Вы здесь

О возможности образования микротрещин в костной ткани шейных позвонков при падении навзничь с предшествующим ускорением

Publication in electronic media: 6.06.2010 under http://journal.forens-lit.ru/node/167
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Новосибирск 2009 Вып. 15

В. Э. Янковский, В. В. Остробородов

г. Барнаул

В судебно-медицинской литературе значительное количество ра­бот посвящено повреждениям позвоночника при различных условиях травмы. По данным разных авторов, переломы позвоночника составля­ют от 9,4% до 31,2% всех переломов костей скелета (Смольков В. Т., 1965; Глушак В. С, 1966; Синило М. И., Межинский П. С, 1968). Пере­ломы шейного отдела позвоночника наблюдаются в 12,8% всех повреж­дений позвоночного столба и могут сочетаться с травмой продолговато­го и спинного мозга (Гориневская В. В., 1953).

Наиболее частой причиной повреждения позвоночника является падение с высоты (Савостин Г. А., 1977; Велищева Л. С, Серебренни­ков И. М., 1981).

При этом важное место многие авторы придают «хлыстовому» механизму травмы шейного и верхне-грудного отделов позвоночни­ка (Юмашев Г. С, Громов А. П., Дмитриев А. Е. и др, 1970; Громов А. П., Пырлина Н. П., Антуфьев И. И., Корженьянц В. А., 1971; Пырлина Н. П., Салтыкова О. Ф., Корженьянц В. А., Антуфьев И. И., Богус­лавская Т. В., Сидоров Ю. С, Щербин Л. А., Живодеров Н. Н., 1972). Несмотря на то, что максимальному изгибу подвергается позвоночник на уровне 1-2 грудных позвонков, большинство же гиперфлексионных и гиперэкстензионных переломов встречается в области 6-7 шейных поз­вонков. Указанные переломы нередко встречаются в условиях внутри-салонной автомобильной травмы при встречных столкновениях и при столкновениях в «попутном» направлении. По данным Ю. В. Мартыщенко (2003), трансдентальные и транслигаментозные вывихи первого шейного позвонка у живых лиц, полученные при автомобильной травме были выявлены в 16,7%.

Краниовертебральная травма довольно часто встречается и при падении с высоты собственного роста (Пырлина Н. П., Дербоглав В. В., Салтыкова О. Ф. и др., 1974). Авторы отмечают, что при падении с вы­соты собственного роста без предшествующего и с предварительным ускорением и ударе затылочной областью головы о мерзлую землю и бордюрный камень среди всех повреждений преобладали, в первую очередь, растяжения связок и мышц задней поверхности шеи и верхней части спины с формированием кровоизлияний по обеим сторонам от остистых отростков, кровоизлияний в клетчатку, окружающую позвоноч­ные артерии. Авторы также фиксировали отдаленные компрессионные повреждения межпозвонковых дисков шейного отдела позвоночника.

Ю.В. Мартыщенко (2003) отмечает, что при падении на плоскости и ударе затылочной областью головы у живых лиц в 22,2% формируют­ся передние транслигаментозные вывихи первого шейного позвонка.

При падении навзничь без предшествующего ускорения область соударения располагается на уровне затылочного бугра или несколько выше. В этих условиях травмы вектора нагрузки приобретают, практи­чески, горизонтальное направление и энергия удара будет передаваться в область передней и средней черепных ямок.

При падении навзничь с предшествующим ускорением область соударения располагается выше затылочного бугра, на уровне ламб-довидного шва (Дербоглав В.В., Живодеров Н.Н., Фарбер Ф.Е., 1972). В таких условиях травмы вектора нагрузки приобретают косо-верти­кально направление в сторону большого затылочного отверстия. В этом случае энергия удара будет передаваться не только на края большого затылочного отверстия, скат затылочной кости, нижние отделы чешуи затылочной кости, но и на шейный отдел позвоночника.

Для подтверждения этих предположений нами было выполнено 10 векторо-графических анализов. Для этого из сводов черепов сферо­идной, эллипсоидной и овоидной форм в вертикальной норме и орток-ранных и батрокранных форм в боковой норме, были выпилены дуги в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Сагиттальная дуга спереди начиналась от нижней части чешуи лобной кости и распространялась кзади до тела клиновидной кости. Фронтальная дуга проходила через теменные кости с захватом нижних отделов чешуи правой и левой ви­сочных костей.

Контур кривизны наружной поверхности дуг переносили на бу­магу. На контуре отмечали предполагаемые области соударения при па­дении навзничь без ускорения (область затылочного бугра и несколько выше) и с предшествующим ускорением (область угла ламбдовидного шва и задних отделов теменных костей). Кроме того, на контуре через каждые 2,5 см проводили перпендикуляры (вектора) и определяли мес­то их пересечения.

При изучении полученных результатов было установлено, что на контурах дуг, выпиленных из черепов сфероидной, эллипсоидной и овоидной форм (ортокранных и батрокранных форм в боковой норме) векторы нагрузки, проведенные от области затылочного бугра, что со­ответствовало некоординированному падению навзничь, распространя­лись практически горизонтально до средней и передней черепных ямок, минуя область большого затылочного отверстия. Вектора нагрузки, проведенные несколько выше затылочного бугра, приобретали косое направление, но также распространялись мимо области большого за­тылочного отверстия и пересекались с вышеописанными векторами на­грузки, примерно, на уровне передних отделов средней черепной ямки и задних отделов передней черепной ямки (рис. 1).

Схема направления и пересечения векторов нагрузки при падении навзничь без предшествующего ускорения

Рис. 1. Схема направления и пересечения векторов нагрузки при падении навзничь без предшествующего ускорения (кругом обозначена область пересечения векторов).

Схема направления и пересечения векторов нагрузки при падении навзничь с предшествующим ускорением

Рис. 2. Схема направления и пересечения векторов нагрузки при падении навзничь с предшествующим ускорением (кругом обозначена область пересечения векторов).

Такое распространение векторов нагружения (а также общая де­формация костного комплекса в условия падения на плоскости) объяс­няет формирование изолированных (конструкционных) трещин в пере­дней и средней черепных ямках, что указывалось в наших работах ранее (Янковский В. Э., Шадымов А. Б., Остробородов В. В., 2003, 2006; Остробородов В. В., 2005).

Вектора нагрузки, проведенные от области ламдовидного шва (что соответствовало области соударения с плоскостью при падении с предшествующим ускорением), приобретали косо-вертикальное на­правление, а от области задних отделов теменных костей — практичес­ки, вертикальное направление. В том и другом случаях вектора были ориентированы в сторону большого затылочного отверстия и ската за­тылочной кости, где и пересекались (рис. 2).

Такое направление векторов нагрузки обеспечивает образование изолированных трещин преимущественно вокруг большого затылоч­ного отверстия, что нами было указано ранее (Остробородов В. В., Се­дов А. В., 2008).

Далее для определения микротрещин, а следовательно, и переда­чи нагрузки на шейный отдел позвоночника, было выполнено 10 экс­периментов по моделированию переломов костей мозгового черепа, полученных при падении на плоскости с предшествующим ускорением (толчок в лицо) лиц обоего пола без костной патологии. Полученные повреждения фотографировали на месте. После этого изымали кости свода и основания черепа в максимально возможном объеме с захватом первого и второго шейных позвонков. Изъятые объекты мацерировали в теплой проточной воде и очищали от мягких тканей. В дальнейшем производили реконструкцию костей свода и основания черепа. С помо­щью лекал определяли радиус кривизны кости в области соударения и в других областях свода черепа на наружной и внутренней компактных пластинках в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Для выявления микротрещин из дуг и боковых масс первого шей­ного позвонка, из зуба и дуг второго шейного позвонка готовили костные блоки. Поверхности распилов обрабатывали по методике Л. М. Эйдлина и А. Л. Эйдлина (1973), которая включает в себя шлифовку блоков до гладкой поверхности, доводку поверхности до зеркального блеска, де­кальцинацию, окраску метиленовой синью с последующим изучением под водой при микроскопии (МБС-10). Микротрещины фотографирова­ли цифровой камерой Canon Power Shot S 50. Проведено 600 измерений. Изучено 10 шлифов.

На костных шлифах из дуг и боковых масс первого шейного поз­вонка зафиксированы микротрещины продольной и косой ориентации. Кроме этого микротрещины располагались по краю лакун диплоэтичес-кого вещества, где они были дугообразной формы (рис.3).

При анализе шлифов, изготовленных из дуг и зуба второго шей­ного позвонка, установлено, что в компактном веществе формировались продольные и косые микротрещины. В одном случае нами зафиксирова­ны параллельные поперечные микротрещины зуба второго позвонка. В дугах позвонка выявлены единичные продольные и косе микротрещины (рис. 4).

Микроразрушения первого шейного позвонка

Рис. 3. Микроразрушения первого шейного позвонка: 1 — косая и продольная микротрещины в дуге первого шейного позвонка (указана стрелкой); 2 — дугообразная трещина в боковых массах первого шейного позвонка (указано стрелкой). (МБС-10, увеличение 16х).

Микроразрушения второго шейного позвонка

Рис. 4. Микроразрушения второго шейного позвонка: 1 — продольные микротрещины в дуге второго шейного позвонка (указаны стрелками); 2 — поперечные параллельные микротрещины зуба второго шейного позвонка (указано стрелками). (МБС-10, увеличение 16х)

Таким образом, наличие микротрещин в костной ткани шейных позвонков указывает на то, что при падении на плоскости с предшеству­ющим ускорением помимо костей мозгового черепа страдает и шейный отдел позвоночника, что подтверждается наличием там микротрещин. Это связано с изменением точки соударения при падении с предшеству­ющим ускорением и изменением вектора нагрузки.

Кроме этого, необходимо помнить, что наряду с формированием микротрещин при падении на плоскости и ударе затылочной областью головы возможно формирование передних транслигаментозных выви­хов первого шейного позвонка (Мартыщенко Ю.В., 2003), что у живых лиц приводит к длительному болевому синдрому в шейном отделе поз­воночника. Эти данные необходимо учитывать при проведении судеб­но-медицинских экспертиз по медицинским документам.