Вы здесь

Ушная раковина как объект идентификации личности


Publication in electronic media: 02.02.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/821
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

г. Красноярск

В последние годы значительно увеличилось количество судебно-медицинских экспертиз, касающихся идентификации личности человека, что связано с техногенными и природными чрезвычайными ситуациями, с террористическими и военными событиями и др.

К сожалению, применяемые экспертные методы исследования не всегда дают положительный результат, особенно в случаях фрагментации тел погибших.

Учитывая значимость и необходимость проведения таких судебно-медицинских экспертиз, нами было предложено использовать ушную раковину как объект идентификации для определения возраста.

Материалом для исследования послужили фрагменты хряща ушной раковины, полученные при аутопсии неизвестных (впоследствии опознанных) трупов лиц в возрасте от 17 до 74 лет, поступивших в танатологическое отделение ГБУЗ НСО "Новосибирское Областное бюро судебно медицинской экспертизы".

Исследуемый материал был систематизирован на следующие возрастные группы: 1-я – 17-21 год; 2-я – 22-35 лет; 3-я – 36-49 лет; 4-я – 50-60 лет; 5-я – 61-74 года.

Для оценки возраста определяли количественное содержание стабильных протеогликанов – остеопонтина и аггрекана в хряще ушной раковины в различные возрастные периоды с использованием методики непрямой иммунофлуоресценции.

Фрагменты хрящевой ткани изымали непосредственно из ушной раковины трупа, отсекая ее в месте проекции треугольной ямки, верхней и нижней ножек противозавитка, межкозелковой вырезки, верхней полости ножки завитка, диаметром 0,8 см. После этого из каждого фрагмента на аппарате "Microm НМ 550" (Carl Zeiss, Германия), готовились криостатные срезы толщиной 10 мкм. Срезы помещали на предметные стекла обработанные в одной плоскости поли-L-лизином. После этого осуществляли инкубацию с первичными антителами "остеопонтин Аb" и "антиаггреган Ab" (R&D, mause анти human) в течение 60 минут. Затем проводили трехкратную отмывку фрагментов в PBS. После этого исследуемый материал окрашивали вторичными антителами "Texas Red" (rabbit анти mouse); полученный субстрат заключался в 10% раствор глицерина, для более прочного прилегания срезов. Также использовали дополнительный метод окрашивания "DAPI". Инкубацию первичными и вторичными антителами проводили при температуре 24°С на термошейкере (Biosan). Флуометрию образцов осуществляли при стандартных условиях, при температуре 24°С на микроскопе "Axioscop FL40" с использованием filter set 00 (569\ 613).

Следует отметить, что при микроскопическом исследовании в зависимости от особенностей гистофлуоресценции нами получены имиджи в цветном режиме. Интенсивность специфического свечения оценивали в градациях красного и зеленого цветов. Проведенные морфо-гистохимические исследования хрящевой ткани ушной раковины позволили получить конкретные данные о морфологических изменениях и интенсивности флуоресценции, отражающей состояние и распределение остеопонтина и аггрекана.

С возрастом отмечается динамичное увеличение содержания исследуемых протеогликанов. Это подтверждается данными интенсивности флуоресценции протеогликанов, в частности – остеопонтина. Сравнительный анализ среднего значения флуоресценции остеопонтина показал, что в возрастной группе 17-21 лет он составил 911,9 усл. ед.; в группе 22-35 лет - 950,3 усл. ед.; в возрастной группе 36-49 лет – 1088,6 усл. ед.; 50-60 лет – 1376,2 усл. ед., и 61-74 лет – 1524,7 усл. ед.

Аналогичные данные были получены при выявлении количественного содержания другого протеогликана – аггрекана гистохимическим методом. Как и в случаях с остеопонтином, использование флуоресцирующего красителя позволило выявить динамичное увеличение интенсивности флуоресценции, отражающей состояние и распределение аггрекана в структуре хрящевой ткани с возрастом.

При сравнительном анализе среднего значения интенсивности флуоресценции в возрастной группе 17-21 год среднее значение показателя содержания аггрекана составило 1385 усл. ед.; 22-35 лет - 1548,3 усл. ед.; 36-49 лет - 1678,6 усл. ед.; а в возрасте 50-60 лет – 1933,4 усл. ед.

Анализируя параметры возникшей гистофлуоресценции аггрекана хрящевой ткани в последней возрастной группе, были замечены особенности изменения ее интенсивности, что может быть связано с процессом резорбции хрящевой ткани.

Представленные результаты показали:

  • при исследовании стабильных протеогликанов хряща ушной раковины, интенсивность гистофлюоресценции коррелирует с содержанием остеопонтина и аггрекана;
  • показатели изменения количественного состава остеопонтина и аггрекана объективно отражают состояние эластических свойств структуры и морфо-гистохимических особенностей состава хрящевой ткани ушной раковины в возрастном аспекте и могут использоваться в судебно медицинской практике для установления возраста.