Вы здесь

Характеристика автомобильной травмы в г. Якутске по данным ГБУ бюро СМЭ МЗ РС (Я)


Publication in electronic media: 12.07.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/731
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

г. Якутск

В наши дни механические повреждения занимают лидирующие позиции по инвалидизации и летальности населения, где значительное место отводится автомобильной травме. Рост парка машин в сочетании с определенным комплексом причин увеличивает и количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Современным акцентом в данной проблеме можно считать судебно-медицинскую экспертизу травмы внутри салона (кабины) автомобиля, где наиболее актуальной задачей является дифференциальная диагностика повреждений лиц, находящихся на месте водителя и пассажира переднего сидения (Паньков И.В., 2000; Фокина Е.В., 2009; Шадымов А.Б., Новоселов А.С., 2009; Новоселов А.С., 2010; Саркисян Б.А., Паньков И.В., 2011 и др.).

Только по официальным данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Российской Федерации за 2010 год в нашей стране произошло 199431 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 26 567, а 250 635 человек получили повреждения различной тяжести. В 2011 году общее количество ДТП возросло до 199868, соответственно повысились показатели погибших и раненных - 27953 и 251848.

По данным Управления ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) за 12 месяцев 2011 года на территории Республики зарегистрировано 919 ДТП, в которых погибли 157 и получили ранения 1158 человек.

Общая протяженность автодорог г. Якутска составляет порядка 234 км., из них только 65 % с асфальтовым покрытием, 75 % дорог не соответствуют норме. Этот немаловажный фактор, наряду с неудовлетворительными дорожными условиями Северного края (туман, снег, дождь, гололед) предопределяют лидирующую причину транспортных происшествий. По официальным данным 66% ДТП совершено легковыми автомобилями иностранного производства с правосторонним расположением руля.

Изучение автомобильной травмы в ЯАССР представлено в диссертационной работе В.Г. Попова (1971) «Особенности автомобильного травматизма в Якутии». За анализируемый им десятилетний период (1956-1966гг) по Республике было зарегистрировано 150 случаев автотравмы, доля которой в структуре насильственной смерти составила 10,7%. Наибольшее число автоаварий за анализируемый период отмечалось в весенние и летние месяцы, причем смертельная травма чаще регистрировалась весной, а не смертельная – зимой. Среди погибших преобладали мужчины (81%), по возрастной категории лица 20-40 лет. По видам смертельных автомобильных происшествий превалировала травма от наезда транспортного средства (столкновение, переезд, сдавление между частями автомобиля и преградой) на пешехода (75,3%), в 22,6 % случаев встречалась внутрисалонная травма. В 91 % случаев пострадавшие погибали на месте происшествия и лишь 9 % поступали в лечебные учреждения, где умирали в первые сутки пребывания. Проведенный им анализ не смертельной травмы так же выявил превалирование травмы от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом (60,7%), на 2-м месте находилась травма в кабине (салоне) автомобиля – 29,7%. При этом повреждения, причинившие средний вред здоровью установлены у 40 % пострадавших, легкий и тяжкий соответственно – 38,2 и 21,8 %.

Неугасающий из года в год интерес к изучению различных аспектов автотравмы побудил нас к анализу смертельного и не смертельного травматизма в нашем регионе. Изучение архивного материала отдела экспертизы трупов ГБУ Бюро СМЭ МЗ РС (Якутия) за 2011 г. выявило, что автотравма зарегистрирована в 4,8 % случаев от общего числа аутопсий, составляя 8 % в структуре насильственной смерти и 22 % – от механической травмы.

Традиционно занимавшая значительное место травма от наезда на пешехода уступила место внутрисалонной травме, на долю которой пришлось 60,7% всех ДТП со смертельным исходом. В меньшем числе случаев встретились травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом (29,4%), переезда колесом (5,9%) и сдавления между частями автомобиля и преградой (4%). Из погибших в салоне автомобиля чаще всего повреждения получали пассажиры, что в абсолютных числах и процентном соотношении составило 17 (54,8%) человек, при этом в 15 случаях в направительных документах не было указано месторасположение пассажира. Практически половина всех ДТП произошли с участием иномарок, которые превалировали при всех видах аварий. Абсолютное большинство пострадавших (74,5%) это лица мужского пола, в основном, возрастной группы 21-30 лет; женщины составили 25,5% и чаще всего травма у них отмечена в возрасте в 51-60 лет. Распределение смертности по временам года выглядело в следующей прогрессии: лето, весна, зима и осень.

Умерли на месте ДТП 40 (78,4%) пострадавших, из доставленных в стационар умерли в 1-е сутки – 6 и более поздний срок – 5 человек. В результате ДТП наиболее часто формировалась сочетанная тупая травма, осложнившаяся травматическим шоком и кровопотерей, а также черепно-мозговая травма; в 54,9% наблюдений пострадавшие в момент ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения.

При смертельной травме в результате столкновения автомобиля с пешеходом, переезде колесом и сдавлении между частями автомобиля и преградой распространенной локализацией повреждений явились области головы, груди, нижних конечностей. При внутрисалонной травме у водителя чаще повреждались голова, грудь и нижние конечности; у пассажиров – голова, грудь, живот и верхние конечности.

Удельный вес автомобильных происшествий в структуре не смертельных травм по данным отдела экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц составил 8% от общего числа освидетельствований.

Состав участников ДТП был следующим: пешеходы – 148 человек (39,2%), водители – 49 (12,9%) и пассажиры – 180 (47,7%). Как и при смертельной автомобильной травме преобладает травма внутри салона, удельный вес которой составил 60,7% от общего числа ДТП с не смертельным исходом. При внутрисалонной травме в 18,7% случаев отмечено опрокидывание машин преимущественно вагонной компоновки (в основном – «УАЗ-452»).

В результате ДТП в салоне автомобиля получили повреждение 84 мужчины и 145 женщин т.е., 1:1,7., при этом наиболее часто травма отмечена в возрасте 21-30 лет. Среди пешеходов количество мужчин и женщин распределилось равномерно, преобладали пострадавшие в возрасте от 10 до 30 лет. Дети до 10 лет в 18 случаях являлись пешеходами, в 7 – пассажирами.

Как показывает анализ, количество происшествий с «участием» иномарок резко превышает число ДТП с отечественными автомобилями; при этом чаще всего это были легковые автомобили. Не смертельная травма чаще встречалась летом и осенью, реже – зимой.

При «чистой» внутрисалонной травме у водителей и пассажиров одинаково часто повреждались голова, шея и конечности. При опрокидывании наблюдалась несколько иная топическая картина с преимущественным поражением головы, груди и таза.

У пешеходов повреждения преимущественно располагались в области нижних конечностей и головы.

Различным было распределение пострадавших по тяжести вреда причиненного здоровью человека. Так, пешеходам в результате ДТП чаще причинялся тяжкий вред здоровью; при травме внутри салона превалировали повреждения, причинившие легкий и средней тяжести вред здоровью с тенденцией к более тяжелым травмам в случаях опрокидывания автомобилей.

Таким образом, за исследованный период в Якутске в общей структуре автомобильной травмы внутрисалонные повреждения занимают первое место, они преимущественно происходят с участием автомобилей иностранного производства, что напрямую характеризует автомобильный парк нашего региона. Следует отметить, что более половины случаев опрокидываний автомобиля совершается при управлении популярным российским автомобилем и основным средством передвижения по бездорожью Якутска – «УАЗ-452».

Список литературы

  1. Новоселов А.С. Судебно-медицинская оценка морфологических особенностей повреждений для диагностики водителя и пассажира переднего сидения при фронтальных столкновениях автомобиля: Автореф. дис…. канд. мед. наук. – М, 2010. – 26с.
  2. Паньков И.В. Судебно-медицинское установление места расположения пострадавшего внутри салона при несмертельной автомобильной травме по повреждениям таза и нижних конечностей: Автореф. дис.... канд. мед. наук. – Барнаул, 2002. – 24 с.
  3. Саркисян Б.А., Паньков И.В. Комиссионные судебно-медицинские экспертизы при не смертельной травме внутри салона легкового автомобиля. «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики». Барнаул-Новосибирск, 2011. Выпуск 17.- С. 101-105.
  4. Сборник научных статей по актуальным вопросам судебной медицины к.м.н., до-ц. Попова Василия Гаврильевича – Якутск, 2004 – 100с.
  5. Фокина Е.В. Установление расположения водителя и пассажира переднего сиденья в салоне легковых автомобилей, оборудованных современными средствами безопасности при дорожно-транспортных происшествиях: Дис…. канд. мед. наук. – М, 2009. – 166с.
  6. Шадымов А.Б., Новоселов А.С. Возможности установления водителя и пассажира переднего сидения по особенностям повреждения конечностей. «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики». Барнаул-Новосибирск, 2009. Выпуск 15.- С. 193-198.