Вы здесь

К вопросу о значении, придаваемому договору об оказании медицинских услуг подзаконными нормативно-правовыми актами


Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/341
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО
«Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава

Постановлением № 27 от 13 января 1996 г. Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (далее – Правила) [2].

Поскольку такое Постановление Правительства Российской Федерации является подзаконным правовым актом, регулирующим отношения в связи с оказанием медицинских услуг, постольку оно призвано раскрыть структуру и порядок реализации этих отношений.

Под субъектом оказания медицинских услуг – исполнителем – Правила понимают «лечебно-профилактические учреждения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования» (п.1) [2].

Однако «медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования» являются образовательными учреждениями – режим их имущества определяется законодательством об образовании.

Что касается клиник, т.е. оказывающих медицинские услуги подразделений образовательных и научно-исследовательских заведений, то их правовая характеристика законодательством не определена.

Частные же организации не имеют организационно-правовой формы учреждения. Они создаются в иных формах коммерческих и некоммерческих организаций. В отличие от государственных и муниципальных учреждений они основаны на имуществе не государственной или муниципальной, а частной принадлежности – им принадлежит имущество не на праве оперативного управления, а на праве собственности. Поэтому частные коммерческие и некоммерческие организации не являются и не могут именоваться учреждениями.

Учреждения и юридические лица в иных организационно-правовых формах принципиально различаются режимом имущества. В частные организации имущество поступает только по договорам об оплате медицинских услуг. В учреждения здравоохранения имущество поступает как от собственника по смете (не в порядке оплаты медицинских услуг), так и от плательщика по договору (в порядке оплаты медицинских услуг) – равно из государственных внебюджетных фондов ОМС и от иных плательщиков.

Платными Правила называют медицинские услуги населению, дополнительные к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (п.1) [2].

Тем самым ими предусматривается различение режима имущества учреждений здравоохранения также и в зависимости от личности плательщика: услуги, за которые оплату производят государственные внебюджетные фонды ОМС, обособляются от тех, которые оплачивают иные плательщики. И лишь последние Правилами признаются «платными».

«Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением» (п.4) [2]. Разделяя «платные» и составляющие гарантированный объем бесплатной медицинской помощи услуги в зависимости от личности плательщика (что законом не предусмотрено), Правила нарушают установления закона, предусматривающего, что учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с учредительными документами (п.2 ст.298), а не по специальному разрешению органа управления здравоохранением [1,2].

Равным образом, Правила в противоречии с названными положениями закона (п.2 ст.298), несмотря на то, что любая оплата медицинских услуг является доходами, обособляют в зависимости от личности плательщика «основную деятельность» учреждений здравоохранения и «платные» медицинские услуги, обязывая вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность по ним раздельно (п.7) [2].

При этом Правила не предусматривают подобного деления доходов для частных организаций, которые могут равно оказывать «платные» услуги и участвовать в программах ОМС, получая средства из государственных внебюджетных фондов ОМС, так же как государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Для частных организаций все услуги – платные.

Тем самым, вместо нахождения общего в деятельности по предоставлению медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и частными коммерческими и некоммерческими организациями, Правила еще больше усугубляют различия между ними.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (п.3 ст.120), каким, в частности, является Постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее Правила предоставления платных медицинских услуг медицинскими учреждениями [2].

Однако имущественное устройство учреждений подобные акты изменять не могут: особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п.3 ст.212) [1,2].

Тем самым, изменяя порядок владения, пользования и распоряжения доходами учреждений здравоохранения по сравнению с установленным законом (обособляя в ряду приносящих доходы категорию платных услуг и устанавливая разрешительный порядок их предоставления вместо предусмотренного уставными документами), Правила нарушают закон.

Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее Правила предоставления платных медицинских услуг медицинскими учреждениями, не предназначено для определения особенностей правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений, поскольку является исполняющим предписание законодательства о защите прав потребителей, а не гражданского кодекса [1,2].

Таким образом, объектом правоотношений, складывающихся в связи с оказанием медицинской помощи, Правила признают «платные» медицинские услуги.

Закон не предусматривает выделение категории «платных» услуг, признавая все услуги объектами гражданских прав, предоставляемыми равно на возмездной основе по договору [1].

Ассоциируя категорию услуги с личностью плательщика, Правила разделяют их вопреки общему потребительскому назначению.

Разделение услуг, составляющих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, и «платных» медицинских услуг означает, что из факта их оказания вытекают разные правовые последствия для участников.

Однако по обязательствам из причинения вреда при оказании гражданам составляющих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и «платных» медицинских услуг правовые последствия одинаковы.

Для частных организаций, оказывающих составляющие гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в рамках программ ОМС и «платные» медицинские услуги, правовые последствия также одинаковы.

Такие последствия неодинаковы для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения ввиду различий правового режима их имущественного устройства и административного режима управления их деятельностью, а также того, что оплату составляющих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи услуг в качестве публичного плательщика осуществляет собственник их имущества (государство или муниципальное образование), а оплату «платных» услуг – частный плательщик. Но распространение целей учета государственного и муниципального имущества на правоотношения, складывающиеся в интересах потребителей, не согласуется с предусмотренным законом назначением Правил.

Правила предусматривают, что медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации (п.5). Однако это условие применимо не только к «платным», но к любым медицинским услугам, оказываемым в Российской Федерации: в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке [1,2].

Согласно Правилам предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (п.3) [2].

Предоставление медицинских услуг осуществляется лишь при наличии лицензии на избранный вид деятельности, но не сертификата, являющегося документом специалистов-работников.

Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п.6) [1,2].

Согласно Правилам медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов (п.10) [2].

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. Исполнитель − индивидуальный предприниматель − должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги; сведения об основных потребительских свойствах услуг, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (перечень услуг, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации); цену и условия приобретения услуг; место нахождения, фирменное наименование (наименование) исполнителя и место нахождения организации (организаций), производящей информацию о правилах оказания услуг; указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.

В соответствии с общегражданским законодательством цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, притом что публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, включая медицинское обслуживание. Некоммерческие организации, включая учреждения, не могут быть стороной публичного договора [1,2].

Таким образом, во-первых, вопреки действующему законодательству Правила предусматривают обязательность предоставления информации только об услугах, оплату которых производит плательщик иной, чем государство. Во-вторых, Правила обязывают исполнителя предоставлять не предусмотренные действующим законодательством сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Вместе с тем Правила оставили без внимания установления закона, нуждающиеся в детализации применительно к оказанию медицинских услуг, поскольку влекомые правовые последствия в значительной степени определяются спецификой соответствующих отношений:

  1. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой услуги, исполнитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков.
  2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.
  3. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Правила предусматривают, что цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9) [1,2].

Правила воспроизводят положения закона в том, что при несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

Список литературы

  1. Федеральные законы от 30.11.94 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая»; от 26 января 1996 года № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая» (в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 № 110-ФЗ, от 24.10.1997 № 133-ФЗ, от 17.12.1999 № 213-ФЗ);
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».