г. Красноярск
Перинатальные поражения центральной нервной системы являются наиболее часто регистрируемой патологией у детей первого года жизни. По данным эпидемиологических исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, частота постановки диагноза "перинатальная энцефалопатия" достигает 712:1000 детей до года (Пальчик А.Б., Шабанов Н.П., 2001). В качестве основного и сопутствующего заболевания данный диагноз выставляется более чем у 90% детей, получающих лечение в специализированных стационарах. В то же время, по данным большинства зарубежных авторов, частота гипоксических поражений у доношенных новорожденных составляет не более 6:1000 и колеблется от 33% до 70% у недоношенных детей.
В клинической литературе не принимаются во внимание механические повреждения нервной системы, которые остаются в тени, становясь сопутствующей патологией. Вероятно, это связано с тем, что представления о биомеханизме повреждения нервной системы ребенка в родах, а так же морфологические маркеры родовой травмы были опубликованы в последнее время (Парилов С.Л., Клевно В.А., 2008; Парилов С.Л., Цывцына Л.Ф., 2009).
Согласно биомеханики периода изгнания плода в родах, повреждения при затылочном и теменно-затылочном предлежаниях возникают в следующей последовательности:
При родовой травме нервной системы выявляется обязательное сочетание следующих 12-ти повреждений, являющимися морфологическими маркерами:
При рентгенологическом исследовании переломы костей свода черепа при целой надкостнице у новорожденных не выявляются, но четко определяется кефалогематома.
Поэтому целью исследования явилось выявление рентгенологических маркеров родовых повреждений нервной системы у грудных детей.
Нами было проанализировано 130 рентгенологических снимков новорожденных и детей первого года жизни и 50 судебно-медицинских экспертиз и патологоанатомических вскрытий новорожденных детей за 2000-2009 гг. с родовой краниовертебральной травмой. При анализе рентгенограмм были выявлены следующие рентгенологические признаки повреждения черепа и шейного отдела позвоночника: разрыв сквама-латерального синхондроза затылочной кости, деформация шейного отдела позвоночника, выраженная конфигурация головы (табл. 1).
При анализе экспертиз те же повреждения выявлены во всех случаях.
Таблица 1. Частота встречаемости рентгенологических признаков повреждения черепа и шейного отдела позвоночника у внезапно умерших детей.
№№ | Рентгенологические признаки: | 130 случаев (100 %) |
1 | Разрыв сквама-латерального синхондроза затылочной кости | 100% |
2 | Деформация шейного отдела позвоночника | 100% |
3 | Выраженная конфигурация головы | 60% |
Первичные повреждения костей черепа в процессе изгнания в родах возникает в виде разрывных трещин и ступенчатой деформации как раз в синхондрозах между основной и латеральными частями, и чешуей затылочной кости. Деформация шейного отдела позвоночника возникает в результате чрезмерного осевого давления с ротацией позвоночника во втором моменте периода изгнания родов через СI и СII на затылочную кость снизу вверх, что приводит к асимметричным надрывам и разрывам связок шейно-затылочного и межпозвоночных сочленений (Парилов С.Л., Клевно В.А., 2008; Парилов С.Л., Цывцына Л.Ф., 2009).
На изученных снимках кефалогематома нам не встречалась, но О.А. Георгиева (2005) и Laroia Nirupama (2006) выявляли до 20% линейных переломов при кефалогематомах. При исследовании свода черепа от 50 новорождённых с поднадкостничными кровоизлияниями, нами выявлено, что любое поднадкостничное кровоизлияние в своде черепа имеет механическую природу и обусловлено исключительно переломом губчатой части кости. Механизм травмы заключается в прогибании кости (костей) в области «проводной точки» в 1-м моменте периода изгнания родов с разрывом формирующихся костных балок и питающих надкостницу сосудов в области максимального сгиба, вплоть до полных переломов костей свода и последующим отслоением и смещением надкостницы относительно кости. Во время перемещения головы плода по родовому каналу тангенциальное давление усугубляет уже сформировавшееся отслоение надкостницы, увеличивая размеры кефалогематомы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что кефалогематома так же является маркером перелома костей черепа.
Рентгенологические особенности черепа новорожденных не позволяют визуализировать деформацию латерально-базилярных и сфено-окципитального синхондрозов черепа, но дают возможность ее предположить, учитывая обязательность 12-ти морфологических маркеров.
По нашему мнению перечисленные рентгенологические признаки согласуются с морфологическими находками и являются рентгенологическими маркерами переломов основания черепа ребенка.
При сравнении рентгенологических признаков повреждений черепа и шейного отдела позвоночника с морфологическими изменениями обнаружены следующие закономерности: