Вы здесь

Меры предупреждения правонарушений в сфере здравоохранения


Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/343
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ

Медицина относится к одной из самых сложных областей человеческой деятельности, требующей большого напряжения душевных и физических сил, основательных знаний и практических навыков. Проблема ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения представляет собой одну из самых сложных проблем, которые медицинская практика поставила перед правом.

Рассмотрение проблемы в области предупреждения правонарушений и преступлений медицинских работников за ненадлежащее исполнение своих обязанностей не раз поднималось в печати, однако так и не нашло своего четкого и последовательного разрешения в российском законодательстве.

Необходимо отметить, что предупреждение преступлений в сфере здравоохранения обладает определенными особенностями, поскольку специфичны и личность, и механизм преступного поведения медицинского работника в связи с его особыми функциональными задачами.

С правовой точки зрения для предупреждения преступлений, совершаемых медицинскими работниками, первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры, которые сочетают в себе меры общего и специального предупреждения [1].

Меры общего предупреждения находятся во взаимосвязи с социально-экономическими причинами совершения преступлений и требуют:

  • увеличения финансирования медицинских учреждений;
  • повышения заработной платы медицинским работникам;
  • существенного улучшения социально-бытовых условий медработников и предоставления им возможности удовлетворения своих материальных потребностей законным путем;
  • правового обеспечения реформы в сфере здравоохранения;
  • проведения общегосударственных мер по оздоровлению духовно-нравственной сферы работников здравоохранения;
  • повышения эффективности работы правоохранительных органов в осуществлении противодействия преступлениям в сфере здравоохранения;
  • совершенствования форм отчетности и статистического учета правонарушений, совершаемых медицинскими работниками;
  • создание региональной и государственной системы непрерывного мониторинга неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи.

Меры специального предупреждения преступлений в сфере здравоохранения включают:

  • проведение регулярного анализа судебно-медицинских экспертиз по «врачебным» делам;
  • разработку учета и регистрации преступлений, совершаемых медицинскими работниками;
  • проведение виктимологической профилактики, направленной на квалифицированное и постоянно действующее информирование населения о возможностях и сложностях медицины, правах и обязанностях граждан в области охраны здоровья, демонстрацию положительных результатов борьбы с преступностью и правонарушениями;
  • проведение комплексной оценки нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения, выявление противоречий и несоответствий их друг другу;
  • кодифицирование законов и подзаконных актов о здравоохранении, объединение их в единый Кодекс законов о здравоохранении (с увеличением законодательных актов и сокращением подзаконных, что позволит систематизировать и структурировать систему, избежать дублирования материала и имеющихся противоречий);
  • совершенствование норм уголовного законодательства, предусматривающего ответственность медицинских работников;
  • внедрение отраслевых стандартов по лечению заболеваний, базирующихся на уже апробированных методах лечения, с предоставлением возможности использования для лечения новых высокотехнологичных методов, признанных в международной медицине;
  • улучшение ведения медицинской документации с учетом ее юридического, медицинского и научно-педагогического значения (в т.ч. введение электронных историй болезни);
  • введение в медицинских и юридических высших учебных заведениях Российской Федерации дисциплины «Медицинское право». Анализ следственно-судебной практики показывает, что врачи зачастую уклоняются от оказания помощи больному из-за боязни, что их действия окажутся неэффективными, и они впоследствии понесут за это наказание. В этой связи необходимо повышать уровень правового образования медицинских работников и разъяснять им основания ответственности, указывать на действия в состоянии крайней необходимости, обоснованного риска. Необходимо проведение курсов повышения квалификации в этой части для прокурорско-следственных работников, судей [2].

Укрепление российского здравоохранения, а равно и правовое регулирование медицинской деятельности, имеют статус важных задач в развитии национальной безопасности России. Уровень отечественного здравоохранения существенно отстает от мирового. Очевидно несовершенство законодательной базы в этой сложной сфере общественных отношений, почти полное отсутствие реальных правовых механизмов обеспечения охраны здоровья. Без формирования стройного и внутренне согласованного законодательства, которое позволит с максимальной отдачей регулировать отношения – граждан, юридических лиц и государства в этой сфере, решение данной проблемы фактически обречено на провал. Необходимо, чтобы система законодательства в сфере охраны здоровья населения максимально соответствовала развивающимся общественным отношениям, чтобы здравоохранение было эффективным, надежно управляемым и контролируемым государством, безопасным и широко доступным всему населению страны, а реализация предложенных мер выражалась в конкретных законодательных актах.

Список литературы

  1. Долгов А.И. Выступление на заседании Российской криминологической ассоциации от 20.04.2007 г. по теме «О криминологической ситуации в медицине».
  2. Сергеев Ю.Д. Медицинское право. Учебный комплекс для вузов. − М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – С. 404.