Вы здесь

Преподавание судебной медицины в медицинском институте тульского госуниверситета

Publication in electronic media: 13.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/521
Publication in print media: Судебная медицина и медицинское право: Актуальные вопросы. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти Заслуженного деятеля науки РФ, профессора Г.А.Пашиняна. – Москва 2011

Е.В.Гридасов

ГОУ ВПО Медицинский институт ТулГУ, г.Тула

Преподавание судебной медицины в ТулГУ ведется с 1999г. у выпускников медицинского института. Сравнительного анализа опыта работы мы пока не имеем, поскольку еще не заявили о своем существовании “Всероссийскому обществу судебных медиков” (ВОСМ), являющемуся организующим звеном общения практикующих экспертов и преподавателей медицинских Вузов России. ВОСМ принадлежит основная роль в определении направлений развития службы, судебно-медицинской науки, подготовки кадров, взаимосвязи кафедр и территориальных бюро. Вместе с тем, следует отметить, что методология преподавания судебной медицины в процессе преддипломной подготовки врача на всероссийских судебно-медицинских форумах до последнего времени практически не обсуждалась.

Впервые после распада СССР, в октябре 2001г., в г. Санкт-Петербурге, состоялся пленум правленая ВОСМ полностью посвященный вопросам преподавания судебной медицины в РФ. Из материалов пленума следует, что ведущие кафедры медицинских Вузов и факультетов страны обеспокоены отсутствием единообразия стандарта в преподавании предмета. В настоящее время доминирует общемедицинская подготовка выпускников, так называемых «теоретиков» в области судебной медицины, что в общем-то не противоречит Уголовно-процессуальному Кодексу, который допускает участие и «иного врача», не специалиста в области судебной медицины, в проведении первичных следственных действий. Подготовка же специалистов, профессиональных экспертов, окончательно перешла в разряд последипломного образования. Данная установка повлекла снижение значимости преподавания судебной медицины, что выразилось в ликвидации экзамена, дифференцированного зачета, фактического исключения из учебных программ секционного раздела работы.

Однако, коренное изменение социально-экономических отношений в современном обществе, его высокая криминализация, усиление меры ответственности врача за свою профессиональную деятельность, проявляющуюся в возбуждении искового уголовного или гражданского дела, требует радикального пересмотра преподавания судебной медицины в Вузах, стержневым моментом которого является соединение двух дисциплин - судебной медицины и права в один предмет.

Самое короткое определение судебной медицины как науки - это «Медицина в праве». Несуществующее де-юре медицинское право уже вошло в нашу жизнь. Дело за принятием решения, возможно на региональном уровне, в порядке эксперимента, о комплексном преподавании судебной медицины и права на одной кафедре с согласованными рабочими программами. Это способствовало бы повышению значимости и ответственности совместного преподавания судебно-медицинских и медико-правовых вопросов, восстановлению экзамена по судебной медицине и включению особо значимых вопросов по объединенному предмету в тестовой контроль Государственной аттестации выпускника.

Безусловно, представленная перспектива преподавания двух предметов на одной кафедре рождает и ряд проблем, к которым относится составление новой программы по судебной медицине, внесение предложений в МЗ РФ по изменениям учебного плана, обучение преподавателей праву.

Вместе с тем, необходимо отметить, что повышение уровня качества знаний у студентов одними реформами не решишь. Необходимо создание соответствующей учебно-материальной базы. Ни одна, даже самая лучшая учебная программа, ни один, даже самый современный тематический план, ни один, даже самый талантливый преподаватель не в состоянии обеспечить эффективный учебный процесс без четко организованной учебно-метериальной базы.

Недостаточное финансирование государственных вузов и учреждений здравоохранения затрудняет создание тематических классов, приобретения современной аппаратуры, оргтехники и наглядных пособий для учебных, а также научных целей. В какой-то степени эта проблема могла быть разрешена за счет объединения усилий кафедр и бюро СМЭ путем создания так называемых «Учебно-научно-производственных учреждений», являющихся базой для обучения студентов и последипломной подготовки специалистов.

В наших условиях, полного слияния существующих баз курса судебной медицины Вуза и бюро судебно-медицинской экспертизы, по ряду причин, достичь не реально. Предпринятая в 2001г. попытка заполучить право на создание научно-практического центра путем слияния судебно-гистологического отделения бюро СМЭ и отдельных кафедр медицинского института ТулГУ морфологического профиля, на базе корпусов бывшей детской областной больницы, к сожалению, ближайшей, а теперь уже и отдаленной, перспективы не имеет. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос об образовании специализированного учебного комплекса, адаптированного к целям и задачам подготовки будущих врачей по судебной медицине и праву, на базе медицинского института. Существование подобного центра в Туле возможно при целенаправленных усилиях департамента здравоохранения области и администрации медицинского инстиута ТулГУ.

Решение выше перечисленных задач по совершенствованию преподавания судебной медицины положительно отразится и на организации учебно-материальной базы кафедры в целом.