Вы здесь

О необходимости развития системы обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики автотравматизма


Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/344
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ

Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, приобретает особую остроту для общества и государства в области безопасности дорожного движения (БДД), однако имеет место недостаточная эффективность функционирования системы обеспечения БДД [6, 9].

В Федеральном законе РФ «О безопасности дорожного движения» изложены основные принципы [1]:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении (ДД), над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение БДД над ответственностью граждан, участвующих в ДД;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении БДД;
  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению БДД.

Однако в обществе недостаточно обращается внимание на укрепление дорожной культуры, которая должна прививаться с раннего детства и сопровождаться соответствующими воспитательными мерами на протяжении всей жизни. Каждый участник ДД должен знать, что несоблюдение им установленных правил рассматривается как нарушение прав и покушение на жизнь, здоровье и благополучие законопослушных граждан [5].

Основным инструментом решения общегосударственной проблемы БДД должны стать федеральные и региональные программы [10].

На федеральном уровне уже много лет действуют программы повышения БДД, на их основе приняты региональные программы. Механизм целевых программ по БДД обеспечивает единую систему мер по всей вертикали власти. Однако в ближайшее время необходимо добиться, чтобы региональные программы стали действенным рычагом решения проблем ДД.

Анализ причин и факторов, обусловливающих дорожно-транспортные происшествия (ДТП), позволяет обосновать комплекс мер, направленных на их профилактику. Эти меры должны охватывать все стороны, порождающие ДТП. Вопросами привития каждому гражданину внутренней потребности в соблюдении правил ДД должны заниматься семья, органы народного образования, внутренних дел и средства массовой информации. Органы и учреждения здравоохранения должны учитывать характер дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) и обеспечить высокое качество оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на всех этапах медицинской эвакуации [4, 7, 8], а судебно-медицинская служба должна организовать качественное проведение судебно-медицинских экспертиз жертв ДТП.

Приоритет финансирования программ по БДД должен стать на долгую перспективу одним из главных для Федерального Собрания, Правительства РФ, региональных и местных органов власти. Финансовое обеспечение мероприятий по БДД в полном объёме позволит установить жесткий спрос за достижение результатов со всех ответственных органов власти и управления [3].

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня дорожной аварийности в России, следует отнести:

  • пренебрежение участниками ДД требованиями БДД, недисциплинированность водителей транспортных средств (ТС) и их недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие необходимой ответственности руководителей транспортного комплекса всех уровней, отсутствие всеобщего понимания в обществе важности мероприятий по обеспечению БДД;
  • несовершенство системы управления БДД, отсутствие акцента на проблеме БДД в государственной политике в области транспорта;
  • недостаточность технического обеспечения системы БДД в части несоответствия требованиям безопасности технического уровня дорожного хозяйства, ТС, технических средств организации ДД, обучения и переподготовки водителей, систем связи, своевременного обнаружения ДТП и оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • высокие темпы автомобилизации в России и отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности ДД.

По данным Международного транспортного форума по проблемам БДД необходимо принятие следующих мер в области обеспечения БДД в России [7]:

  • разработка предложений по формированию эффективной государственно-общественной системы обеспечения БДД на основе разграничения и закрепления в нормативных документах полномочий и ответственности всех субъектов управления в этой сфере;
  • поддержка законодательных и административных инициатив государственных органов управления по обеспечению неотвратимости и ужесточению наказания за нарушения правил ДД как мер, направленных на защиту жизни и здоровья населения;
  • совершенствование ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем дальнейшего его наполнения нормами прямого действия, трансформировав его в «Кодекс дорожного движения»;
  • активное привлечение научного сообщества для прогнозирования развития ситуаций ДД, разработки комплекса организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих максимальную эффективность использования средств и ресурсов, создания новой техники и технологий обеспечения активной и пассивной безопасности ТС с использованием новейших материалов и информационных технологий;
  • проведение мониторинга общественного мнения по проблемам БДД, формирование общепринятых в мировом цивилизованном сообществе поведенческих стереотипов транспортной культуры;
  • развитие общественного движения по привлечению населения к решению вопросов БДД путем создания Всероссийского общественного движения «За безопасность на дорогах»;
  • придание, опираясь на опыт Международного союза автомобильного транспорта (IRU), приоритетного характера развитию международных и профессиональных контактов в области организации ДД;
  • проведение на постоянной основе международных семинаров и конференций по проблемам БДД с целью прогнозирования развития ситуации и адаптации к российским условиям предупреждающих мер;
  • считать повышение БДД России одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность, интеграцию транспортной системы РФ в общеевропейскую, приведение ситуации на дорогах страны в соответствие с мировыми требованиями.

Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение БДД в 2006-2012 годах» (далее – Программа) [2].

Целью Программы является сокращение погибших и пострадавших в результате ДТП, задачами выступают:

  • предупреждение опасного поведения участников ДД;
  • развитие системы подготовки водителей ТС и их допуска к участию в ДД;
  • сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
  • сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в ДТП;
  • повышение уровня безопасности ТС;
  • существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения БДД на федеральном, региональном и местном уровнях управления;
  • совершенствование правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения БДД.

Важнейшими индикаторами Программы являются снижение:

  • транспортного риска (количество лиц, погибших в ДТП, на 10 тысяч ТС);
  • социального риска (количество лиц, погибших в ДТП, на 100 тысяч человек населения);
  • тяжести последствий (количество лиц, погибших в ДТП, на 100 пострадавших);
  • количества мест концентрации ДТП;
  • количества ДТП с участием водителей со стажем управления ТС менее 3 лет;
  • количества детей, пострадавших в ДТП по собственной неосторожности.

Таким образом, современная обстановка с аварийностью и наличие проблемы обеспечения БДД в России требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии. Необходимы координация усилий государства и общества, концентрация федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественных институтов.

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 02.03.1999 г. №41-ФЗ (последняя редакция от 01.12.2007 г. №309-ФЗ).
  2. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №100 «Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»».
  3. Декларация Международного транспортного форума по проблемам безопасности дорожного движения (Москва, 15 дек. 2004 г.).
  4. Анцев, Г.В. Анализ предложений по оснащению медицинскими системами автомобильного транспорта Северо-Западного региона/ Г.В. Анцев, И.С. Голубев, А.В. Новожилов // Вестник Северо-Западной академии медико-технических наук. – 1996. – №1. – С.38-41.
  5. Ахмеров, Ф.Р. Проблемы управления при организации оказания экстренной медицинской помощи пораженным вследствие дорожно-транспортных катастроф / Ф.Р. Ахмеров, И.Ю. Родионов, О.Н. Максимов // Актуальные вопросы медицины катастроф. – 2000. – С.21-24
  6. Кулеша, Н.В. Медико-социальная и экспертная оценка дорожно-транспортного травматизма в современных условиях (на примере Амурской области): Дис. … канд. мед. наук. – Хабаровск, 2006. – 190 с.
  7. Тажиев, Е.Б. Оптимизация структуры здравоохранения как фактор предотвращения экономических потерь от дорожно-транспортного травматизма / Е.Б. Тажиев, Г.П. Касымова, Е.Ж. Коспанов // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. – 2002. – №3. – С.114-116.
  8. Фархатов, А.З. Дорожно-транспортный травматизм – как медико-социальная проблема: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Уфа, 2000. – 18 с.
  9. Филиппов, А.А. Проблемы дорожно-транспортного травматизма / А.А. Филиппов, О.П. Голева, В.В. Мамонтов // Здравоохранение Сибири. – 2002. – №4. – С.9-11.
  10. Шипунов, Д.А. Эпидемиологическая модель дорожно-транспортного травматизма крупного промышленного центра: Дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2001. – 155 с.