Вы здесь

Оценка результатов рентгеноспектрального флуоресцентного метода при исследовании повреждений, причиненных стеклом


Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/338
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ

Рентгеноспектральный флуоресцентный анализ (РСФА) позволяет определять наличие металлов в повреждениях [7]. При взаимодействии с кожей в зоне контакта происходит наслоение элементного состава травмирующей поверхности на края повреждения [2, 6]. В практической деятельности судебно-медицинских экспертов и следственных работников сложился определенный стереотип оценки результатов этого метода. Как правило, при превышении в сравнении с контролем содержания железа в краях повреждений предполагается, что травмирующий предмет состоял из металла [1, 2]. Однако накопленный нами практический материал и проведенные экспериментальные исследования позволяют по-другому оценить результаты РСФА. Возможно обнаружение железа в повреждениях, причиненных стеклянными бутылками как неповрежденными, так и острой кромкой их осколков [5].

В рамках рассматриваемой проблемы представляем случай исследования повреждения, причиненного оконным стеклом. Согласно обстоятельствам, указанным в постановлении, труп гр.Н. был обнаружен дома с колото-резаными ранами шеи, лица, правой верхней конечности. Окно на кухне было разбито, на полу лежали осколки стекла, испачканные кровью.

На экспертизу в физико-техническое отделение был доставлен лоскут кожи с области левой боковой поверхности верхней трети шеи. Представленный объект находился в полиэтиленовом пакете на листе картона. На лоскуте кожи имелось одно сквозное повреждение, не загрязненное кровью. Перед началом исследования лоскут кожи направлялся в спектральную лабораторию для определения наличия металлов в краях повреждения. В процессе рентгеноспектрального анализа в краях раны было обнаружено повышенное, в сравнении с контролем, содержание железа. Других металлов не выявлено.

Повреждение с области левой боковой поверхности шеи при сведенных краях имело длину 46 мм, извилистую форму, лоскутные края, гладкие отвесные стенки, правый конец повреждения был остроугольный, левый − «Г»-образный, шириной 3 мм. При стереоскопии с использованием отраженного света, бокового освещения и поляризации при увеличении до 100 раз осколки стекла в повреждении не обнаружили. Это послужило поводом для проведения рентгенологического исследования лоскута кожи. На рентгенограмме обнаружили точечное затемнение в толще лоскута кожи на расстоянии 3 мм от края раны. Затемнение имело овальную форму, неравномерную интенсивность с краевым размытием, размеры 0,8 х 0,6 мм.

Для выявления осколков стекла лоскут кожи был разрушен методом мокрой минерализации под воздействием азотной кислоты с добавлением спирта. В осадке минерализата обнаружили фрагмент овальной формы размером 0,8 х 0,6 мм, плотный, прозрачный, в котором на гранях излома при косо падающем свете определялось свечение, в поляризованном свете луч света преломлялся.

Имеющиеся среди судебно-медицинских экспертов попытки объяснить присутствие железа в повреждениях от стекла оказались несостоятельными. Так, например, превышение, в сравнении с контролем, уровня железа в ранах не может быть результатом попадания водопроводной воды в зону повреждения, поскольку контрольный лоскут кожи находился в тех же условиях. Обнаружение железа также не может быть объяснено трением о металлический кузов или прочие конструкции при транспортировке и перемещении трупа, поскольку повреждения, исследованные нами, были расположены на различных, в том числе и на невыступающих поверхностях тела. В этой связи нами были изучены некоторые основы стеклопроизводства.

Оконное стекло и посуда изготавливаются из кварцевого песка. В его химический состав входят: окись кремния − 99,1%; окись железа − 0,18%; окись алюминия − 0,24%; окись кальция − 0,08%; окись магния − 0,11; прочие примеси − 0,29%. Кроме того, сырьем для производства стекла служат молотый песчаник, кварцит и жильный кварц. В стеклопроизводстве используется только сырье, соответствующее ГОСТу, согласно которому для оконного стекла пригодны следующие марки кварцевого песка, молотого песчаника, кварцита и жильного кварца: ВС-040-1, ВС-050-1, С-070-1, С-070-2 и ПБ-150-1. В зависимости от марки сырья содержание основных элементов колеблется в следующих пределах: диоксид кремния (SiO2) 95,0 − 98,5%, оксид алюминия (Al2O3) 0,6 − 2,0%, оксид железа (Fe2O3) 0,04 − 0,15%.

Присутствие в стекле оксидов железа придает стеклу зеленоватый цвет и обеспечивает его пропускную способность излучения. Через него почти не проходят волны с длиной менее 300 нм, в то время как волны длиной свыше 500 нм проходят через стекло. Обесцвечивание стекла осуществляют химическими и физическими способами. Химический способ заключается в переводе всего содержащегося железа в Fe3+ посредством введения в массу нитратов щелочных металлов, диоксида церия СеO2, а также оксида мышьяка (III) As2O3 и оксида сурьмы (III) Sb2O3. При физическом обесцвечивании в состав стекла вводят "красители", т.е. ионы, которые окрашивают его в дополнительные тона к окраске, создаваемой ионами железа, − это оксиды никеля, кобальта, редкоземельных элементов, а также селен. В результате двойного поглощения света стекло становится бесцветным [3].

Проведенные нами исследования позволяют объяснить присутствие атомов железа в повреждениях, причиненных стеклом, как результат взаимодействия следообразующей (железосодержащей) и следовоспринимающей (железовоспринимающей) поверхностей. Количество отложившихся в зоне контакта металлов бывает различным и зависит от таких факторов, как прочность травмируемой ткани тела человека, вида металла травмирующего предмета, силы удара, угла контакта. В результате столкновения двух поверхностей происходит отложение одних металлов и не проявляются другие, входящие в состав травмирующего предмета [4].

Вышесказанное дает основания рекомендовать проводить сравнительное исследование не только морфологических особенностей подлинных и экспериментальных повреждений, но и их элементного состава, а также при формулировке выводов учитывать элементный состав самого травмирующего предмета.

Список литературы

  1. Диагностикум механизмов и морфологии повреждений мягких тканей при тупой травме. Т. 6: Механизмы и морфология повреждений мягких тканей / В.Н. Крюков, Б.А. Саркисян, В.Э. Янковский, В.П. Новоселов и др. – Новосибирск: Наука, 2001. – 142 с.
  2. Идентификация и дифференциация орудий травмы по повреждениям на теле и одежде человека / В.В. Томилин, С.С. Абрамов, И.А. Гедыгушев, В.Н. Звягин и др.// Медико-криминалистическая идентификация / Под ред. В.В. Томилина, – М. Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2000. – Гл. 5. − С. 1-201.
  3. Казеннова Е.Г. Общая технология стекла и стеклянных изделий / – М., 1989. – 234 с.
  4. Назаров Г.Н. Методы спектрального анализа в судебной медицине: Практическое руководство / Г.Н. Назаров, Т.Ф. Макаренко. – М.:, 1994. − 359с.
  5. Нигматуллин Н.Ш., Губеева Е.Г. Обнаружение железа в повреждениях рентгеноспектральным флуоресцентным анализом как причина возможных ошибок при определении травмирующего предмета / Проблемы экспертизы в медицине. – 2010. − № 1-2. − С. 42-43.
  6. Пашкова В.И. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине: Практическое руководство /В.И. Пашкова, В.В. Томилин. – М., 1975. – 125 с.
  7. Самойлова Т.М. Метод рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РСФА) в судебно-медицинской практике: Информационное письмо /Т.М. Самойлова, Г.И. Заславский, В.Н. Олейник, В.Л. Попов. – М., 2004. − 9 с.