г. Омск
Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки достаточно широко распространена среди населения России и составляет приблизительно 1% от всего взрослого населения и не имеет тенденции к снижению. Достаточно широкая распространенность язвенной болезни среди населения ведет к сочетанию этого заболевания с различной системной и острой патологией. При этом известны особенности течения и лечения язвенной болезни при сахарном диабете, других видах эндокринной патологии. Нередкими являются случаи течения язвенной болезни на фоне циррозов печени, ХОБЛ, патологии сердца. Фоновая патология влияет на патогенез язвенной болезни через определенные ульцерогенные и защитные факторы, а также определенным образом, модулирует процессы заживления и альтерации в слоях язвы, воспалительные реакции в различных отделах желудка и двенадцатиперстной кишке. Результатом является разнообразие клинических вариантов болезни и не всегда успешный ответ на стандартную терапию. Рецидивы язв при полном заживлении развиваются у трети больных. К настоящему моменту мало изучено течение язвенной болезни на фоне дисплазии соединительной ткани (ДСТ), которая распространена гораздо шире язвенной патологии.
Исходя из этого, целью работы является выявить особенности соединительнотканных структур, фиксирующих желудок и двенадцатиперстную кишку при дисплазии соединительной ткани, а также установить характер фоновой патологии желудка и двенадцатиперстной кишки при дисплазии соединительной ткани на секционном материале.
В соответствии с поставленными задачами исследования были отобраны 96 трупов лиц погибших от изолированной травмы черепа, с признаками дисплазии соединительной ткани. Со стороны желудочно-кишечного тракта патологические изменения отмечались в 20 случаях (20,83%) и касались, прежде всего, размеров и положения желудка. Расположен желудок преимущественно в левой подреберной области (дно, кардиальная часть и часть тела) и меньшей своей частью (часть тела и пилорический отдел) — в надчревной области, незначительно переходя вправо за среднюю линию. Наиболее постоянное положение занимали фиксированные отделы желудка, где располагаются кардиальное и пилорическое отверстия и малая кривизна. Так, ostium cardiacum сзади проецировалось чаще всего на верхнюю левую половину тела XI грудного позвонка, а на переднюю брюшную стенку — позади хряща VII левого ребра, отступя от левого края грудины влево на 1-5 см. Ostium pyloricum располагается на уровне I поясничного позвонка, на 2-5 см вправо от срединной линии при пустом желудке и на 6-9 см — при наполненном. Fundus ventriculi располагается под правым куполом диафрагмы, а проекция его на переднюю брюшную стенку находится на V ребре и межреберье по левой средне-ключичной линии.
При этом отмечалось изменение как поверхностных (желудочно-ободочная связка, желудочно-селезеночная связка, левая желудочно-диафрагмальная связка, печеночно-желудочная связка и печеночно-привратинковая связка), так и глубоких (верхняя (или левая) желудочно-поджелудочная связка, нижняя (или правая) привратниково-поджелудочная связка, боковые диафрагмально-пищеводные связки) связок, фиксирующих желудок (табл. 1). Пустой и сократившийся желудок имеет небольшие размеры и напоминает кишку. Нижняя граница наполненного и расширенного желудка у 70% располагался на 2 см ниже области пупка, у 25% — нижняя граница достигала уровня гребешковой линии и у 5% — опускалась ниже гребешковой лини. Размеры желудка достигали 40-55 см, шириной — 15-22 см. В 65% случаев желудок был в форме рога, в 25% — в форме крючка и в 10% — в форме чулка.
Морфометрические показатели связок, фиксирующих желудок
без признаков ДСТ | с признаками ДСТ | |||
ширина, см | Общая длина, см | ширина, см | Общая длина, см | |
Диафрагмально-желудочная связка | 1,8±0,3 | 1,3±0,2 | 2,8±0,2 | 1,0±0,1 |
Печеночно-желудочная связка у печени | 6,0±0,5 | 6,5±1,1 | 7,0±0,8 | 4,7±0,5 |
Печеночно-желудочная связка по малой кривизне желудка | 16,3±4,5 | 12,0±2,5 | ||
Печеночно-двенадцатиперстная связка | 9,7±0,4 | 2,5±0,2 | 12,8±0,7 | 2,5±0,4 |
При макроскопическом исследовании слизистой желудка были признаки атрофического гастрита, с эксудативными изменениями (отек, гиперемия, изменения рельефа слизистой оболочки с эрозивными процессами). При исследовании сосудов, кровоснабжающих желудок, нами было обнаружено в 3 случаях изменение хода aa.gastricae, dextra et sinistra, их извитость, что явилось причиной образования хронических язв на малой кривизне желудка.
Рыхлая оформленная соединительная ткань содержала несколько большее количество ядер в единицу площади среза, что было заметно при качественном визуальном исследовании. Упорядоченность коллаге-новых структур была нарушена в виде появления отдельных участков замещения соединительной ткани связок на менее дифференцированную, и формирование склеротических процессов. В этих участках коллагено-вые волокна были грубо переплетены в различных направлениях. Число сосудов в этих зонах было изменено по сравнению с участками рыхлой оформленной соединительной тканью. При окраске по Ван-Гизон вся соединительная ткань была фуксинофильной, однако, неупорядоченные участки очень ярко выявлялись. При окраске на эластику наблюдалось уменьшение числа эластических структур, их фрагментация, истончение. При исследовании срезов плотной оформленной соединительной ткани ШИК-методом и альциановым синим наблюдалось накопление сульфатированных и в меньшей степени не сульфатированных гликоза-миногликанов.
При гистологическом исследовании были выявлены различной степени выраженности дистрофические изменения эпителия. Желудочные валики были высокие, расширенные у основания, уплощенные на верхушках. Ямки углублялись, достигая 1/2-2/3 толщины слизистой оболочки, были извитые и деформированные.
У погибших с признаками дисплазии соединительной ткани достоверно чаще наблюдались деформация привратника и луковицы двенадцатиперстной кишки ДПК, зияние привратника, явления атрофии слизистой оболочки желудка и ДПК. Размеры язвенных дефектов у погибших без признаков ДСТ в среднем составили 0,76±0,11 см, были неглубокими, преимущественно с округлыми, ровными краями; у погибших I группы 1,03±0,12 см, были глубокими, неправильной формы с неровными, подрытыми краями. Определялся выраженный отек и диффузная гиперемия слизистой оболочки ДПК. Довольно часто наблюдались «плоские» эрозии и внутрислизистые кровоизлияния. Нередко отмечалась зернистость слизистой оболочки, обусловленная лимфоидной гиперплазией.
При морфологическом исследовании у погибших с признаками ДСТ отмечались слабо выраженная воспалительная и сосудистая реакция в виде умеренной диффузной или пятнистой гиперемии слизистой оболочки, преимущественно антрального отдела желудка и ДПК с наличием атрофических изменений. Характерной особенностью было наличие в зоне наиболее выраженного воспаления множественных гиперпластических изменений, которые проявлялись полиповидными утолщениями и приподнятыми эрозиями. У большинства погибших участки гиперемированной слизистой оболочки чередовались с белесоватыми рубцовыми втяжениями различной формы от предыдущих язв, которые деформировали просвет пилородуоденальной зоны, благодаря чему визуальная картина приобретала пестрый вид.
Морфологическая картина язвенной болезни ДПК у погибших без фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани проявлялась отсутствием характерной пятнистой гиперемии антрального отдела, слизистая желудка выглядела бледной с выраженным сосудистым рисунком. Крайне редко отмечалось наличие эрозий. Язвенные дефекты были более поверхностными, средних размеров, без выраженного ин-фильтрационного вала. Атрофические процессы при дуодените регистрируются главным образом в области луковицы ДПК (бульбит). Диффузный дуоденит наблюдался в 70% случаев.
Результатом исследования явилось, что у погибших с фенотипическими признаками дисплазии соединительной ткани преобладали изменения по типу атрофического и диффузного интерстициального хронического дуоденита II степени воспалительного процесса. Очевидно, что все эти изменения протекали на фоне измененной фиксации желудка и 12-перстной кишки, что представляет собой морфологическую основу рефлюксного симптомокомплекса.