г. Петропавловск-Камчатский
Следы крови занимают одно из главных мест среди материальных улик преступлений против жизни и здоровья человека. Их присутствие на месте происшествия, свидетельствует о совершенном насилии над потерпевшим, повлекшим нарушение целостности его кожного покрова и кровеносных сосудов. Причинение повреждений твердыми тупыми предметами, как правило, сопровождается нанесением множественных ударов по различным областям тела пострадавшего с достаточной силой и хорошо выраженной амплитудой. В большинстве случаев происшествия такого рода происходят в быту, то есть в условиях ограниченного пространства, что может сопровождаться контактом уже окровавленного орудия преступления с предметами мебели, стенами и полом помещения.
Изучением механизма образования следов крови, занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Результаты проведенных работ, позволяют установить место совершения преступления, взаиморасположение пострадавшего и нападавшего в момент начала наружного кровотечения, последовательность нанесения телесных повреждений, траекторию передвижения раненого или перемещения трупа, быстроту этих действий и направление движения, особенности травмирующего орудия.
При имеющемся многообразии исследований, проведенных по следам-наложениям крови, возникающих от падения летящих с предшествующим ускорением её частиц или следы от брызг, все они сводятся к описанию морфологических свойств элементов образованных при артериальном кровотечении, ударах по окровавленному телу или предмету, скоплению крови, при резком встряхивании окровавленных предметов (орудия, оружия).
Следует отметить, что вопрос о механизме образования следов-наложений крови от ударных воздействий с учетом свойств следовоспринимающей поверхности остается недостаточно изученным. Поэтому, целью нашего исследования явилось дальнейшее изучение особенностей образования следов крови при ударных воздействиях предметами различной твердости. В качестве следовоспринимающих поверхностей использовались деревянный щит с гладкой отшлифованной поверхностью, размерами 1500х80 см и собранные вместе до аналогичного размера, пластиковые панели с гладкой поверхностью, часто встречающиеся в настоящее время, как отделочные материалы. Для экспериментального моделирования использовалась кровь, изъятая из бедренной либо подключичной вены трупов лиц, умерших от насильственных и ненасильственных причин смерти вне стационаров в первые 6 часов посмертного периода.
В качестве травмирующих предметов использовали:
До моделирования ударного воздействия на травмирующие предметы наносили кровь. Вначале биту и брусок макали в кровь, но в последующем на их поверхность кровь наносили медицинским шприцем объемом 10 мл в виде тонких разнонаправленных, множественных помарок. Удары бейсбольной битой и деревянным бруском наносились с расстояния 50-70 см под углом около 45° по вертикально и горизонтально расположенным следовоспринимающим материалам. Броски, скомканного и пропитанного кровью, фрагмента хлопчатобумажной ткани, производились по этим же поверхностям с расстояния 50-70 см под углом около 90°.
В результате ударов бейсбольной битой и деревянным бруском по вертикально расположенной преграде на их поверхности отображались следы-наложения крови, которые по морфологическим свойствам и механизму образования можно разделить на четыре группы. Первая – следы от контакта торцевой части травмирующего предмета с материалом преграды. Вторая – следы «осыпи» капель крови с поверхности предмета, обращенного к следовоспринимающему материалу. Третья – элементы следа, образованные в результате отрыва крови с боковых поверхностей травмирующих предметов в момент удара. Четвертая – элементы следа, локализующиеся ниже места контакта торцевой части предмета с материалом и элементов «осыпи» капель крови.
При ударах бейсбольной битой след от контакта торцевой части с преградой имеет вид неправильной овальной формы участка вдавления, размерами от 12х8 мм до 20х15 мм. Длинник вдавления ориентирован поперечно к продольной оси предмета в момент удара, наименьшей кривизной со стороны действия торцевой части биты. Более интенсивная окраска выявляется на периферии, как правило со стороны удара, где по краю следа имеются наложения крови в виде множественных радиально расходящихся лучей длиной от 1 мм до 15 мм, шириной на протяжении до 1 мм. На удалении от их вершин располагаются полосовидные элементы длиной от 1,5 мм до 5 мм и шириной не более 0,5 мм. Часть из них с остроугольным концом, обращенным в сторону противоположную направлению полета брызг.
Во второй группе следы в виде «осыпи» капель крови представлены округлыми элементами с четкими контурами и равномерной интенсивностью окраски, диаметром от 1 мм до 5 мм, а также неправильно-овальными, ориентированными преимущественно по ходу древесного волокна, размерами от 3х1 мм до 18х7 мм. Они локализуются на неправильно-овальном участке шириной от 57 мм до 70 мм, длиной от 120 мм до 200 мм на площади от 70 см2 до 172 см2 длинник которого ориентирован продольно к проекции травмирующего предмета в момент удара.
Элементы третьей группы имеют вид неправильно-овальных, размерами от 1,5х1 мм до 4х2 мм следов с нечеткими контурами и равномерной интенсивностью окраски; длинник их ориентирован поперечно, либо косо-поперечно к продольной оси травмирующего предмета в момент удара и располагаются они по сторонам от элементов «осыпи» капель.
Четвертая группа представлена продольными, либо косо-продольно ориентированными, полосовидными элементами, длиной от 3 мм до 32 мм и шириной до 1 мм, остроугольными концами направленными вверх с булавовидным утолщением на конце, всегда локализующиеся ниже места контакта торцевой части биты с материалом и элементов «осыпи» капель крови.
Практически аналогичная картина в расположении элементов следа, наблюдается при ударах бейсбольной битой по вертикально расположенной пластиковой панели. Отличие заключается в том, что в большинстве случаев отмечается увеличение продольного и поперечного размеров следа от контакта торцевой части биты с панелью до 40х20 мм. Это связано с меньшей устойчивостью пластика к деформации по сравнению с деревом и, как следствие, большим внедрением предмета в материал, что и увеличивает площадь соударения. Отмечается неоднородная окраска и нечеткие контуры следа за счет скопления крови у нижнего края вследствие её смещения под действием силы тяжести, нередко переходящее в потек. Как и в случае с деревянным щитом со стороны воздействия предмета, наблюдается образование более протяженных множественных радиально расходящихся лучей, длиной от 4 мм до 30 мм, шириной на протяжении до 1 мм. На удалении от их вершин располагаются полосовидные, элементы длиной от 1,5 мм до 5 мм и шириной не более 0,5 мм. Часть из них имеют остроугольный конец, обращенный в сторону противоположную направлению полета брызг.
В группе «осыпи» капель крови возникали округлые следы с четкими контурами, равномерной интенсивностью окраски, диаметром от 1 мм до 5 мм, а также неправильно-овальные разнонаправленные элементы, размерами от 2х1 мм до 5х2 мм. Локализуются они на участке шириной от 50 мм до 72 мм, длиной - от 72 мм до 195 мм, общей площадью от 50 см2 до 162см2, имеющему неправильно-овальную форму и расположенному в проекции контакта травмирующего предмета.
В третьей группе следов выявлялись следы неправильно-овальной формы с нечеткими контурами и равномерной интенсивностью окраски, продольными размерами ориентированными в момент удара поперечно, либо косо-поперечно к продольной оси травмирующего предмета, размерами от 1х0,5 мм до 2х1 мм. Кроме этого, обнаруживались элементы, размерами от 1х0,5 мм до 5х1,5 мм, суженные по направлению полета брызг, которые так же располагаются по сторонам от элементов «осыпи» капель.
В четвертой группе следов возникали полосовидные элементы длиной от 3 мм до 14 мм, шириной не более 1 мм, имеющие продольную либо косо-продольную ориентацию, остроугольными концами направленные вверх с булавовидным утолщением на конце. Типичное место их расположения – участок поверхности преграды ниже места контакта торцевой части биты и элементов «осыпи» капель крови.
Практически аналогичная картина наблюдается в образовании следов-наложений крови на горизонтально расположенных поверхностях преграды. Исключением явилось полное отсутствие элементов четвертой группы.
В случаях опачкивания торца предмета кровью в первой группе возникали неправильно овальные участки от контакта торцевой части биты с материалом преграды с множественными радиально расходящимися лучами по краю следа со стороны воздействия предмета. На некотором удалении от вершин, располагались полосовидные элементы схожие по форме, размерам и ориентации с элементами, возникающими при ударе по вертикальной поверхности.
В проекции предмета в момент удара формировались аналогичные элементы «осыпи» капель крови, локализующиеся в пределах неправильно-овального участка, шириной от 54 мм до 69 мм, длиной от 110 мм до 250 мм, общей площадью от 118 см2 до 158 см2.
Отличие в третьей группе элементов, заключалось в образовании, помимо неправильно-овальных (обнаруживаемых при ударе по вертикальной преграде), следов в виде восклицательного знака с точечным элементом расположенным у остроугольного конца, ориентированного по направлению движения брызг, размерами от 3х1 мм до 10х1,5 мм и зауженных в направлении движения брызг, размерами от 2х1 мм до 4х2 мм, своими длинниками ориентированные продольно, либо косо-продольно к оси предмета в момент удара.
При ударах деревянным бруском по вертикально расположенному деревянному щиту на его поверхности образовывались следы-наложения крови, которые так же можно разделить на четыре группы.
Первая группа, образованная при действии ребра торцевой части предмета, представляла собой полосовидный с нечеткими контурами и неравномерной интенсивностью окраски след, размерами от 32х3 мм до 20х8 мм. При контакте угла торцевой части бруска формировался след треугольной формы вершиной обращенный по направлению воздействия предмета, длиной до 10 мм и шириной основания до 6 мм. В случаях опачкивания торца предмета кровью возникали множественные радиально расходящиеся лучи по краю следа со стороны воздействия предмета, длиной от 1 мм до 12 мм, шириной на протяжении до 1 мм. На некотором удалении от их вершин располагались полосовидные, элементы длиной от 1,5 мм до 5 мм шириной не более 0,5 мм, часть из которых имела остроугольный конец, обращенный в сторону противоположную направлению полета брызг.
Независимо от контакта с преградой ребром или углом торцевой части предмета в группе «осыпи» капель крови наблюдалось образование округлых диаметром от 1 мм до 4 мм, и неправильно-овальных, размерами от 2х1,5 мм до 23х5 мм элементов, ориентированных длинником преимущественно по ходу древесного волокна. Находились они на участке неправильно-овальной формы, шириной от 51 мм до 65 мм, длиной от 130 мм до 250 мм, общей площадью от 106 см2 до 254 см2, расположенным в проекции травмирующего предмета в момент удара.
Каких-либо существенных различий при ударном воздействии бруском в образовании элементов следа третьей и четвертой группы, по сравнению с ударным воздействием бейсбольной битой, не отмечалось.
При ударах деревянным бруском по вертикально расположенной пластиковой панели, как и в случаях ударов бейсбольной битой, в первой группе следов-наложений крови отмечается увеличение размеров образующихся элементов. В случае действия ребра торцевой части, наблюдается образование полосовидного с нечеткими контурами и неравномерной интенсивностью окраски следа, размерами от 52х8 мм до 50х23 мм. При контакте угла торцевой части бруска формируется след треугольной формы вершиной обращенный по направлению воздействия предмета, длиной до 21 мм и шириной у основания – до 8 мм. У вышеописанных элементов нередко имеется скопление крови по нижнему краю, переходящее в потек. Со стороны воздействия предмета формируются более протяженные множественные радиально расходящиеся лучи, длиной от 3 мм до 28 мм, шириной на протяжении – до 1 мм. На удалении от их вершин располагаются полосовидные элементы, длиной от 2 мм до 10 мм и шириной не более 0,5 мм. Часть из них имеют остроугольный конец, обращенный в сторону противоположную направлению полета брызг.
В группе «осыпи» капель крови возникали округлые следы с четкими контурами и равномерной интенсивностью окраски, диаметром 1-5 мм, а также неправильно-овальные разнонаправленные элементы, размерами от 2х1 мм до 5х2 мм. Локализуются они на участке шириной от 45 мм до 53 мм, длиной – от 83 мм до 230 мм, общей площадью от 70 см2 до 153см2, имеющему неправильно-овальную форму и расположенному в проекции контакта травмирующего предмета;.
При ударе деревянным бруском по вертикально расположенной пластиковой панели каких-либо существенных различий в образовании следов третьей и четвертой группы, по сравнению с бейсбольной битой не отмечалось.
При ударах по горизонтально расположенным поверхностям пластика и деревянного щита, возникают следы-наложения крови, но без элементов четвертой группы. Как и при вертикальном положении материала, след от контакта ребра предмета с поверхностью имел либо полосовидную форму, размерами от 45х3 мм до 53х18 мм, либо треугольную вершиной обращенной по направлению удара, длиной до 20 мм и шириной у основания – до 18 мм. В случаях опачкивания торца предмета кровью отмечалось образование множественных радиально расходящихся лучей по краю следа, длиной до 16 мм со стороны воздействия предмета, с расположенными на некотором удалении от их вершин полосовидными, шириной не более 0,5 мм и длиной от 3 мм до 6 мм элементами, часть из которых имела остроугольный конец, обращенный в сторону противоположную направлению полета брызг.
Группа «осыпи» капель крови локализовалась в пределах неправильно-овального участка шириной от 49 мм до 64 мм, длиной от 120 мм до 270 мм, общей площадью 117-300 см2 с элементами аналогичными по форме, размерам и ориентации следам, формирующимся на вертикальной преграде.
В третьей группе, помимо неправильно-овальной формы элементов крайне редко, как и при ударах битой, выявлялись единичные элементы – в виде восклицательного знака зауженного по направлению движения брызг, аналогичных размеров и ориентации.
Анализ характера, локализации и морфологии следов крови при ударах твердыми тупыми предметами удлиненной формы по вертикально и горизонтально расположенным преградам выявил следующие особенности:
При ударном воздействии скомканной и пропитанной кровью хлопчатобумажной тканью по вертикально и горизонтально расположенной преграде возникали идентичные по форме отпечатки с четкими контурами и неравномерной интенсивностью окраски, площадью от 39 см2 до 112 см2, отображающие внешнюю складчатую структуру контактирующей поверхности с расположенными по краям лучами длиной от 5 мм до 21 мм. На некотором удалении от их вершин, для вертикальных поверхностей преимущественно в направлении косо вниз, а для горизонтальных - по кругу располагались следующие элементы:
Таким образом: