Вы здесь

Проблема формирование научных понятий


Publication in electronic media: 25.06.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/716
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

г. Барнаул

В статье № 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» указаны основные понятия, используемые этим законом. Одним из пунктов этой статье дается определение судебной, а значит и судебно-медицинской экспертизы: это «…действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла…».

Однако многолетняя практика подготовки, переподготовки и усовершенствования судебно-медицинских экспертов показала, что многие из них не могут достаточно обоснованно рассуждать, доказывать, опровергать, обобщать, делать обоснованные выводы, четко применять основные мыслительные операции, допуская грубые логические ошибки.

В связи с этим, одной из важнейших задач, которые призвана решать система последипломного и дополнительного профессионального образования – обеспечение усвоения и пополнения врачами-экспертами системы научных знаний.

Система научных знаний и в области медицины представлена группой основных элементов: а) научные факты; б) понятия (о структурных формах, явлениях, свойствах объектов и характеризующих их величинах, о методах научного познания и т.д.); в) законы; г) теории. Эти элементы находятся в тесной взаимосвязи и между ними трудно установить четкие границы, хотя теория познания предлагает нам рассматривать их как самостоятельные единицы знания, которые выделяются в любой науке.

Так, на основе анализа научных фактов, их последующей классификации, обобщении, обосновании – образуются понятия, а из системы научных понятий – формулируются законы. Это значит, что, не оперируя понятиями, нельзя сформулировать ни один закон, и, если не усвоены понятия, то не могут быть усвоены и законы.

Мышление протекает в различных формах – понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и теории, причем, понятие – одна из высших форм мышления, форм отражения действительности. Она является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, явлений, их внутреннюю и часто противоречивую природу.

Усвоение понятий играет важнейшую роль на этапе базового профессионального образования или усовершенствования в медицинском ВУЗе, когда преподаватель может в самом начале обучения или на этапе повышения квалификации дать правильную трактовку понятиям, логике их формирования и дополнить их на основе последних научных достижений.

Понятие (лат. definitio) означает: в философии – форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; в логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

В усвоении судебно-медицинских понятий курсанты демонстрировали следующие недостатки:

  • оперируя терминами, обозначающими понятия, не могут раскрыть их содержание, указать существенные признаки, отделить их от несущественных (признаки достоверные, вероятные, сомнительные);
  • слабо дифференцируют понятия, смешивая их видовые признаки, принадлежащие к общему роду (признаки ударного воздействия и сдавления, разрыва и долома);
  • плохо усваивают связи и отношения между понятиями;
  • не умеют классифицировать понятия, проявляя беспомощность в выборе существенных признаков, которые можно было бы положить в основу классификации (при составлении диагнозов).

Очень существенным недостатком в усвоении понятий является то, что и интерны, и курсанты с небольшим стажем экспертной практики и «эксперты-стажисты» оперируют понятиями в своей учебной работе, в процессе решения различных задач и проблемных ситуаций, но определить содержание понятия в речевой форме (рассказать) не могут. Этот недостаток весьма тревожен, ведь реальность любого понятия проявляется в речи, тем более судебно-медицинский эксперт нередко допрашивается следственными органами и судом как раз для того, чтобы дать пояснения о понятиях, относящихся к медицинской науке, в которых юристы не разбираются.

Понятия возникают на базе слов и языковых терминов. Слова и термины – носители понятий, определяющие существенные признаки понятий. Если учащийся не может словесно сформулировать понятие и указать на его существенные признаки, значит, он его не усвоил.

Этот недостаток – результат двух недоработок преподавателя. Одна заключается в том, что учащийся в достаточной мере не осмыслил содержание понятия, поэтому не может своими словами раскрыть его содержание. Вторая недоработка заключается в том, что при формировании понятия преподаватель не сделал акцент на необходимость запоминания правильного и научного определения понятия.

В настоящее время, под эгидой борьбы с формализмом в образовании, понизилась требовательность к заучиванию и осмыслению определений, понятий и формулировок законов. По этому поводу надо отметить, что это приводит к еще большему вреду, т.к. появились «специалисты», которые оперируют терминами и понятиями, не понимая их смысла.

Необходимо организовать процесс формирования понятий и правильно управлять их усвоением, выделяя особенности и закономерности, которым он подчиняется. Однако в дидактических материалах высшей школы нет материалов, помогающих оптимально реализовать этот процесс, что приводит к ситуации, когда преподаватель, который должен формировать понятия, сам не очень ориентирован в этом.

Успешное овладение научными знаниями, повышение культуры умственного труда, выработка умений и навыков самообразования, высокий уровень профессиональной подготовки экспертов зависят от уровня технологичности индивидуальных мыслительных операций. Это возможно только при разумном использовании наиболее эффективных форм, методов и средств обучения, что существенно зависит от научной, психолого-педагогической и методической подготовки самих преподавателей.