Вы здесь

К вопросу о сохраняемости спермы в следах на вещественных доказательствах


Publication in electronic media: 06.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/332
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Т. В. Иванина1, З. И. Тараскина2, А. А. Иванина1

ГУЗ «Нижегородское областное бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ»1
Кафедра судебной медицины и права ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»2

Важнейшим доказательством совершенного сексуального насилия является факт обнаружения спермы во влагалище, ротовой полости и прямой кишке жертв. Большое значение в этом отношении имеет возможность выявления спермы в области половых органов потерпевших, на коже их тела и одежде.

Ограниченность сроков изъятия содержимого влагалища, ротовой полости и прямой кишки живых жертв половых преступлений, а также относительно невысокий процент выявления спермы в содержимом влагалища (от 20,8 до 40% по данным разных авторов), низкий процент выявления её в содержимом прямой кишки (1,4%) и ротовой полости (0,7%) потерпевших не может удовлетворять следствие [2,5,6]. Это диктует необходимость расширения перечня объектов для поиска спермы.

В настоящее время в судебно-медицинской практике для установления наличия спермы наиболее широко применяются следующие методы: иммунохроматографический тест SERATEC PSA SEMIQUANT (выявляющий простатоспецифический антиген), цитологический метод (выявляющий морфологическую единицу спермы – сперматозоид) и экспресс-тест PHOSPHATESMO KM (выявляющий фермент − кислую простатическую фосфатазу).

Целью нашего исследования явилось изучение влияния ряда факторов (температуры и относительной влажности) на сохраняемость спермы на ткани и возможность её обнаружения цитологическим методом, тестами SERATEC PSA SEMIQUANT и PHOSPHATESMO KM.

Для достижения указанной цели нами проведено 1265 экспериментов разных серий, в которых использовалась сперма здоровых мужчин, имеющих детей. Сперма наносилась на тонкий хлопчатобумажный трикотаж и содержалась в различных условиях температуры (при +37°C в термостате; при +18-22°С в условиях лаборатории; при +4-5°C в холодильной камере; при -4-5°C в морозильной камере) и относительной влажности, а также в условиях переменной температуры и относительной влажности на улице без прямого попадания метеорологических осадков и прямых солнечных лучей (исследования начаты в октябре месяце).

Оценка результатов тестов SERATEC PSA и PHOSPHATESMO KM проводилась в соответствии с инструкциями по их применению. Для изучения сперматозоидов цитологическим методом из осадков, полученных после экстрагирования вырезок ткани с нанесенной на неё спермой 10% раствором уксусной кислоты, готовили препараты. Мазки, окрашенные 0,01% раствором флюорохрома акридинового оранжевого, изучали на микроскопе ЛЮМАМ Р-8 в режиме люминесцентной микроскопии при увеличении 462х под объективом водной иммерсии 60х. В контрольных препаратах, приготовленных после нанесения спермы на ткань, содержалось большое количество целых сперматозоидов, а также неизмененных головок сперматозоидов с шейкой с остатками хвоста или без него (тысячи в одном препарате).

Полученные данные подвергались комплексной статистической обработке с помощью пакета прикладных программ: электронных таблиц Microsoft Exсel версии 7,0 и «STATISTICA 6,0 for Windows».

Условия, способствующие высыханию следов.

В результате проведенных исследований установлено, что на ткани в условиях, способствующих высыханию следов, при различных температурных режимах (от +37°C до +4-5°C), а также при сниженной до -4-5°C температуре компоненты спермы, выявляемые цитологическим методом, тестами SERATEC PSA SEMIQUANT и PHOSPHATESMO KM, сохраняются длительное время (на нашем материале – до конца наблюдений: в течение 15 месяцев).

На протяжении всего указанного периода чувствительность тестов SERATEC PSA и PHOSPHATESMO KM оставалась высокой.

При динамическом микроскопическом исследовании отмечалось постепенное снижение количества сперматозоидов в препаратах (при +37°C до 45,2%, при + 18-22°C до 52,5%, при + 4-5°C до 54,2% от первоначального уровня к окончанию наблюдения). Научными работами доказано, что высыхание является своего рода фиксирующим фактором, сохраняющим клетки на продолжительный срок, но с течением времени количество их снижается [1,3]. Целые сперматозоиды встречались в течение всего времени. Однако в подавляющем большинстве сперматозоиды были представлены неизмененными головками с шейкой, которые имели четкие ровные контуры, полупрозрачный апикальный конец, противоположный месту отхождения шейки. Как известно, при высыхании и в результате действия других факторов (например, при различных механических воздействиях, центрифугировании и пр.) хвост сперматозоидов может разрушаться [7]. Образования, похожие на головки сперматозоидов без шейки, с плохо просветленным или непросветленным концом, которые мы относили к недифференцируемым образованиям, в условиях от +18-22°C до -4-5°C составляли лишь незначительную часть. При температуре +37°C к концу исследований удельный вес таких образований составил почти треть.

Микробное обсеменение материала (по результатам микроскопического исследования) появлялось не сразу, а через продолжительные сроки и было незначительным.

Условия повышенной влажности.

В условиях повышенной влажности ткань, с нанесенной на неё спермой, содержалась при трех температурных режимах: +37°C, +18-22°C и +4-5°C. Эксперименты продолжались до получения отрицательных результатов по установлению наличия спермы всеми из примененных методов.

При обработке полученных данных установлена статистически достоверная связь сроков сохраняемости изученных компонентов спермы (простато-специфического антигена, сперматозоидов и фермента кислой простатической фосфатазы) на ткани в условиях повышенной влажности с уровнем температуры (табл.).

Таблица.

Средние сроки выявления спермы на ткани в условиях повышенной влажности (сут., Ме, интерквартильный размах)

Методы установления наличия спермы Температурный режим Н-критерий Краскала-Уоллеса Достоверность различий
+ 37°C + 18-22°C + 4-5°C
Тест PHOSHATESMO KM 3,5 3,0 – 4,0) 10,0 (9,0 – 12,0) 67,5 (60,0 – 70,0) 26,2 < 0,001
Цитологический метод 4,0 (3,0 – 5,0) 28,5 (25,0 – 38,0) 112,5 (105,0 – 120,0) 25,9 < 0,001
Тест SERATEC PSA 6,0 (6,0 – 7,0) 51,0 (50,0 – 52,0) 135,0 (130,0 – 140,0) 26,1 < 0,001

При повышении температуры фермент кислая простатическая фосфатаза, сперматозоиды и простато-специфический антиген сохранялись хуже (τ Кендалла соответственно - 0,897, - 0,864, - 0,878 на уровне 0,01).

Наиболее чувствительным при всех изученных температурных режимах оказался тест SERATEC PSA (р

В ходе динамического исследования цитологических препаратов отмечалось быстрое уменьшение количества образований, похожих на сперматозоиды. Эти изменения происходили быстрее при повышении температуры. При этом наряду со снижением количества целых сперматозоидов и неизмененных головок сперматозоидов с шейкой нарастала частота встречаемости недифференцируемых образований, похожих на головки сперматозоидов. Подавляющее большинство сперматозоидов было представлено головками с шейкой. Целые сперматозоиды обнаруживались при +37оС только до 2 суток; при +18-22°C – до 4 суток, при +4-5°C – до 20 суток. К окончанию исследований, когда цитологический метод оценивался еще как положительный, в препаратах выявлялись лишь единичные неизмененные головки сперматозоидов (до 3-5-7 в препарате). Недифференцируемых образований также было немного, а позднее и они не обнаруживались.

Микробное обсеменение исследуемого материала с повышением температуры нарастало вплоть до интенсивного при +37°C уже на 2-3 сутки, при +18-22°C – на 5-8 сутки, при +4-5°C – на 30-55 сутки, что осложняло не только поиск образований, похожих на сперматозоиды, но и их морфологическую оценку.

Ранее проведенными исследованиями А.З.Павловой (1982) [4] установлено, что пребывание пятен спермы во влажной среде может обусловить разрушение сперматозоидов и биохимических компонентов спермы, поскольку микроорганизмы оказывают спермолитическое действие.

Условия переменной температуры и относительной влажности.

В условиях переменной температуры (от +32°C до -30°C) и относительной влажности (от 45 до 99%) без прямого попадания метеорологических осадков (дождя, снега) и прямых солнечных лучей сперма может сохраняться длительное время (на нашем материале – до конца наблюдений: 1,8 года).

В пределах указанного срока сперма выявлялась всеми из примененных методов. Чувствительность теста SERATEC PSA оставалась высокой. Интенсивность окраски теста PHOSPHATESMO KM к 4-5 месяцу уменьшилась, но он оценивался как положительный.

При исследовании цитологических препаратов отмечалось постепенное снижение количества образований, похожих на сперматозоиды. В подавляющем большинстве сперматозоиды были представлены головками с шейкой. Целые сперматозоиды выявлялись лишь в течение первого месяца. Аналогично условиям повышенной влажности, наряду с уменьшением количества сперматозоидов нарастала частота встречаемости недифференцируемых образований. Через 2-3 месяца удельный вес их составил треть, через 5-6 месяцев – почти половину, через год – две трети, а к концу изученного срока их было большинство. В конце встречались лишь единичные головки сперматозоидов с шейкой. В течение первых 3-4 месяцев отмечалось умеренное микробное обсеменение исследуемого материала, а к 11-13 месяцу оно наросло до интенсивного.

Выводы:

В условиях, способствующих высыханию следов, при различных температурных режимах (от +37°C до +4-5°C), а также при сниженной до -4-5°C температуре сперма на ткани сохраняется длительно (срок наблюдения 1,3 года) и хорошо выявляется тестами SERATEC PSA SEMIQUANT, PHOSPHATESMO KM и цитологическим методом.

При переменной температуре и относительной влажности (без прямого попадания метеорологических осадков и прямых солнечных лучей) сперма на ткани сохраняется в течение длительного времени (срок наблюдения 1,8 года) и может быть обнаружена всеми изученными методами. Наибольшей чувствительностью среди них обладает тест SERATEC PSA SEMIQUANT, менее чувствительными являются цитологический метод и тест PHOSPHATESMO KM.

Крайне неблагоприятными для спермы являются условия повышенной влажности, способствующие развитию гнилостных процессов. При этом устойчивость спермы с повышением температуры во влажной среде резко снижается. Самым чувствительным является тест SERATEC PSA SEMIQUANT, менее чувствительным – цитологический метод, хуже всего сперма выявляется тестом PHOSPHATESMO KM.

Возможность изъятия одежды предполагаемых жертв половых преступлений, а также других предметов с места происшествия не только сразу, но и по прошествии 2-3 суток после совершенного насилия является особенно актуальным в случаях, когда содержимое влагалища, ротовой полости и прямой кишки потерпевших по каким-либо причинам не изымалось или результаты их исследования оказались отрицательными.

Список литературы

  1. Глизер С.Э. Тест полового хроматина при судебно-медицинском установлении половой принадлежности тканей животного происхождения на орудиях механической травмы: Дис. … канд. мед. наук. – Горький, 1972. – 293 с.
  2. Дерягин Г.Б. Судебно-медицинские аспекты полового насилия на Европейском севере России: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Архангельск, 2002. – 43 с.
  3. Одинцов Н.В. Материалы к определению половой принадлежности некоторых объектов судебно-медицинской экспертизы по У-хроматину: Дис. … канд. мед. наук. – Горький, 1979. – 158 с.
  4. Павлова А.З. Морфологические, антигенные и биохимические изменения спермы в пятнах под влиянием микроорганизмов (судебно-медицинское значение): Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М, 1982. – 24 с.
  5. Пиголкин Ю.И., Дмитриева О.А. Анализ судебно-медицинских экспертиз по поводу изнасилований и случаев скрытого сексуального насилия (по данным анонимных карт-опросников) // Судебно-медицинская экспертиза. – 2001. – № 6. – С. 35–38.
  6. Седова Т.Г., Трубенкова М.М., Мальцев С.В. Медико-статистический анализ акушерско-гинекологических экспертиз (по данным отдела экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц Кемеровского областного бюро судебно-медицинской экспертизы за 2001-2002г.г.) // Актуальные вопросы судебно-медицинской теории и практики. – Киров, 2005. – С. 151–153.
  7. Томилин В.В., Барсегянц Л.О., Гладких А.С. Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств. – М.: Медицина, 1989. – 304 с.