Вы здесь

Причины прироста смертности от автотравм среди лиц трудоспособного возраста в г. Казани


Publication in electronic media: 04.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/325
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ

Одной из причин преждевременной и скоропостижной гибели населения является автотравма, что особенно актуально для лиц трудоспособного возраста, когда гибель индивидуума оборачивается для общества потерей работника и его вклада в экономику страны.

За полувековой период мониторинга насильственной смертности в Республике Татарстан автотравмы имели стойкую тенденцию к росту, но с 2003 г. отмечается замедление и небольшое снижение гибели населения от автотравм. Отличная от общереспубликанской ситуация наблюдается в г. Казани, где с 2005 г. имеется новый подъём смертности от автотравм. При этом ежегодный прирост в абсолютном исчислении шёл по нарастающей и за четыре года составил 68%.

Предпринятое нами исследование имело своей целью изучить причины прироста смертности от автотравм лиц трудоспособного возраста по материалам г.Казани за 2005-2008 г.г.

В ходе анализа было выявлено, что в структуре избыточного к уровню четырёхлетней давности прироста 3/5 смертей от автотравм обеспечили мужчины. При этом распределение по возрасту показало, что 62% «новых» случаев среди мужчин приходится на возрастную группу до 40 лет, в том числе: 27% – в 20-24 года, 17% и 13% – в 25-29 и 35-39 лет. Среди женщин больше половины (55%) всех избыточных смертей от автотравм произошло в более раннем, нежели у мужчин возрасте – до 30 лет, в том числе: 24% – в 20-24 года, 21% – до 20 лет и 10% – в 25-29 лет. Соотнесение возрастной частоты гибели от автотравм демонстрирует почти трёхкратное превышение интенсивных показателей смертности мужчин, нежели смертности женщин. А в возрастных группах 25-29 лет и 30-34 года различия доходят до 7-8 раз.

Наибольший прирост гибели от автотравм имеет место во время летне-осенней эксплуатации автомобилей с пиком в сентябре – активном начале трудовой деятельности после отпускного периода. Другой пик приходится на конец года, что, кроме погодных зимних условий, определяется и «праздничным» настроением наших граждан и снижением внимания на дорогах.

Отмечается рост смертельных исходов автотравм, связанных с травмой головы потерпевших. За последние три года наблюдений в г.Казани увеличилось число закрытых черепно-мозговых травм (ЗЧМТ) и открытых черепно-мозговых травм (ОЧМТ) (в 2 и 1,5 раза), тогда как несколько снизилось число внутричерепных травм (ВЧТ) (на 33%). При этом увеличение ЗЧМТ произошло за счёт мужчин, показатель среди которых почти в 3 раза выше аналогичного женского, а вот рост ОЧМТ, как и снижение ВЧТ, произошло благодаря женской субпопуляции.

За последние четыре года значительно увеличилось число случаев гибели от автотравм в состоянии алкогольного опьянения. Регистрируется рост «средней» и «тяжёлой» степеней опьянения (46-50%), «легкого» опьянения – 90%. Вместе с этим практически отсутствуют изменения уровня «незначительного» опьянения.

Вывод:

Современный прирост смертельных случаев от автотравм в трудоспособном возрасте среди населения г.Казани обусловлен увеличением гибели мужчин средних возрастов с тяжелыми травматическими повреждениями головы и, как правило, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.