г. Барнаул
В последние десятилетия появляется достаточно много работ посвященных травме в салоне автомобиля (Ардашкин А. П., 1986; Паньков И. В., 2002; Роенко Л. Е., 1970; Сидоров Ю. С., 1971; Солохин А. А., 1968). Обычно в них проводится анализ частоты встречаемости телесных повреждений у водителя и пассажира.
В отличие от них данная работа имеет целью вместо статистических расчетов обосновать возможности выделения качественных отличий между повреждениями, формирующимися у водителя и пассажира переднего сидения.
Для этого нами была предпринята попытка по особенностям локализации, характеру, объему повреждений конечностей установить расположение пострадавших (водителя и пассажира переднего сидения) при фронтальном столкновении автомобиля.
Моделирование динамики перемещения тел водителя и пассажира переднего сидения в салоне столкнувшегося автомобиля нами устанавливалось с привлечением статистов. Автомобиль, двигающийся на допустимой скорости езды в городском режиме, останавливали резким торможением.
Нами было выбрано 10 легковых автомобилей: 5 — отечественного производства (ВАЗ-2104, ВАЗ-2106, ВАЗ-2110, ГАЗ-3110, УАЗ-Патриот) и 5 — импортного производства (Тойота-Витц, Опель-Кадет, Тойота-Камри-Грация, Мерседес-Бенс, Хонда-ЦРВ). Проведено 3 основные серии экспериментов. В первой серии движение автомобиля в момент резкого торможения осуществлялось по прямой линии. Во второй серии экспериментов торможение автомобиля осуществлялось с поворотом руля налево, в третьей серии — с поворотом руля направо. Всего проведено 30 экспериментов.
Перемещение тел статистов в салоне автомобиля после «столкновения» регистрировалось с помощью цифровой фотокамеры. На полученных фотоснимках были установлены углы сгибания конечностей в лучезапястных, локтевых, коленных и голеностопных суставах. Также при опросе статиста устанавливались области подвергшиеся контакту с частями автомобиля и максимальному мышечному напряжению вне участков контакта.
Для проверки полученных результатов были изучены результаты 45 собственных судебно-медицинских экспертиз трупов, в которых нами проводились обязательные специальные дополнительные исследования верхних и нижних конечностей у водителей (25 наблюдений) и пассажиров (20 наблюдений) независимо от наличия наружных повреждений.
Установлено, что кисти статиста-водителя, сжимающие рулевое колесо, испытывали наибольшие нагрузки в области межпальцевых промежутков. В отличие от него статист-пассажир переднего сидения, упираясь кистями в переднюю панель, испытывал наибольшие нагрузки в области тенора, гипотенора и лучезапястного сустава. Мы их определи как наиболее вероятные участки локальных повреждений. Вне непосредственного контакта рук с частями салона автомобиля максимальные напряжения концентрировались в мышцах предплечий и плеч — вероятные участки конструкционных повреждений.
На нижних конечностях у статиста-водителя наибольшие локальные нагрузки испытывали области бедер, голеней и плюсны стопы. Конструкционные нагрузки были отмечены в области голеностопных и коленных суставов. У статиста-пассажира переднего сидения нагрузки зафиксированы лишь в области фаланг пальцев стоп.
При изучении повреждений верхних конечностей у водителей, погибших при фронтальном столкновении в салоне автомобиля, установлено, что наружные повреждения кистей были представлены разрывами межпальцевых промежутков. Эти разрывы формировались лишь на ладонной поверхности кистей и распространялись вдоль папиллярных линий. На тыльной поверхности их кистей возникали резаные раны и точечные осаднения (с внедрением в отдельные из них осколков ветрового стекла). На задневнутренней поверхности предплечий у водителей образовывались полосовидные продольные ссадины и поверхностные раны. Внутренние повреждения у водителей были представлены изолированными кровоизлияниями в глубоких слоях мягких тканей ладоней рук. Размер этих кровоизлияний варьировал от 0,3 см до 1,0 см. Для водителей характерно возникновение открытых переломов головок пястных костей, расположенных на тыльной поверхности кистей. Также формировались переломы костей запястья и костей предплечья в нижней трети от пересгибания кистей.
Внутренние повреждения на руках водителей, возникавшие вне области контакта с выступающими деталями салона легкового автомобиля, были представлены только кровоизлияниями в глубоких слоях мышц предплечья и плеча на всем их протяжении, размерами от 0,5 см до 1,5 см.
У пассажиров переднего сидения повреждения верхних конечностей от ударов о детали салона автомобиля также были представлены ссадинами и кровоподтеками, ушибленными и резаными ранами. Но они имели иную локализацию на ладонной поверхности кистей и на передней поверхности запястий. Внутренние повреждения на руках у пассажиров переднего сидения формировались в виде кровоизлияний на передней или передневнутренней поверхности запястий. Они были существенно больше, чем у водителей (3-5 см в диаметре). У пассажиров преобладали вывихи суставов запястья от разгибания кистей.
Повреждения на руках пассажиров переднего сидения от непрямого контакта с деталями салона автомобиля также были представлены кровоизлияниями, значительно превосходящими по размерам предыдущие (до 2-3 см). Кроме того, они локализовались в мышцах нижней, средней и верхней третях предплечья, а также в области локтевого сустава. Отличительные особенности телесных повреждений верхних конечностей между водителем и пассажиром переднего сидения наглядно отображены в таблице 1.
Отличия повреждений на руках водителя и пассажира переднего сидения при фронтальном столкновении легкового автомобиля
Водитель | Пассажир переднего сидения | |
Повреждения от прямого воздействия о детали салона | ||
1 | Повреждения тыльной поверхности кистей | Повреждения передней поверхности запястий |
2 | Рваные раны на ладонях вдоль папиллярных линий | Не встречаются |
3 | Изолированные подкожные кровоизлияния на ладонях | Изолированные подкожные кровоизлияния на запястьях |
4 | Переломы головок пястных костей | Вывихи суставов запястья |
5 | Переломы запястья от сгибания кисти | Переломы запястья от разгибания кисти |
6 | Мелкоочаговые кровоизлияния (0,3 см-1,0 см) | Крупноочаговые кровоизлияния (до нескольких см) |
Повреждения от непрямого воздействия о детали салона | ||
7 | Кровоизлияния в мышцах предплечья и плеча | Кровоизлияния в мышцах предплечья и в локтевом суставе |
8 | Кровоизлияния до 0,5 см — 1,5 см | Кровоизлияния более 1,5 см |
Снаружи на подошве стоп водителей от прямого контакта с педалями управления автомобиля возникали точечные внутрикожные кровоизлияния, а на их тыльной поверхности - кровоподтеки. На передневнутренней поверхности коленных сгибов и голеней возникали ссадины с ушибленными ранами, а на передневнутренней поверхности бедер образовывались полосовидные дугообразные ссадины.
Внутренние повреждения на стопах водителей были представлены переломами плюсневых костей и разрывами их суставов и изолированными кровоизлияниями в глубоких мягких тканях подошв.
Иногда встречались локальные переломы костей голени, напоминающие «бампер-переломы» пешеходов, излом которых проходил спереди назад. Также встречались прямые полные переломы бедренных костей между средней и нижней третями, с распространением излома сзади наперед.
Повреждения на ногах водителей, образовавшиеся вне участков контакта с деталями салона легкового автомобиля, были представлены переломами внутренней и наружной лодыжек. Помимо этого были выявлены повреждения эпифизов большеберцовой кости либо в виде изолированной трещины на суставной поверхности нижнего эпифиза большеберцовой кости, либо Т-образного оскольчато-фрагментарного перелома ее верхнего эпифиза. Кроме того, встретились конструкционные переломы бедренных костей в месте их наибольшего изгиба, образовавшиеся от непрямого воздействия в момент упора коленями в переднюю панель (плоскость излома проходила спереди назад).
Наружные повреждения стоп пассажиров переднего сидения были представлены кровоподтеками, рваными ранами на пальцах стоп с их патологической деформацией. Внутренние локальные повреждения у пассажиров переднего сидения встретились в виде кровоизлияний в этой же области и переломов фаланг пальцев.
У пассажиров переднего сидения встретились конструкционные повреждения на нижних конечностях, которые были представлены непрямыми переломами бедренных костей в нижней и средней трети, либо вывихами головок бедренных костей при ударе о детали салона. Отличительные особенности телесных повреждений нижних конечностей между водителем и пассажиром переднего сидения наглядно отображены в таблице 2.
Отличия повреждений на ногах водителя и пассажира переднего сидения при фронтальном столкновении легкового автомобиля
Вид повреждений | Водитель | Пассажир переднего сидения | |
1 | Внутрикожные кровоизлияния на подошве стопы | есть | нет |
2 | Кровоизлияния в мышцах подошвы стопы | есть | нет |
3 | Разрывы связок суставов плюсны и предплюсны | есть | нет |
4 | Переломы эпифизов болшеберцовых костей | есть | нет |
5 | Ссадины и кровоизлияния на внутренней поверхности бедер | есть | нет |
6 | Перелом бедренной кости в нижней и средней трети | ||
а) с зоной разрыва спереди | есть | есть | |
б) с зоной разрыва сзади | есть | нет | |
7 | Раны, ссадины и кровоизлияния на пальцах стопы | нет | есть |
8 | Вывихи пальцев стопы | нет | есть |
Выявленные морфологические особенности этих повреждений могут быть использованы при проведении дифференциальной диагностики водителя и пассажира переднего сидения в случаях дорожно-транспортных происшествий.