ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы», Кафедра судебной медицины лечебного факультета ГОУ ВПО РГМУ
им. Н.И. Пирогова, г. Москва
Современные условия, складывающиеся в крупном городе (мегаполисе), предъявляют повышенные требования к судебно-медицинской службе в целом, а также к работе врача-специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения в частности, как первичной и неотъемлемой составляющей данной работы.
Порядок действия врача-специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения на протяжении долгого времени регламентируется не только соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ, но и ведомственными нормативными документами.
Все вышеизложенное и определило цель настоящего исследования, которая заключалась в том, чтобы проанализировать ряд сменявших друг друга на протяжении не менее 15 лет, однако, обеспечивающих преемственность положений, нормативных документов в части решения вопроса об адекватности и полноте объема изложенных в них положений о работе врача-специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения.
Последовательно, нами были тщательно изучены и проанализитрованы следующие нормативные документы:
«Правила работы врача-специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия)» от 27.02.1978 г.[4] Прямых данных об отмене действия данного документа обнаружено не было, однако указанный документ был согласован с прекратившими свою деятельность ведомствами (прокуратура СССР, КГБ СССР и проч.), а также содержит ссылки лишь на утратившие свою силу законы, что в свою очередь не может обеспечить полное соответствие данного документа требованиям законов Российской Федерации.
- приказ № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз», от 10.12.1996 г. [3]– отмененный в настоящее время.
- приказ № 161 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» от 24.04.2003 г. [2] – отмененный в настоящее время.
- приказ № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» от 12.05.2010 г. [1]– ныне действующий.
При анализе ряда положений этих документов был обнаружен ряд недочетов. Причем недочеты эти оказались весьма существенными, не позволяющими в полной мере, опираясь на указанные инструкции, врачу-специалисту в области судебной медицины при осмотре трупа на месте его обнаружения в полной мере выполнить тот объем задач, какой ставят перед ним как правоохранительные органы, так и отделы бюро судебно-медицинской экспертизы, в частности, танатологический отдел.
Считаем рациональным и целесообразным привести данные исследования в ретроспективном аспекте, рассматривая вначале действующую ныне инструкцию, затем анализируя более ранние ее версии.
Приказ № 346н от 12.05.2010 г. ввел в действие «Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» [1] (далее «Порядок»), содержащих, однако, значимых недочетов в части осмотра трупа на месте его обнаружения.
В настоящее время, в соответствии, с введенным в действие «Порядком» отсутствует самостоятельный раздел, посвященный осмотру трупа на месте его обнаружения, а действия врача-специалиста, рассматриваются в разделах посвященных производству судебно-медицинской экспертизы, что с нашей точки зрения, не совсем правильно, так как статус, права и обязанности специалиста и эксперта различны.
К числу значимых недочетов, содержащихся в данном «Порядке», следует отнести необходимость указания точных размеров и категоричности описания морфологических признаков, имеющихся на теле умершего повреждений уже на этапе осмотра трупа на месте его обнаружения.
Также в ныне действующем «Порядке» нет положений закрепляющих необходимость фиксации следов крови на месте обнаружения трупа, не предложен алгоритм действий врача-специалиста при массовых человеческих жертвах в части проведения первичных идентификационных мероприятий, хотя идентификация личности представляет собой одну из наиболее актуальных задач судебной медицины, а практическое применение многочисленных методов, предложенных для отождествления личности требует разработки алгоритмов судебно-медицинской идентификации.
В ряде положений данного «Порядка» врачу-специалисту вменяется в обязанность манипуляции для качественного производства которых, врач не имеет специальной подготовки, таких как фотографирование, изъятие вещественных доказательств и др. Также удивляет тот факт, что положения о фиксации трупных явлений указаны в параграфе посвященном наружному исследованию трупа в морге. Причем перед данными положениями говорится о порядке хранения трупа до производства судебно-медицинской экспертизы трупа в морге при температуре + 2о С. После помещения трупа в холодильную камеру морга фиксировать трупные явления не имеет смысла, ввиду полного отсутствия значения данной информации для ответа на вопрос о давности наступления смерти.
Приказ № 161 от 24.04.2003 г. [2], который ввел в действие «Инструкцию по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее «Инструкция»), которая также содержала ряд значимых недочетов аналогичных описанным выше. Так как текст этой «Инструкции» претерпел в новой редакции незначительные изменения. В связи с данным фактом, необходимо отметить, что в этой версии «Инструкции» общая схема рекомендаций по работе врача-специалиста при осмотре трупа на месте происшествия или его обнаружения в целом повторяет схему указаний изложенных в ныне действующих правилах, повторяя также и недочеты о которых говорилось выше. В то же время эта «Инструкция» были изложены более подробно и детальнее.
В приказе № 407 от 10.12.1996 г. [3], который ввел в действие «Правила производства судебно-медицинских экспертиз» о порядке действий врача специалиста на месте при осмотре трупа на месте его обнаружения не говориться вообще, а порядок фиксации трупных явлений, как и в предыдущих двух версиях, оговаривается в части касающейся наружного исследования трупа в рамках экспертизы и/или исследования трупа в морге.
«Правила работы врача-специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия)» от 27.02.1978 г. [4] (далее «Правила»), утвержденные Минздравом СССР, содержат наиболее полные рекомендации для врача-специалиста, участвующего в осмотре трупа на месте его обнаружения, точно и правильно трактуют процессуальный статус врача-специалиста участвующего в осмотре трупа. Данный документ, однако, имеет согласование с силовыми ведомствами несуществующего ныне государства и сдержит ссылки на статьи утративших силу законов, а посему легитимность их вызывает сомнение.
Нельзя не отметить также, что и в данных «Правилах» отсутствует ряд значимых позиций, которые позволили бы действовать врачу специалисту при осмотре трупа на месте его обнаружения более эффективно. В частности, не указана необходимость измерения температуры иных сред (воды, грунта), из которых труп извлечен, а также необходимость указания иных факторов внешней среды которые могли бы влиять на динамику формирования трупных явлений. В данных «Правилах» не дается четкого определения понятия и объективизации «дозированного» надавливания на трупное пятно, так как в зависимости от индивидуальных возможностей врача-специалиста, подобного рода «дозировка» может быть весьма различной. Нет четкого описания методики оценки степени выраженности трупного окоченения.
Таким образом, в настоящее время с особой остротой и актуальностью встает вопрос о разработке и внедрении в практику работы нормативных документов, регламентирующих работу врача-специалиста по осмотру трупа на месте его обнаружения с учетом того факта, что данным специалистом может быть врач любой специальности.