ОГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Белгородской области, г.Белгород
Экспертиза ненадлежащего оказания медицинской помощи в силу определенной специфики проблемы затрагивает интересы многих государственных, общественных, частных и прочих организаций и учреждений, а также отдельных граждан [1]. Качество оказания медицинской помощи, охрана прав и свобод человека при ее оказании и тесно связанная с этим проблема ответственности медицинских работников за неблагоприятные последствия лечения всегда были и остаются крайне актуальными в обществе и медицине [7]. Изменения нормативной, организационной, технологической и экономической базы здравоохранения, произошедшие в последнее десятилетие, обусловили особую актуальность проблемы неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи, их судебно-медицинской экспертизы и ответственности медицинского персонала [2]. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ (ФЗ), новые Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесли ряд принципиально новых положений в организацию и производство судебно-медицинских экспертиз, как по уголовным, так и по гражданским делам. Введение в действие указанных актов, направленных на соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, правовых основ государственной экспертной деятельности, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, обусловило необходимость приведения в соответствие с требованиями законодательства ведомственных нормативных документов, регламентирующих порядок организации и оформления всех видов судебно-медицинских экспертиз [4].
В последние годы, в специальной литературе, развернулась широкая дискуссия по вопросам организации производства судебно-медицинских экспертиз связанных как с качеством оказания медицинской помощи, так и с неблагоприятными последствиями лечения.
Так, по мнению одних авторов, согласно ст. 16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» (ФЗ) эксперт не может дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний. Программы специальной подготовки судебно-медицинских экспертов не содержат в себе обучение по клиническим дисциплинам и, таким образом, профессиональная компетенция судебно-медицинского эксперта в данных вопросах ставится под сомнение [4].
Другие исследователи с данной точкой зрения категорически не согласны. Ссылаясь на ст. 9 ФЗ авторы отмечают, что судебную экспертизу назначают по вопросам, для разрешения которых требуются специальные знания в областях науки, техники, искусства или ремесла. Исходя из этого, когда требуются специальные знания в области медицинской науки, назначают судебно-медицинскую экспертизу, а судебно-медицинский эксперт, при производстве экспертизы, не выполняет обязанности хирурга, терапевта, либо врача другой специальности, требующие специальной подготовки и получения соответствующего сертификата, а, используя свои профессиональные медицинские знания, а так же знания специальные, судебно-медицинские, может совместно со специалистами, включенными в соответствии с требованиями закона в комиссию экспертов, анализировать предоставленную информацию [3].
Как видно из вышеизложенного, существуют два абсолютно противоположных мнения на одну и ту же проблему. Причем, оба этих мнения достаточно аргументированы и имеют равные права на существование. Но они не затрагивают часто встречающиеся в экспертной практике вопросы качества оказания медицинской помощи. А между тем эта часть профессиональной деятельности судебно-медицинских экспертов приобретает все большую актуальность. Качество оказания медицинской помощи это вопрос организации лечебного процесса в ЛПУ, назначения лекарственных препаратов, дополнительных исследований, своевременность и последовательность процедур и т.д. [1]. Однако, ответ на этот вопрос не входит в компетенцию судебно-медицинских экспертов. Согласно п.10.5 приказа Министерства здравоохранения РФ №142 от 29.04.1998 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию» и Постановления Правительства Российской Федерации №499 от 04.07.2002 - экспертиза (контроль) качества медицинской помощи выделено в самостоятельный вид экспертной деятельности [5,6]. Учитывая положения данного приказа, в состав экспертной комиссии, при производстве данного вида судебно-медицинских экспертиз, должен быть, включен врач эксперт-организатор, имеющий базовую подготовку по специальности «общественное здоровье и здравоохранение» и тематическое усовершенствование по программе - экспертиза качества медицинской помощи. В компетенцию данного специалиста будут входить ответы на вопросы связанные с организацией оказания лечебно-диагностической помощи на всех этапах пребывания больного в лечебном учреждении, а также оценка, в целом, качества проведенных медицинских манипуляций. Тогда с точки зрения действующего законодательства и нормативных актов, экспертизы будут выполняться без каких-либо нареканий со стороны участников процесса.
Поскольку в региональных Бюро судебно-медицинской экспертизы проводится большое количество подобных экспертиз, считаем целесообразным не привлекать данного врача эксперта-организатора как внештатного консультанта, а подготовить из числа сотрудников Бюро СМЭ имеющих первичную подготовку по специальности - «общественное здоровье и здравоохранение». Таким сотрудником может быть заместитель начальника бюро по экспертной работе, заведующий организационно-методическим отделом, заведующий отделом сложных экспертиз. Нам представляется, введение в состав экспертной комиссии данного специалиста поднимет на более высокий уровень доказательную ценность и качество проводимых экспертиз.