Вы здесь

Правовые и моральные аспекты прерывания беременности

Publication in electronic media: 12.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/508
Publication in print media: Судебная медицина и медицинское право: Актуальные вопросы. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти Заслуженного деятеля науки РФ, профессора Г.А.Пашиняна. – Москва 2011

Е.Х.Баринов, Н.Е.Добровольская, П.О.Ромодановский, Е.Н.Черкалина

Кафедра судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО МГМСУ,
ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы», г. Москва

Отношение к проблеме медицинского аборта неоднозначно со времен античности. В «Клятве» Гиппократа (V в. до н.э.) четко сформулировано: «…Я не вручу никакой женщине абортивного пессария…». Аристотель же в своем труде «Политика» пишет, что если «…должен родится ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни…» [1].

И в наше время данная неоднозначность не теряет своей актуальности, и подтверждением этому служит то, что ни в «Клятве российского врача» ни в «Этическом кодексе российского врача», принятых в 1994 г. отношение к искусственному прерыванию беременности никак не отражено.

С юридической точки зрения, сама операция искусственного прерывания беременности прошла путь от полного запрещения до полной легализации в наши дни как права женщины распоряжаться функцией собственного тела [2].

Абсолютно оправданным средством избежать нежелательной беременности являются современные методы контрацепции, длительное время отвергавшейся христианством, которое признавало единственной формой предупреждения зачатия воздержание в браке. Это сформировало воззрения врачей, продержавшиеся до начала ХХ века, и только в конце 90-х гг. принята официальная политика медицинской помощи по контрацепции. Однако, принимая во внимание растущее число медицинских абортов по желанию женщины и катастрофическое состояние репродуктивной системы у женщин, произведших 1 и более абортов, необходимо проводить более широкую пропаганду методов и контрацепции как таковой, как посредством средств массовой информации, так и в образовательных учреждениях в частности.

Однако, проблема аборта с позиции прерывания жизни на определенном этапе ее внутриутробного развития, актуальна, как это ни парадоксально, и в процессе лечения бесплодия методами экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и переноса эмбриона (ПЭ).

Как известно, суть лечения бесплодия методами ЭКО и ПЭ заключается в оплодотворении in vitro яйцеклетки и в дальнейшем переносе в полость матки. Для получения конечного результата – приживления эмбриона в полости матки, таких оплодотворенных яйцеклеток необходимо перенести несколько. Как правило, приживляется не один эмбрион и в зависимости от многих факторов – жизнеспособность эмбриона, подтвержденные генные, хромосомные аномалии, наконец, желание женщины иметь от данной беременности меньшее количество детей, чем количество прижившихся в полости матки и других факторов, диктует необходимость удаления «эмбрионов-дублеров», которое и является, по сути, медицинским абортом [3].

ЭКО была неоднозначно встречено духовенством, так как данная процедура, с одной стороны, вмешивается в сам процесс зарождения жизни, а с другой – все-таки позволяет иметь желанного ребенка в бесплодном браке. Аборт и ЭКО тесно связаны со статусом эмбриона, со сроком, с которого следует считать его живым существом. В первом случае уничтожается всякий эмбрион, во втором уничтожаются «эмбрионы-дублеры».

Возникает вопрос: имеет ли право врач, внедряться в процесс зарождения жизни, и тем более, прерывать его, даже ради того, чтобы на свет появился столь долгожданный и желанный человечек?

Необходимо также решить для себя вопрос «когда считать эмбрион человеком?», что бы произвести аборт или уничтожение «запасного» эмбриона, не нарушив заповеди «не убий».

С точки зрения современной биологии и эмбриологии человек как биологический индивидуум формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов. В Конституции РФ говорится, что жизнь человека начинается только после его рождения [4].

Касательно же этической, религиозной, моральной правомерности программы ЭКО и ПЭ, с позиции допустимости прерывания жизни одного или нескольких эмбрионов ради рождения на свет одного или нескольких малышей, на данный момент и, по всей вероятности, еще очень долго, не может быть однозначного мнения.

Однако, наверное, любой человек, посвятивший себя врачебному искусству, будет счастлив подарить будущим родителям новую жизнь, и ведь он при этом никак не нарушит первой заповеди врача – «не навреди».

Использованные источники

  1. Попов В.Л. Правовые основы медицинской деятельности. – СПб, 1999. – с.15, 21-23.
  2. Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы. – Киев: «Высшая школа», 1988. – с. 38-43.
  3. Хапий Х.Х. Правовые аспекты деятельности врача. – Москва-Петрозаводск: «ИнтелТек», 2003. – с.83.
  4. Юдина Б.Г. Введение в биоэтику. – М.: «Прогресс-Традиция», 1998. – с.111.