Вы здесь

Возможности установления водителя и пассажира переднего сидения по особенностям повреждения конечностей

Publication in electronic media: 5.06.2010 under http://journal.forens-lit.ru/node/162
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Новосибирск 2009 Вып. 15

А. Б. Шадымов, А. С. Новоселов

г. Барнаул

В последние десятилетия появляется достаточно много работ пос­вященных травме в салоне автомобиля (Ардашкин А. П., 1986; Паньков И. В., 2002; Роенко Л. Е., 1970; Сидоров Ю. С., 1971; Солохин А. А., 1968). Обычно в них проводится анализ частоты встречаемости теле­сных повреждений у водителя и пассажира.

В отличие от них данная работа имеет целью вместо статистичес­ких расчетов обосновать возможности выделения качественных отли­чий между повреждениями, формирующимися у водителя и пассажира переднего сидения.

Для этого нами была предпринята попытка по особенностям лока­лизации, характеру, объему повреждений конечностей установить рас­положение пострадавших (водителя и пассажира переднего сидения) при фронтальном столкновении автомобиля.

Моделирование динамики перемещения тел водителя и пассажи­ра переднего сидения в салоне столкнувшегося автомобиля нами уста­навливалось с привлечением статистов. Автомобиль, двигающийся на допустимой скорости езды в городском режиме, останавливали резким торможением.

Нами было выбрано 10 легковых автомобилей: 5 — отечественно­го производства (ВАЗ-2104, ВАЗ-2106, ВАЗ-2110, ГАЗ-3110, УАЗ-Патри­от) и 5 — импортного производства (Тойота-Витц, Опель-Кадет, Тойота-Камри-Грация, Мерседес-Бенс, Хонда-ЦРВ). Проведено 3 основные серии экспериментов. В первой серии движение автомобиля в момент резкого торможения осуществлялось по прямой линии. Во второй серии экспериментов торможение автомобиля осуществлялось с поворотом руля налево, в третьей серии — с поворотом руля направо. Всего прове­дено 30 экспериментов.

Перемещение тел статистов в салоне автомобиля после «столкно­вения» регистрировалось с помощью цифровой фотокамеры. На полу­ченных фотоснимках были установлены углы сгибания конечностей в лучезапястных, локтевых, коленных и голеностопных суставах. Также при опросе статиста устанавливались области подвергшиеся контакту с частями автомобиля и максимальному мышечному напряжению вне участков контакта.

Для проверки полученных результатов были изучены результаты 45 собственных судебно-медицинских экспертиз трупов, в которых нами проводились обязательные специальные дополнительные исследования верхних и нижних конечностей у водителей (25 наблюдений) и пассажи­ров (20 наблюдений) независимо от наличия наружных повреждений.

Установлено, что кисти статиста-водителя, сжимающие рулевое колесо, испытывали наибольшие нагрузки в области межпальцевых промежутков. В отличие от него статист-пассажир переднего сидения, упираясь кистями в переднюю панель, испытывал наибольшие нагруз­ки в области тенора, гипотенора и лучезапястного сустава. Мы их определи как наиболее вероятные участки локальных повреждений. Вне непосредственного контакта рук с частями салона автомобиля макси­мальные напряжения концентрировались в мышцах предплечий и плеч — вероятные участки конструкционных повреждений.

На нижних конечностях у статиста-водителя наибольшие локаль­ные нагрузки испытывали области бедер, голеней и плюсны стопы. Конструкционные нагрузки были отмечены в области голеностопных и коленных суставов. У статиста-пассажира переднего сидения нагрузки зафиксированы лишь в области фаланг пальцев стоп.

При изучении повреждений верхних конечностей у водителей, по­гибших при фронтальном столкновении в салоне автомобиля, установ­лено, что наружные повреждения кистей были представлены разрыва­ми межпальцевых промежутков. Эти разрывы формировались лишь на ладонной поверхности кистей и распространялись вдоль папиллярных линий. На тыльной поверхности их кистей возникали резаные раны и точечные осаднения (с внедрением в отдельные из них осколков ветро­вого стекла). На задневнутренней поверхности предплечий у водителей образовывались полосовидные продольные ссадины и поверхностные раны. Внутренние повреждения у водителей были представлены изо­лированными кровоизлияниями в глубоких слоях мягких тканей ладо­ней рук. Размер этих кровоизлияний варьировал от 0,3 см до 1,0 см. Для водителей характерно возникновение открытых переломов головок пястных костей, расположенных на тыльной поверхности кистей. Также формировались переломы костей запястья и костей предплечья в ниж­ней трети от пересгибания кистей.

Внутренние повреждения на руках водителей, возникавшие вне области контакта с выступающими деталями салона легкового автомо­биля, были представлены только кровоизлияниями в глубоких слоях мышц предплечья и плеча на всем их протяжении, размерами от 0,5 см до 1,5 см.

У пассажиров переднего сидения повреждения верхних конечнос­тей от ударов о детали салона автомобиля также были представлены ссадинами и кровоподтеками, ушибленными и резаными ранами. Но они имели иную локализацию на ладонной поверхности кистей и на передней поверхности запястий. Внутренние повреждения на руках у пассажиров переднего сидения формировались в виде кровоизлияний на передней или передневнутренней поверхности запястий. Они были существенно больше, чем у водителей (3-5 см в диаметре). У пассажи­ров преобладали вывихи суставов запястья от разгибания кистей.

Повреждения на руках пассажиров переднего сидения от непря­мого контакта с деталями салона автомобиля также были представлены кровоизлияниями, значительно превосходящими по размерам предыдущие (до 2-3 см). Кроме того, они локализовались в мышцах нижней, средней и верхней третях предплечья, а также в области лок­тевого сустава. Отличительные особенности телесных повреждений верхних конечностей между водителем и пассажиром переднего сиде­ния наглядно отображены в таблице 1.

Таблица 1

Отличия повреждений на руках водителя и пассажира переднего сидения при фронтальном столкновении легкового автомобиля

Водитель Пассажир переднего сидения
Повреждения от прямого воздействия о детали салона
1 Повреждения тыльной поверхности кистей Повреждения передней поверхности запястий
2 Рваные раны на ладонях вдоль папил­лярных линий Не встречаются
3 Изолированные подкожные кровоизли­яния на ладонях Изолированные подкожные кровоизли­яния на запястьях
4 Переломы головок пястных костей Вывихи суставов запястья
5 Переломы запястья от сгибания кисти Переломы запястья от разгибания кисти
6 Мелкоочаговые кровоизлияния (0,3 см-1,0 см) Крупноочаговые кровоизлияния (до нескольких см)
Повреждения от непрямого воздействия о детали салона
7 Кровоизлияния в мышцах предплечья и плеча Кровоизлияния в мышцах предплечья и в локтевом суставе
8 Кровоизлияния до 0,5 см — 1,5 см Кровоизлияния более 1,5 см

Снаружи на подошве стоп водителей от прямого контакта с пе­далями управления автомобиля возникали точечные внутрикожные кровоизлияния, а на их тыльной поверхности - кровоподтеки. На передневнутренней поверхности коленных сгибов и голеней возникали ссадины с ушибленными ранами, а на передневнутренней поверхнос­ти бедер образовывались полосовидные дугообразные ссадины.

Внутренние повреждения на стопах водителей были представле­ны переломами плюсневых костей и разрывами их суставов и изолиро­ванными кровоизлияниями в глубоких мягких тканях подошв.

Иногда встречались локальные переломы костей голени, напо­минающие «бампер-переломы» пешеходов, излом которых проходил спереди назад. Также встречались прямые полные переломы бедрен­ных костей между средней и нижней третями, с распространением из­лома сзади наперед.

Повреждения на ногах водителей, образовавшиеся вне участков контакта с деталями салона легкового автомобиля, были представле­ны переломами внутренней и наружной лодыжек. Помимо этого были выявлены повреждения эпифизов большеберцовой кости либо в виде изолированной трещины на суставной поверхности нижнего эпифиза большеберцовой кости, либо Т-образного оскольчато-фрагментарного перелома ее верхнего эпифиза. Кроме того, встретились конструкци­онные переломы бедренных костей в месте их наибольшего изгиба, образовавшиеся от непрямого воздействия в момент упора коленями в переднюю панель (плоскость излома проходила спереди назад).

Наружные повреждения стоп пассажиров переднего сидения были представлены кровоподтеками, рваными ранами на пальцах стоп с их патологической деформацией. Внутренние локальные поврежде­ния у пассажиров переднего сидения встретились в виде кровоизлия­ний в этой же области и переломов фаланг пальцев.

У пассажиров переднего сидения встретились конструкционные повреждения на нижних конечностях, которые были представлены не­прямыми переломами бедренных костей в нижней и средней трети, либо вывихами головок бедренных костей при ударе о детали салона. Отличительные особенности телесных повреждений нижних конеч­ностей между водителем и пассажиром переднего сидения наглядно отображены в таблице 2.

Таблица 2

Отличия повреждений на ногах водителя и пассажира переднего сидения при фронтальном столкновении легкового автомобиля

Вид повреждений Водитель Пассажир переднего сидения
1 Внутрикожные кровоизлияния на подошве стопы есть нет
2 Кровоизлияния в мышцах подошвы стопы есть нет
3 Разрывы связок суставов плюс­ны и предплюсны есть нет
4 Переломы эпифизов болшеберцовых костей есть нет
5 Ссадины и кровоизлияния на внутренней поверхности бедер есть нет
6 Перелом бедренной кости в нижней и средней трети
а) с зоной разрыва спереди есть есть
б) с зоной разрыва сзади есть нет
7 Раны, ссадины и кровоизлияния на пальцах стопы нет есть
8 Вывихи пальцев стопы нет есть

Выявленные морфологические особенности этих повреждений могут быть использованы при проведении дифференциальной диа­гностики водителя и пассажира переднего сидения в случаях дорожно-транспортных происшествий.