г. Барнаул
В судебно-медицинской литературе значительное количество работ посвящено повреждениям позвоночника при различных условиях травмы. По данным разных авторов, переломы позвоночника составляют от 9,4% до 31,2% всех переломов костей скелета (Смольков В. Т., 1965; Глушак В. С, 1966; Синило М. И., Межинский П. С, 1968). Переломы шейного отдела позвоночника наблюдаются в 12,8% всех повреждений позвоночного столба и могут сочетаться с травмой продолговатого и спинного мозга (Гориневская В. В., 1953).
Наиболее частой причиной повреждения позвоночника является падение с высоты (Савостин Г. А., 1977; Велищева Л. С, Серебренников И. М., 1981).
При этом важное место многие авторы придают «хлыстовому» механизму травмы шейного и верхне-грудного отделов позвоночника (Юмашев Г. С, Громов А. П., Дмитриев А. Е. и др, 1970; Громов А. П., Пырлина Н. П., Антуфьев И. И., Корженьянц В. А., 1971; Пырлина Н. П., Салтыкова О. Ф., Корженьянц В. А., Антуфьев И. И., Богуславская Т. В., Сидоров Ю. С, Щербин Л. А., Живодеров Н. Н., 1972). Несмотря на то, что максимальному изгибу подвергается позвоночник на уровне 1-2 грудных позвонков, большинство же гиперфлексионных и гиперэкстензионных переломов встречается в области 6-7 шейных позвонков. Указанные переломы нередко встречаются в условиях внутри-салонной автомобильной травмы при встречных столкновениях и при столкновениях в «попутном» направлении. По данным Ю. В. Мартыщенко (2003), трансдентальные и транслигаментозные вывихи первого шейного позвонка у живых лиц, полученные при автомобильной травме были выявлены в 16,7%.
Краниовертебральная травма довольно часто встречается и при падении с высоты собственного роста (Пырлина Н. П., Дербоглав В. В., Салтыкова О. Ф. и др., 1974). Авторы отмечают, что при падении с высоты собственного роста без предшествующего и с предварительным ускорением и ударе затылочной областью головы о мерзлую землю и бордюрный камень среди всех повреждений преобладали, в первую очередь, растяжения связок и мышц задней поверхности шеи и верхней части спины с формированием кровоизлияний по обеим сторонам от остистых отростков, кровоизлияний в клетчатку, окружающую позвоночные артерии. Авторы также фиксировали отдаленные компрессионные повреждения межпозвонковых дисков шейного отдела позвоночника.
Ю.В. Мартыщенко (2003) отмечает, что при падении на плоскости и ударе затылочной областью головы у живых лиц в 22,2% формируются передние транслигаментозные вывихи первого шейного позвонка.
При падении навзничь без предшествующего ускорения область соударения располагается на уровне затылочного бугра или несколько выше. В этих условиях травмы вектора нагрузки приобретают, практически, горизонтальное направление и энергия удара будет передаваться в область передней и средней черепных ямок.
При падении навзничь с предшествующим ускорением область соударения располагается выше затылочного бугра, на уровне ламб-довидного шва (Дербоглав В.В., Живодеров Н.Н., Фарбер Ф.Е., 1972). В таких условиях травмы вектора нагрузки приобретают косо-вертикально направление в сторону большого затылочного отверстия. В этом случае энергия удара будет передаваться не только на края большого затылочного отверстия, скат затылочной кости, нижние отделы чешуи затылочной кости, но и на шейный отдел позвоночника.
Для подтверждения этих предположений нами было выполнено 10 векторо-графических анализов. Для этого из сводов черепов сфероидной, эллипсоидной и овоидной форм в вертикальной норме и орток-ранных и батрокранных форм в боковой норме, были выпилены дуги в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Сагиттальная дуга спереди начиналась от нижней части чешуи лобной кости и распространялась кзади до тела клиновидной кости. Фронтальная дуга проходила через теменные кости с захватом нижних отделов чешуи правой и левой височных костей.
Контур кривизны наружной поверхности дуг переносили на бумагу. На контуре отмечали предполагаемые области соударения при падении навзничь без ускорения (область затылочного бугра и несколько выше) и с предшествующим ускорением (область угла ламбдовидного шва и задних отделов теменных костей). Кроме того, на контуре через каждые 2,5 см проводили перпендикуляры (вектора) и определяли место их пересечения.
При изучении полученных результатов было установлено, что на контурах дуг, выпиленных из черепов сфероидной, эллипсоидной и овоидной форм (ортокранных и батрокранных форм в боковой норме) векторы нагрузки, проведенные от области затылочного бугра, что соответствовало некоординированному падению навзничь, распространялись практически горизонтально до средней и передней черепных ямок, минуя область большого затылочного отверстия. Вектора нагрузки, проведенные несколько выше затылочного бугра, приобретали косое направление, но также распространялись мимо области большого затылочного отверстия и пересекались с вышеописанными векторами нагрузки, примерно, на уровне передних отделов средней черепной ямки и задних отделов передней черепной ямки (рис. 1).
Рис. 1. Схема направления и пересечения векторов нагрузки при падении навзничь без предшествующего ускорения (кругом обозначена область пересечения векторов).
Рис. 2. Схема направления и пересечения векторов нагрузки при падении навзничь с предшествующим ускорением (кругом обозначена область пересечения векторов).
Такое распространение векторов нагружения (а также общая деформация костного комплекса в условия падения на плоскости) объясняет формирование изолированных (конструкционных) трещин в передней и средней черепных ямках, что указывалось в наших работах ранее (Янковский В. Э., Шадымов А. Б., Остробородов В. В., 2003, 2006; Остробородов В. В., 2005).
Вектора нагрузки, проведенные от области ламдовидного шва (что соответствовало области соударения с плоскостью при падении с предшествующим ускорением), приобретали косо-вертикальное направление, а от области задних отделов теменных костей — практически, вертикальное направление. В том и другом случаях вектора были ориентированы в сторону большого затылочного отверстия и ската затылочной кости, где и пересекались (рис. 2).
Такое направление векторов нагрузки обеспечивает образование изолированных трещин преимущественно вокруг большого затылочного отверстия, что нами было указано ранее (Остробородов В. В., Седов А. В., 2008).
Далее для определения микротрещин, а следовательно, и передачи нагрузки на шейный отдел позвоночника, было выполнено 10 экспериментов по моделированию переломов костей мозгового черепа, полученных при падении на плоскости с предшествующим ускорением (толчок в лицо) лиц обоего пола без костной патологии. Полученные повреждения фотографировали на месте. После этого изымали кости свода и основания черепа в максимально возможном объеме с захватом первого и второго шейных позвонков. Изъятые объекты мацерировали в теплой проточной воде и очищали от мягких тканей. В дальнейшем производили реконструкцию костей свода и основания черепа. С помощью лекал определяли радиус кривизны кости в области соударения и в других областях свода черепа на наружной и внутренней компактных пластинках в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Для выявления микротрещин из дуг и боковых масс первого шейного позвонка, из зуба и дуг второго шейного позвонка готовили костные блоки. Поверхности распилов обрабатывали по методике Л. М. Эйдлина и А. Л. Эйдлина (1973), которая включает в себя шлифовку блоков до гладкой поверхности, доводку поверхности до зеркального блеска, декальцинацию, окраску метиленовой синью с последующим изучением под водой при микроскопии (МБС-10). Микротрещины фотографировали цифровой камерой Canon Power Shot S 50. Проведено 600 измерений. Изучено 10 шлифов.
На костных шлифах из дуг и боковых масс первого шейного позвонка зафиксированы микротрещины продольной и косой ориентации. Кроме этого микротрещины располагались по краю лакун диплоэтичес-кого вещества, где они были дугообразной формы (рис.3).
При анализе шлифов, изготовленных из дуг и зуба второго шейного позвонка, установлено, что в компактном веществе формировались продольные и косые микротрещины. В одном случае нами зафиксированы параллельные поперечные микротрещины зуба второго позвонка. В дугах позвонка выявлены единичные продольные и косе микротрещины (рис. 4).
Рис. 3. Микроразрушения первого шейного позвонка: 1 — косая и продольная микротрещины в дуге первого шейного позвонка (указана стрелкой); 2 — дугообразная трещина в боковых массах первого шейного позвонка (указано стрелкой). (МБС-10, увеличение 16х).
Рис. 4. Микроразрушения второго шейного позвонка: 1 — продольные микротрещины в дуге второго шейного позвонка (указаны стрелками); 2 — поперечные параллельные микротрещины зуба второго шейного позвонка (указано стрелками). (МБС-10, увеличение 16х)
Таким образом, наличие микротрещин в костной ткани шейных позвонков указывает на то, что при падении на плоскости с предшествующим ускорением помимо костей мозгового черепа страдает и шейный отдел позвоночника, что подтверждается наличием там микротрещин. Это связано с изменением точки соударения при падении с предшествующим ускорением и изменением вектора нагрузки.
Кроме этого, необходимо помнить, что наряду с формированием микротрещин при падении на плоскости и ударе затылочной областью головы возможно формирование передних транслигаментозных вывихов первого шейного позвонка (Мартыщенко Ю.В., 2003), что у живых лиц приводит к длительному болевому синдрому в шейном отделе позвоночника. Эти данные необходимо учитывать при проведении судебно-медицинских экспертиз по медицинским документам.