Вы здесь

Особенности разрушения кожи в процессе формирования колото-рубленых повреждений


Publication in electronic media: 21.08.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/734
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2012 Вып. 18

гг. Барнаул-Кемерово

Четкого объяснения механизма формирования колото-рубленых повреждений, как и определения колото-рубленой раны, в доступной литературе не имеется.

Из технических дисциплин следует, что в основе действия на материалы инструментов, имеющих острую кромку, лежит процесс резания. Под этим подразумевается отделение от основного тела или массива отдельных кусков материала, в большей или меньшей степени связанных между собой, или разделение материала на две или несколько частей (Подураев В.Н., 1974).

Все ткани человека, выполняющие защитную или опорную (каркасную) функцию, имеют слоистую структуру, в основе которой лежит волокно. Для кожи и большинства оболочек внутренних органов - это соединительно-тканные (коллагеновые и/или эластические) волокна. Ориентированность этих структур вдоль прилагаемой («гравитационной») нагрузки обеспечивает максимальную прочность кожи к вертикальной нагрузке. На механическое воздействие кожный покров реагирует как трехслойная структура из тканей с разными физическими свойствами (Саркисян Б.А., Карпов Д.А., 2011).

По С.В. Леонову (2006), повреждения кожи при воздействии острых объектов возникают от двух видов резания: торцевого и продольного по отношению к плоскости кожи. Резаная рана возникает в результате продольного резания, в то время как колотая, рубленая и колото-рубленая раны – вследствие резания в торец, колото-резаная рана – от продольно-торцевого резания.

Данные проведенного нами экспериментального моделирования свидетельствуют о том, что полностью отождествлять механизм формирования колотых, рубленых и колото-рубленых повреждений не следует.

Для выявления возможных проявлений упруго-пластической деформации в прикраевой зоне кожи в области колото-рубленых ран нами проведено моделирование процесса погружения под разными углами долота, стамески и отвертки с одинаковой длиной лезвия (10 мм) в пластилиновый блок, обтянутый липкой тонкой прозрачной полиэтиленовой пленкой.

При погружении стержня колюще-рубящего орудия вместе с ним происходит втягивание пленки в пластилиновый блок. При этом на пленке образуются множественные складки. При погружении стержня колюще-рубящего орудия под прямым углом происходит формирование крупных складок, длиной 2-4 см, которые в виде 6-8 радиальных лучей отходят от каждого из концов повреждений. Вдоль краев повреждений образуются крупные и мелкие складки. Соответственно скосу долота и стамески 10-15 крупных складок ориентированы перпендикулярно повреждению. По краям от отвесной части долота и стамески, а также вдоль краев повреждений от действия отвертки образуются 10-12 радиально ориентированных крупных складок. Мелкие складки, длиной 2-5 мм, расположены перпендикулярно краям повреждений независимо от вида орудия.

При последующем экспериментальном моделировании колото-рубленых повреждений на биоманекенах также отмечено формирование крупных складок кожи.

Вдоль краев повреждений от скоса долота и стамески образуется 12-15 складок, ориентированных перпендикулярно краям. Вдоль краев повреждений, причиненных отверткой, отвесной частью долота, стамески, и по концам повреждений от всех орудий формируются 10-12 крупных кожных складок, ориентированных радиально (рис. 1).

Графическая модель складок кожи живота

Рис. 1. Графическая модель складок кожи живота от действия под углом 90º колюще-рубящих орудий: а – со скосом лезвия (стамеска, долото), б – отвертки.

Также выявлена трансформация сетчатого рисунка эпидермиса в прикраевой зоне сквозных колото-рубленых ран в виде уплощения бугорков и распределения мелких складок поперечно длиннику раны, (рис. 2), независимо от вида орудия (отвертка, стамеска и долото).

Трансформация сетчатого рисунка эпидермиса

Рис 2. Трансформация сетчатого рисунка эпидермиса вдоль краев колото-рубленой раны живота в виде уплощения бугорков и распределения складок поперечно длиннику раны (указана стрелками); а – микрофотография (ув.16х), б – графическая модель.

Такое видоизменение сетчатого рисунка свидетельствует о проявлении остаточной деформации эпидермиса в зоне контакта с лезвием. Появление складок можно объяснить сближением пучков коллагеновых волокон в дерме и, как следствие, сморщиванием эпидермиса в результате обжатия кожей боковых стенок стержня колюще-рубящего предмета и трения о его поверхность. Если дерма, обладая упруго-эластическими свойствами, впоследствии во многом восстанавливает свою структуру, то на эпидермисе остаются своеобразные следы контактного взаимодействия.

Кроме поперечно ориентированной складчатости, остаточная деформация проявлялась также сглаженностью и нависанием краев в просвет повреждения. То есть, указанные признаки остаточной деформации свидетельствуют: во-первых, о факте выраженного давления лезвия на поверхность кожи; во-вторых, о смещаемости кожи туловища из-за ее расположения на подвижном основании (подкожно-жировая клетчатка и подлежащие мышцы).

В отличие от туловища кожа волосистой части головы практически не смещаема вследствие близкого расположения костей свода, наличия апоневротического шлема. Это должно исключить вероятность формирования проявлений пластической деформации. Для проверки данной версии нами была проведена серия экспериментального моделирования колото-рубленых повреждений на лоскутах кожи, очищенных от подкожно-жировой клетчатки и плотно фиксированных клеем «Момент» и гвоздями к твердой гладкой подложке – деревянной доске, что исключало смещение. Повреждения кожи производили ударами стамески, отвертки и долота. Возникали сквозные раны, края от действия скоса и отвесной части лезвия ровные на всем протяжении, без осаднения; обе стенки ровные отвесные; концы симметричные Т-образные. Проявлений остаточной деформации кожи в виде формирования складок или трансформации сетчатого рисунка эпидермиса не возникало.

Проведенный анализ экспериментального моделирования позволил представить следующий механизм образования колото-рубленой раны. Под давлением лезвия кожа прогибается, натягивается, но при подпороговых нагрузках нарушения ее целостности не происходит. При преодолении предела прочности кожа начинает разрушаться. Разрушение преграды начинается в зоне углов в месте схождения лезвия с торцевыми гранями, играющих роль концентраторов напряжения. В дальнейшим преграда между углами рассекается лезвием и стержень колюще-рубящих орудий погружается, втягивая края в просвет раневого канала. В контакт со стенками и краями повреждения вступают вначале поле (поля) заточки, а затем и боковые грани орудия. С этого момента стенки, края и концы кожной раны начинают взаимодействовать не с острым, а с тупым предметом – боковыми стенками резца, ребра которых (применительно к колюще-рубящим орудиям – ребра стержня) при взаимодействии выступают как дополнительные режущие кромки. Процесс трения между орудием и тканью напрямую связан с давлением орудия на стенку ткани. Давление же зависит от угла заточки лезвия: чем больше рабочий угол, тем больше давление. Упругая реакция кожи проявляется в формировании значительного прогиба (при условии наличия подлежащих мягких тканей). Поскольку края формирующейся раны значительно прогибаются, возникает их контакт с элементами колюще-рубящего объекта, обладающими свойствами твердого тупого предмета (стенками стержня), в результате чего возникает осаднение краев, которое усиливается при погружении лезвия вглубь тканей.

Список литературы

  1. Саркисян Б.А. Кожный покров как преграда механическим воздействиям / Б.А. Саркисян, Д.А. Карпов // Медицинская экспертиза и право, №4 – М, 2011. – С. 29-31
  2. Подураев В.Н. Резание труднообрабатываемых материалов /В.Н. Подураев – М.: Высшая школа, 1974. – 587 с.
  3. Леонов С.В. Рубленые повреждения кожного покрова и костей / С.В. Леонов – Хабаровск: издательство ИПКСЗ, 2006. – 267 с.