Вы здесь

Возможности ультразвукового исследования для выявления «скрытых» повреждений типичных для водителя


Publication in electronic media: 05.07.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/725
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

г. Барнаул

С развитием автомобильной промышленности, вопросы безопасности участников движения выходят на первый план. Усовершенствование мер и средств безопасности приводит не только к уменьшению количества телесных повреждений, но и их тяжести. Происходит существенное изменение диагностических признаков, использующихся при оценке повреждений, формирующихся у водителя при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Известно, что тело водителя более фиксировано (верхние конечности – рулевым колесом, нижние – педалями управления), что в момент ДТП не только ограничивает смещаемость, но и сопровождается максимальными нагрузками на конечности (Солохин А.А., 1968; Ардашкин А.П., 1987; Паньков И.В., 2000; Новоселов А.С., 2010).

Установлено, что при смертельной травме внутри салона автомобиля на конечностях водителя формируются, как видимые контактные повреждения (кровоподтеки, ссадины, раны), так и «скрытые» повреждения в виде кровоизлияний в мышцы, связочный аппарат конечностей, от резкого сокращения мышц (Шадымов А.Б., Янковский В.Э., Новоселов А.С. 2006; Шадымов А.Б., Новоселов А.С. 2006, 2009, 2010).

Наиболее часто встречаются симметричные подфасциальные и внутримышечные кровоизлияния в средней трети предплечий и бедер, верхней и средней третях голеней.

Как правило, подапоневротические и подфасциальные кровоизлияния располагаются межмышечно и имеют полосчатый вид.

Нередко выявляются точечные кровоизлияния располагающиеся у основания первых пальцев кистей.

Целью исследования было выявление «скрытых» повреждений у водителей при несмертельной травме внутри салона автомобиля, используя метод УЗИ.

Объектом нашего изучения были 5 пострадавших водителя, поступившие после автомобильной травмы на стационарное лечение в краевое отделение тяжелой сочетанной травмы КГБУЗ «Городская больница № 1» г. Барнаула.

У всех пострадавших кожные покровы конечностей визуально были интактны. Двое из них активных жалоб не предъявляли. Остальные указывали на скованность в движениях, локальную болезненность в различных областях рук и ног.

При ультразвуковом исследовании у всех были выявлены идентичные вышеописанным «скрытые повреждения» в виде кровоизлияний в подкожно-жировой клетчатке, межмышечных и внутрисуставных кровоизлияний в областях предплечий, бедер и голеней.

Полученный результат подтверждает не только их типичность, но и возможность диагностики при проведении экспертиз живых лиц.

Таким образом, использование ультразвукового исследования мягких тканей, позволяет выявлять «скрытые» повреждения, что может привести к улучшению диагностики повреждений и повышению качества судебно-медицинских экспертиз.

Список литературы

  1. Ардашкин А.П. «Морфологические особенности, механизм и математическая диагностика травмы водителей и пассажиров внутри автомобилей» Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 1986. 21 с.
  2. Солохин А.А. «Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы». Медицина., 1968. 235 с.
  3. Шадымов А.Б., Янковский В.Э., Новоселов А.С. «Новый подход к оценке травмы в салоне автомобиля» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Российского центра судебно-медицинской экспертизы, 2006. С. 121-123.
  4. Шадымов А.Б., Новоселов А.С. «Некоторые особенности повреждений конечностей водителя и пассажира переднего сидения при фронтальном столкновении легкового автомобиля» // Судебно-медицинская экспертиза. – М.: Медицина, 2009. - № 1. - С. 32-35.
  5. Шадымов А.Б., Новоселов А.С. «Диагностика водителя и пассажира переднего сидения по типам посадки и динамике их перемещения при фронтальных столкновениях автомобиля» // Медицинская экспертиза и право. - М.: ЮрИнфоЗдрав, 2010. № 3. - С. 37-42.
  6. Новоселов А.С. Судебно-медицинская оценка морфологических особенностей повреждений для диагностики водителя и пассажира. Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2010. 25 с.