г. Новосибирск
Электронная микроскопия является методом морфологического исследования объектов с помощью потока электронов, позволяющих изучить структуру этих объектов на макромолекулярном и субклеточном уровнях. После выпуска первой промышленной модели просвечивающего (трансмиссионного) электронного микроскопа, электронная микроскопия прошла большой путь развития и позволила перейти на качественно новый уровень изучения материи. Электронная микроскопия нашла широкое применение в морфологии, микробиологии, вирусологии, биохимии, онкологии, медицинской генетике, иммунологии. Благодаря электронной микроскопии была раскрыта субмикроскопическая структура клеток, открыт ряд неизвестных ранее клеточных органелл, таких как лизосомы, рибосомы, эндоплазматический ретикулум, микротрубочки, цитоскелет, структуры, специфичные для отдельных видов клеток. Электронная микроскопия позволила понять многие тонкие механизмы развития болезней, в том числе на ранних этапах их возникновения, еще до появления четкой клинической симптоматики. Исследования строения материи на субклеточном и макромолекулярном уровнях сдерживаются возможностями разрешающей способности электронных микроскопов. Использование электронной микроскопии в сочетании с другими методами, например, с авторадиографией, гистохимическими, иммунологическими, обусловило появление электронной авторадиографии, электронной гистохимии, иммунной электронной микроскопии (электронной иммуноморфологии) и других. Это позволило значительно расширить информацию, получаемую с помощью электронной микроскопии, наблюдать структурное выражение течения биохимических процессов в клетке, что, в свою очередь, подтвердило один из основных методологических принципов современной биологии — диалектическое единство структуры и функции.
Электронная микроскопия требует специальной подготовки объектов изучения, от которой в значительной мере зависят возможности метода. В соответствии с целями исследования методика такой подготовки может быть различной. Однако непременным условием для любых электронно-микроскопических исследований является фиксация тканей с максимальным сохранением их прижизненного строения. Существуют два принципиально различных способа фиксации: химический и физический, каждый из которых имеет различные варианты. В электронной микроскопии, как правило, используют химическую фиксацию с помощью фиксаторов, обладающих стабилизирующими свойствами.
Универсального для любых тканей фиксатора не существует, поэтому в зависимости от задачи конкретного исследования применяют соответствующие фиксаторы. При выборе химических фиксаторов исходят из их способности коагулировать белки (спирты, ацетон, некоторые кислоты, соли тяжелых металлов и др.) либо стабилизировать липиды и гели (четырехокись осмия, глутаровый альдегид, формалин, двухромовоксильный калий и др). Существуют оптимальные сроки взятия различных тканей и клеток, обычно исчисляемые минутами. Чем раньше ткань помешают в фиксатор, тем более достовернее данные получают о прижизненной структуре клеток. Фиксаторы обладают различной скоростью проникновения в ткань: от этого зависит возможная величина объекта исследования.
В настоящее, время электронная микроскопия приобретает огромную значимость как в практической деятельности, так и в научной. В виду того, что электронные микроскопы во многих бюро судебной медицины отсутствуют, и материал приходиться в кратчайшие сроки фиксировать и транспортировать в лабораторий электронной микроскопии, мы посчитали целесообразным провести сравнение двух фиксирующих растворов. Для сравнения мы взяли осмиевый фиксатор и фиксатор, содержащий 4% параформ и 0,2% глутаральдегид на фосфатном буфере с рН 7,4. Существенной разницы при изучении и органов и тканей после фиксации в этих растворах мы не наблюдали, но некоторые отличия по составу и качеству имеются. Так, четырехокись осмия и глутаровый альдегид проникают в ткань на 0,1-0,5 мм примерно за 1 — 1,5 часа, но для некоторых тканей оно может быть увеличено до 4 часов или до 20-30 мин. В отдельных случаях допускается в течение одних суток. Наибольшее распространение получила фиксация материала в глутаровом альдегиде. Глутаровый альдегид достаточно хорошо фиксирует белки, но при этом стабилизация липидов недостаточна. По сравнению с широко применяемым последние годы другим альдегидным фиксатором — глутаральдегидом — параформальдегид обладает рядом несомненных преимуществ. Главное из них — большая скорость проникновения в ткани, что очень важно для предотвращения аутолитических изменений в образце, развивающихся уже во время фиксации. При глутараль-дегидной фиксации удовлетворительное состояние ультраструктурных компонентов клеток прослеживается на глубину не более 1мм, в то время как параформальдегидный фиксатор сохраняет для электронно-микроскопического исследования всю ткань образца в объеме 3,5 см2 (Winbom, Seeling 1970). Кроме того, фиксирующий раствор на основе параформа существенно увеличивает срок хранения тканей, — как показали исследования Целлариуса и соавт, (1980), структура клеточных органелл полностью сохраняется в течение 3-4 месяцев. Таким образом, фиксирующий раствор на основе глутарового альдегида и параформа позволяет существенно увеличить срок сохранения в неизмененном виде органов и тканей, что существенно влияет на более эффективное исследование и может использоваться при необходимости в экспертной практике.