Вы здесь

Год рождения – 1922: две жизни, две судьбы


Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/346
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ

Долгие годы эти две хрупкие женщины были лицом самого главного и сложного в судебной медицине отдела – танатологического. Их жизнь была посвящена медицине. Они не были руководителями, не имели ученых званий и степеней. Всю свою жизнь честно и добросовестно служили однажды выбранному делу, самоотверженно отдавая ему все свои знания и силы.

Белла Борисовна Замураева родилась в Гомельской области, в белорусской деревне Бортломеевка. В Казань приехала пятнадцатилетней девочкой в 1937 году. Училась на рабфаке и после его окончания собиралась идти в финансово-экономический институт, но по совету родственников в 1938 году подала документы в медицинский институт на педиатрический факультет. Начавшаяся война внесла свои коррективы. Учиться пришлось в ускоренном темпе − фронту нужны были врачи. Все юноши после третьего курса были направлены на фронт в качестве «зауряд-врачей». Для девушек учеба продолжалась до октября 1942 года. Вечером 26 октября 1942 г. состоялся прощальный вечер, а уже в 6 часов утра следующего дня всех выпускниц мобилизовали в ряды РККА.

Это был самый разгар войны. Вчерашние студенты, досрочно закончившие институт, продолжили учебу на курсах в Москве. На протяжении месяца выпускники овладевали знаниями по военной медицине, учились выносить пострадавших с поля боя, разворачивать в полевых условиях лазареты, делать перевязки, оперировать, обрабатывать инструментарий. Несмотря на войну, голод, напряженную учебу, курсанты находили возможность посещать МХАТ и Малый театр, которые продолжали давать спектакли, слушали выступления знаменитых певцов: Козловского, Михайлова, Лемешева и других. Эти воспоминания согревали их души в период долгой дороги на поезде в Брянские леса, куда молодые врачи прибыли для разворачивания медицинской части и оказания неотложной врачебной помощи на поле боя.

Начались тяжелые, холодные, бессонные фронтовые будни. Ежедневно медсанчасть перемещалась вслед за фронтом, необходимо было в любых условиях оперативно развернуть санитарные палатки и начать принимать поток раненых. Спасти жизни раненым – это была главная задача, но не менее важным была и психологическая работа с теми, кто уже не мог больше воевать, − безногими, слепыми, контуженными.

Подчас сложно было определить, когда был день, а когда ночь – целыми сутками медики находились в палатках, у постели раненых, в перевязочной, операционной, где при свете одной маленькой лампы, без окон, проводились тяжелейшие хирургические операции. Сложно было не только физически, но и морально. Как сказать тяжелораненому молодому бойцу о том, что ему необходима ампутация раздробленных в результате осколочного ранения ног, как объяснить, что без операции он погибнет. Время ограничено – прибывают новые раненые, которым также срочно нужно оказать помощь.

Победу ефрейтор Замураева встретила в деревне Фартен, недалеко от Балтийского моря. За участие в военных действиях Белла Борисовна была награждена орденом «Красная Звезда», медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В судебную медицину Белла Борисовна попала, по ее словам, случайно. В 1949 году в Минздраве ТАССР, куда она обратилась после демобилизации, ей предложили на выбор работу в санэпидемстанции и бюро судебно-медицинской экспертизы. Она предпочла судебно-медицинскую экспертизу, где и проработала 55 лет. В ее трудовой книжке всего три записи: военный врач Советской Армии, врач санчасти комендатуры Ребеля, где она служила после окончания войны и до демобилизации, и врач судебно-медицинский эксперт Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы ТАССР.

Поначалу работать было очень сложно, но со временем, как говорила сама Белла Борисовна, она «приросла душой к судебной медицине». Ее учителями были профессор Андрей Дмитриевич Гусев и начальник бюро Александр Александрович Поспелов, которые оказывали молодому специалисту не только теоретическую, но и практическую помощь, принимали непосредственное участие в экспертных исследованиях.

Коллегой и близкой подругой Беллы Борисовны была София Хафизовна.

София Хафизовна Мубаракшина родилась в 1922 г. в г.Кологриве Горьковской области. С детства она мечтала стать врачом, поэтому в 1940 году она поступила на лечебный факультет Казанского медицинского института. Ее студенческие годы пришлись на военное время. София Хафизовна с отличием закончила институт в 1945 году.

С судебной медициной София Хафизовна познакомилась, будучи студенткой пятого курса. С увлечением слушала лекции профессора А.Д.Гусева, поэтому после завершения учебы сразу выбрала для себя судебную медицину. С 1945 по 1948 годы София Хафизовна училась в аспирантуре при кафедре судебной медицины, а затем в течение десяти лет работала ассистентом этой кафедры. Ею была подготовлена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Смертельные травматические телесные повреждения», но, к сожалению, подобные работы, посвященные статистическому анализу, в то время не жаловали и защититься Софии Хафизовне не разрешили.

В 1958 году по семейным обстоятельствам София Хафизовна переехала в г.Оршу, где стала работать врачом судебно-медицинским экспертом Оршанского бюро судебно-медицинской экспертизы.

После возвращения в 1971 году в г.Казань София Хафизовна была принята на должность врача судебно-медицинского эксперта отдела экспертизы трупов РБСМЭ МЗ РТ, где и проработала до октября 1998 г.

На протяжении нескольких десятилетий Белла Борисовна и София Хафизовна работали рука об руку. Их рабочие столы в кабинете располагались рядом. Общими были книги, карандаши, ручки и даже экспертизы. Эти две удивительные женщины живо обсуждали исследования как у стола, так и в кабинете. Каждая из них искала ответы на поставленные следствием вопросы в книгах, потом они делились своими рассуждениями и вместе формулировали экспертное заключение. Это были своего рода первые комиссионные исследования. Белла Борисовна вспоминала: «Мы с ней работали одинаково. Ни Софья Хафизовна без меня не напишет выводы, ни я без нее. Я ей прочту, она – мне. Что-то убавим, что-то прибавим».

Главными качествами в работе обеих подруг были их трудолюбие, добросовестное и честное отношение к повседневной работе. Выполненные ими экспертизы неизменно отличали глубина и полнота исследования, обоснованность экспертных выводов. За годы работы в бюро ни одна из них не допустила серьезных ошибок, не было назначено ни одной повторной комиссионной экспертизы, в которой были бы изменены выводы.

Обеих отличала доброжелательность, терпеливость, высокая порядочность и готовность всегда придти на помощь своим коллегам, не считаясь со временем. Их объяснения любых, самых сложных случаев всегда были понятными и аргументированными. Практически все эксперты бюро могут считать Беллу Борисовну и Софию Хафизовну своими наставницами. Два врача судебно-медицинских эксперта, достойно выполнявшие свой гражданский и профессиональный долг, - вот пример для подражания для всех сотрудников бюро.