г. Петропавловск-Камчатский
В раскрытии половых преступлений биологические доказательства играют важную роль. В результате осмотра места происшествия следы сексуального насилия могут быть на личных вещах потерпевшего и обвиняемого, других предметах. Материал с места происшествия изымается в том объеме, который требуется для последующего серологического и молекулярно-генетического исследования, а также помогает правоохранительным органам решить вопрос о характере совершенного насилия.
Жертвы половых преступлений не всегда могут понять свои ощущения и поэтому способны добросовестно заблуждаться относительно того, какие действия с ними совершались. Некоторые из них, особенно в детском возрасте, не ориентируясь в сути вопроса, могут давать неверный ответ. В связи с этим, без выявления объективных доказательств совершенного насилия невозможно полноценное осуществление правосудия.
Одним из основных объективных признаков бывшего полового контакта является обнаружение спермы во влагалище, ротовой полости и в прямой кишке жертвы. Большое значение имеет обнаружение спермы в области половых органов потерпевших, на коже их тела, на одежде и других предметах с места происшествия.
В Камчатском краевом бюро в настоящее время для установления наличия спермы применяются следующие методы:
- цитологический, выявляющий при микроскопическом исследовании основную морфологическую единицу спермы – сперматозоид;
- иммуннохроматографический тест SERATEC PSA SEMIQUANT, определяющий компонент спермы – простато-специфический антиген (ПСА) с помощью тестовых пластинок.
Основными требованиями, которые предъявляются к методам, применяемым для исследования биологических следов, являются достаточно высокая чувствительность и специфичность, поскольку материал нередко бывает в ограниченном количестве, а на экспертизу иногда поступают вещи со старыми следами и со следами, которые подвергались уничтожению или воздействию различных факторов внешней среды.
В содержимом влагалища сперма чаще всего выявляется в течение первых двух суток после изнасилования и значительно реже на третьи сутки. В содержимом ротовой полости и прямой кишки сроки обнаружения спермы, как правило, не превышают 1 суток.
Выявление простато-специфического антигена (ПСА) проводили с помощью тестовых пластинок. Результаты тестов оценивали в соответствии с инструкциями по их применению. Для установления наличия сперматозоидов морфологическим методом готовили цитологические препараты.
Морфологический метод является абсолютно специфичным. Однако, отрицательный результат морфологического исследования не может служить основанием для вывода об отсутствии спермы. Причинами этого могут быть:
Не всегда на вещественных доказательствах имеется достаточное количество спермы для установления ее наличия методом концентрированного извлечения сперматозоидов. В ряде случаев (недостаточное количество семенной жидкости, аспермия или олигоспермия, пятна, подвергшиеся изменениям (гнилостным, под воздействием внешней среды, лизис сперматозоидов в прямой кишке)) приводят к тому, что визуально обнаружить сперматозоиды не представляется возможным.
Широкое распространение в настоящее время получил тест SERATEC РSА SEMIQUANT, выявляющий компонент семенной жидкости – простато-специфический антиген. В судебно-биологическом отделении Камчатского краевого бюро этот метод внедрен в 2006 году. Его использование позволило повысить уровень положительных результатов поисков спермы с 7% (учитывая все поисковые реакции на сперму) в 2005 году до 20% – в 2011 году.
Тест очень чувствителен. Диапазон обнаружения ПСА этим тестом находится в пределах от 0,2 нг/мл до 100 мкг/мл.
ПСА относится к каллекреинам, многие из которых продуцируются в эндокринных или эндокринно-зависимых органах – в простате и семенниках мужчин, в молочной железе, яичниках и парауретральных железах женщин. Уровень его контролируется мужскими стероидными гормонами и наибольшее количество его выделяется эпителием человеческой простаты.
ПСА является сериновой протеазой и обладает ферментативной активностью. Он расщепляет семеногелины, вырабатываемые в семенных пузырьках, что приводит к уменьшению вязкости спермы после семяизвержения. Наибольшая концентрация ПСА определяется в семенной жидкости, где уровень его составляет 0,2-5 мг/мл. В мужской моче уровень его также может быть очень высоким и достигает 800 нг/мл и более. В сыворотке здоровых мужчин до 40 лет ПСА не превышает 4 нг/мл. После 40 лет уровень его начинает постепенно повышаться. Т.е., уровень ПСА в моче и крови мужчин входит в диапазон чувствительности теста SERATEC PSA SEMIQUANT.
Причины, способствующие повышению уровня ПСА в сыворотке крови мужчин:
Концентрация ПСА в сыворотке крови женщин значительно ниже, чем у мужчин, и составляет не более 0,2-0,3 нг/мл, что соответствует нижней границе диапазона чувствительности теста SЕRАТЕС РSА SEMIQUANT. Так как ПСА образуется в парауретральных железах женщин, малые количества его обнаруживаются в вагинальном секрете, где концентрация его несколько выше, чем в крови, и составляет от 0,4 до 0,9 нг/мл.
Результаты теста SЕRАТЕС РSА SEMIQUANT оцениваются визуальным способом. То есть, качественный анализ без количественной оценки содержания ПСА. Исходя из чувствительности этого теста видно, что в случае не обнаружения сперматозоидов при исследовании некоторых смешанных следов, категорически высказаться о присутствии спермы только на основании качественного анализа теста SЕRАТЕС РSА SEMIQUANT может быть затруднено. В таком случае целесообразно проведение дальнейшего подтверждающего анализа на присутствие спермы, например морфологического.
В судебно-биологической практике встречаются случаи несовпадения результатов биологического и молекулярно-генетического исследований. Различные результаты исследований послужили поводом для допросов со стороны следователей и посещения заседаний суда по определенным делам.
Одним из примеров, свидетельствующих об эффективности применения теста SЕRАТЕС РSА SEMIQUANT, является следующий: в феврале 2011 года в квартире обнаружен ребенок 2-х лет с признаками насильственной смерти; после вскрытия был выставлен диагноз: Закрытая черепно-мозговая травма, осложненная отеком, набуханием и дислокацией головного мозга. Закрытая травма живота: разрыв стенки желудка с развитием фибринозного перитонита. Ожоги первой степени. На экспертное исследование были предоставлены вещественные доказательства (одежда ребенка, постельные принадлежности) для установления наличия следов крови (первоначально предположений об изнасиловании не было). При их описании обратили внимание на белесоватые пятна, уплотняющие ткань. Были исследованы пятна и контрольные вырезы к ним тестом SЕRАТЕС РSА SEMIQUANT.
Получены положительные результаты на наличие спермы, которые были сообщены следователю, что определило новый виток в следственных действиях. После чего были предоставлены на исследование тампоны с содержимым ротовой полости и прямой кишки трупа ребенка. Морфологическим методом сперматозоиды не были обнаружены. Однако тест SЕRАТЕС РSА SEMIQUANT с тампоном с содержимым прямой кишки – положительный. При определении групповой принадлежности спермы происхождение ее от сожителя матери не исключилось. Затем тампон был направлен на молекулярно-генетическую экспертизу (ЭКЦ г. Хабаровска), где после проведения морфологического исследования получен отрицательный результат, что связано с недостаточным количеством исследуемого материала (изначально минимальные размеры пятен и расход материала в судебно-биологическом отделении).