая алкогольная интоксикация, вызванная введением этанола в дозах 2, 4 и 8 мл/кг приводит к морфологическим изменениям, отражающим деструктивное действие этанола на печень. Это проявляется в виде очаговой мононуклеарной и лимфоцитарной инфильтрации, высокой степени кровенаполнения сосудов, а также некротических изменений клеток паренхимы печени, выраженных уже через 1 час после воздействия и усиливающихся с увеличением дозы введенного этанола. Острая алкогольная интоксикация, вызванная введением этанола в дозе 8 мл/кг, привела к образованию дистрофических изменений в гепатоцитах (наличие липофусциноза, усиление распространенности липофусцина) и развитию фиброза в стенках сосудов. Диффузная лимфоцитарная инфильтрация выражена слабо вне зависимости от дозы вводимого этанола, а признаки явлений холестаза в процессе изучения фрагментов ткани печени ни у одной особи не были зарегистрированы. Было отмечено, что в динамике алкогольной интоксикации в ответную реакцию вступают гепатоциты разных зон ацинуса печени. При введении 40% раствора этанола в дозах 2 и 4 мл/кг массы тела в цитоплазме гепатоцитов были обнаружены жировые вакуоли, гранулы липофусцина. Некротизированные клетки паренхимы печени преимущественно расположены в центролобулярной зоне ацинуса, в дозе 8 мл/кг - гепатоциты с признаками альтерации и некроза на большем протяжении выявлялись в центролобулярной и промежуточной зонах ацинуса. Экспериментальные группы отличались временем регистрации появления гранул липофусцина: в дозе этанола 2 мл/кг массы тела липофусциноз регистрировался к 4 часам, к 2 часам – при дозе этанола 8 мл/кг массы тела, через 1 час от начала эксперимента - при интоксикации этанолом в дозе 4 мл/кг массы тела. При интоксикации этанолом в дозах 2, 4 и 8 мл/кг выявлена статистически значимая положительная корреляционная взаимосвязь распространенности липофусцина и выраженности жировой дистрофии гепатоцитов (r= 0,43-0,49; p

Установлено, что при увеличении дозы вводимого этанола, его токсический эффект усиливается и на структурные элементы почек, что проявляется в более раннем и выраженном развитии дистрофических и некротических изменений клеток канальцев. Введение этанола в дозе 2 мл/кг вызывает минимальные структурные изменения. Интоксикация, вызванная введением этанола в дозах 4 мл/кг и 8 мл/кг, характеризуется резким увеличением дистрофических изменений и формированием некрозов эпителиоцитов канальцев к 1 часу после воздействия и их плавным нарастанием до конца эксперимента. Максимальное кровенаполнение органа при введении этанола в дозах 2, 4 и 8 мл/кг отмечается к 3 часу наблюдения и к 4 часу начинается постепенное уменьшение диаметра просвета сосудов и соответственно степени кровенаполнения, не достигая нормализации к концу наблюдений.

При гистологическом изучении фрагментов головного мозга крыс более пристальное внимание уделялось исследованию коры, где было выявлено, что введение этанола в дозах 2, 4 и 8 мл/кг приводит к снижению количества нейроцитов во всех слоях коры при сравнении данного критерия с таковым у интактных животных. Дистрофические изменения нейронов наиболее выражены к 5 и 6 часам от начала эксперимента. Отек головного мозга, в отличие от изменений в нейронах, проявляется уже на первых часах действия этанола в дозах 2, 4 и 8 мл/кг с максимальной выраженностью к 3 часам от начала воздействия. Вне зависимости от дозы вводимого этанола максимальное кровенаполнение органа наблюдалось к 3 часу наблюдения с дальнейшей тенденцией к снижению степени выраженности данного критерия.

С целью изучения биохимических показателей нами проводилось измерения уровня глюкозы и концентрации этанола цельной крови. При исследовании уровня глюкозы крови у экспериментальных животных было отмечено, что динамика изменения ее концентрации сходна при введении этанола в дозах 2, 4 и 8 мл/кг и характеризуется снижением после 1-го часа наблюдения и подъемом ко 2-му часу с дальнейшим спадом. При измерении концентрации этанола в крови крыс были выявлены следующие закономерные изменения: максимальное его содержание регистрировалось через 1 час от момента воздействия, к 2 часам резко снижалось и в дальнейшем постепенно уменьшалось. Однако при дозе в 4 мл/кг был отмечен подъем уровня содержания исследуемого показателя более чем в 1,5 раза от показателя после 4х часов от времени начала эксперимента.

Установлено, что наличие и выраженность патоморфологических изменений в исследуемых органах и значения определенных биохимических показателей зависят от вводимой дозы этанола и времени его воздействия на организм. Морфологические изменения исследуемых органов, свидетельствующие о токсическом воздействии этанола, развиваются параллельно и взаимосвязано.