Кафедра судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава
Развитие и совершенствование методов судебной медицины в последние годы значительно повысили возможности судебно-медицинской экспертизы трупов, живых лиц и вещественных доказательств, что нашло достаточно полное отражение в современной судебно-медицинской литературе. Вместе с тем, постоянно меняющееся уголовное и гражданско-правовое законодательство требует постоянного уточнения вопросов процессуальных обязанностей и прав экспертов, что является необходимым звеном успешного решения экспертных задач и функционирования надежной правовой системы в стране.
Обязанности эксперта предусмотрены ст.16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ ОГСЭД РФ) [3].
Уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательство в целом повторяют положения ст.16 ФЗ ОГСЭД РФ. Вместе с тем, ст.62 УПК РФ обязывает эксперта при наличии оснований для отвода, предусмотренных ст.61, 70 УПК РФ, устраниться от участия в производстве по уголовному делу1 [2].
Гражданское процессуальное законодательство (ст. 85 ГПК РФ), кроме вышеизложенных положений, обязывает эксперта: 1) дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу2; 2) явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением3 [1].
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст.11 УПК РФ) обязанность разъяснения эксперту его процессуальных прав (а также обязанностей и ответственности) и обеспечение возможности их осуществления лежит на суде, прокуроре, следователе и дознавателе. В гражданском процессе права эксперта, его обязанности и ответственность разъясняет председательствующий (ст. 171 ГПК РФ).
Как участник уголовного процесса, эксперт имеет право на уважение чести и достоинства личности. В ходе уголовного процесса запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь эксперта, а также обращение, создающее опасность для его жизни и здоровья (ст.9 УПК РФ). Более того, при наличии достаточных данных о том, что эксперту (его близким родственникам, родственникам или близким лицам) угрожают опасными противоправными действиями (убийством, применением насилия и т.д.), суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель должны принять в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные соответствующими статьями УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.
Наряду с другими участниками уголовного процесса, эксперт имеет право выступать (давать заключения и показания) в суде на родном языке или другом языке, которым он владеет, если он не владеет или недостаточно владеет языком судопроизводства (ст. 18 УПК РФ); на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ); заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 119 УПК РФ).
В процессе судебного разбирательства эксперт имеет право заявлять возражения и ходатайства, подлежащие занесению в протокол. Председательствующий вправе предоставить эксперту возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в части, касающейся его показаний (ст. 259 УПК РФ).
Специальные права эксперта (как независимой процессуальной фигуры) определены ст.17 ФЗ ОГСЭД РФ. В соответствии с положениями этой статьи эксперт вправе: 1) ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения; 2) делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний; 3) обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты вправе совместно анализировать полученные результаты; составлять и подписывать совместное заключение (при отсутствии разногласий); давать отдельное заключение (при несогласии с мнением других экспертов) (ст.22 ФЗ ОГСЭД РФ).
В случае, если участник процесса (подозреваемый, обвиняемый, его защитник), присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, об отмене разрешения участнику уголовного процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы (ст.24 ФЗ ОГСЭД РФ).
Специальные процессуальные права эксперта расширяет ряд статей УПК РФ. Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы (ст.57 УПК РФ); 2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов (ст.57 УПК РФ); 3) участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы (ст.57 УПК РФ); 4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования (ст.57 УПК РФ), а также значение для уголовного дела (ст.204 УПК РФ); 5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права (ст.57 УПК РФ); 6) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения (ст.57 УПК РФ) 4; 7) на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные)) (ст.131 УПК РФ); 8) на вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись им в порядке служебного задания (ст. 131 УПК РФ); 9) возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства (ст.199 УПК РФ). При допросе в суде эксперт вправе рассчитывать на предоставление времени, необходимого для подготовки ответов на вопросы (ст.282 УПК РФ).
В рамках гражданского процесса права эксперта устанавливает 85 ст. ГПК РФ. В соответствии с данной статьей эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; 2) просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; 3) задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям; 4) ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертов. Согласно ст.95 ГПК РФ, эксперт имеет право на возмещение понесенных в связи с явкой в суд расходов на проезд, расходов на наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и на вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Процессуальное законодательство (ст.16 ФЗ ОГСЭД РФ и ст.57 УПК РФ) предусматривает ряд мер запретительного характера по отношению к эксперту.
Эксперт не вправе:
Ряд мер запретительного характера по отношению к эксперту предусматривает ст.85 ГПК РФ. В целом они повторяют вышеописанные положения. Вместе с тем, ст.85 ГПК РФ не позволяет эксперту и (или) государственному судебно-экспертному учреждению отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.
В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой ст.96 и ст.98 ГПК РФ.
В уголовном и гражданском процессах выяснение оснований для отвода эксперта является очень важным моментом назначения судебно-медицинского эксперта по делу.
Решение об отводе эксперта принимается в установленном законом порядке. В соответствии ст.69, 70 и 165 УПК РФ к таким лицам относятся дознаватель, следователь, прокурор и суд. Законом также указан круг иных лиц (участников уголовного судопроизводства), которые вправе заявить отвод эксперта (ст.62, 198 УПК РФ), к ним относятся подозреваемый, обвиняемый, защитник, обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители.
В гражданском процессе обязанность выяснения оснований для отвода эксперта лежит на судье. Вместе с тем, отвод эксперту (при наличии оснований) может быть заявлен лицами, участвующими в деле (ст.19 ГПК РФ).
Процессуальное законодательство, наряду с вопросами обязанностей и прав эксперта, определяет и вопросы его ответственности.
Заведомая ложность заключения эксперта, установленная вступившим в законную силу приговором суда, может служить основанием возобновления производства по уголовному делу (ст.413 УПК РФ), а также в гражданском процессе основанием для пересмотра решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу (ст. 392 ГПК РФ).
Вышеизложенное свидетельствует, что в соответствии с действующим процессуальным законодательством правовой статус судебно-медицинского эксперта способствует успешному решению экспертных задач, а, следовательно, надежному функционированию правовой системы в стране. В существующих правовых рамках судебная медицина обрела новые возможности. Поэтому роль судебной медицины в уголовном и гражданском процессах будет неуклонно возрастать.