Вы здесь

Анализ смертельной мотоциклетной травмы по г. Барнаулу за 2007-2008 гг.

Publication in electronic media: 30.05.2010 under http://journal.forens-lit.ru/node/144
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Новосибирск 2009 Вып. 15

А. В. Карпенко, А. Л. Кочоян, Б. А. Саркисян

г. Барнаул

В отличие от многих зарубежных стран, где дорожно-транспор­тные происшествия, связанные с мотоциклетным транспортом, в том числе и со смертельным исходом, встречаются достаточно часто, в России в целом, и в отдельных ее регионах в частности, этот вид травмы пока встречается редко. Так, по данным архива танатологического от­дела, за 2002-2004 гг. в г. Барнауле смертельная мотоциклетная травма встретилась всего в 25 случаях, что составило 0,26% от всех судебно-медицинских исследований за этот период (9800), 0,56% — от всей насильственной смерти и 1,4% — от всей смертельной механической травмы (Мартынова Н.А. с соавт., 2005). За 2005-2006 гг., эти показатели были еще ниже и составили соответственно 0,07%, 0,17% и 0,43% (Куз­нецова М.В. с соавт., 2007).

Проведенный нами анализ частоты встречаемости смертельной мотоциклетной травмы показал, что за 2007-2008 гг. было зарегистри­ровано всего 12 случаев мотоциклетной травмы: из них 4 наблюдения (33%) пришлись на 2007 г. и 8 — (67%) — на 2008 г., что составило 0,2% от всех исследованных трупов (5741), 0,5% — от всех случаев насиль­ственной смерти (2363) и 1,4% — от всей механической травмы. Это свидетельствует о том, что в нашем регионе в отличие от автомобиля, мотоцикл как транспортное средство пока не пользуется популярнос­тью у населения.

В постановлениях на производство экспертизы в 4-х (33,3%) на­блюдениях марка мотоцикла вообще не была указана. Их 8-и остальных экспертиз в 2-х случаях фигурировал мотоцикл марки «ИЖ Юпитер», в 2-х — «Хонда»; по одному случаю «Ямаха Вираго», «Судзуки», мопед и минимотик. По виду мотоциклетной травмы из обстоятельств следова­ло, что в 9-ти наблюдениях (75%) имело место столкновение движуще­гося мотоцикла с другим транспортным средством, в одном случае (8%) — столкновение мотоцикла с пешеходом; в 2-х случаях (17%) какие-либо сведения о виде мототравмы в обстоятельствах отсутствовали.

Чаще всего погибали лица мужского пола — 10 (83%), намного реже — 2 (17%) — женского. Среди мужчин 7 человек (58%) в момент ДТП управляли мотоциклом, 2-е (17%) — находились на месте пасса­жира заднего сиденья. В 1-ом случае, ни в постановлении, ни в выводах экспертизы, место нахождения пострадавшего не было установлено. Из 2-х погибших женщин (17%) одна являлась в момент ДТП пассажиром заднего сиденья, другая — пешеходом. Количественная характеристика погибших в результате мотоциклетной травмы в различные возрастные периоды представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количественная характеристика погибших в результате мотоциклетной травмы в возрастном аспекте

Возрастные группы (лет) Количество
В абсолютных цифрах В относительных цифрах, %
11-20 5 42
21-30 3 25
31-40 1 8
41-50 - -
51-60 2 17
61-70 1 8
Итого 12 100

Из таблицы следует, что большинство (8 — 67%) погибших лица в возрасте до 30 лет, что сравнимо с данными не только других террито­рий России, но и большинства зарубежных стран.

Как следует из данных судебно-химического исследования 50% (6 наблюдений) погибших в момент совершения ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения. Содержание этилового спирта, соответс­твующее сильной степени алкогольного опьянения выявлено в одном наблюдении, средней — в 2-х, легкой — 3-х наблюдениях. В двух экс­пертизах высказаться о наличии этилового спирта в крови пострадав­ших, умерших в лечебных учреждениях, не представилось возможным из-за отсутствия соответствующих записей в медицинских документах; т.е., при поступлении в лечебное учреждение не был произведен обяза­тельный забор крови на наличие и количественное содержание этило­вого алкоголя.

Анализ сезонного распределения показал одинаковую частоту встречаемости: по 4 случая (по 33,3%) в весенний, летний и осенний периоды. Почти такое же равномерное распределение отмечено и по времени суток: по 5 (по 42%) наблюдений зафиксировано в дневное (с 12 до 18 часов) и вечернее (с 18 до 24 часов) время суток; в 2-х наблюде­ниях в постановлениях время совершения ДТП не было указано.

Повреждения внутренних органов были представлены кровоиз­лияниями под оболочки и в вещество головного мозга (8 наблюдений), разрывами печени (3) и селезенки (1), правого легкого (1), брыжейки тонкой кишки (1). В 3-х наблюдениях (25%) были выявлены признаки общего сотрясения. Типичные по локализации для мотоциклетной трав­мы повреждения зафиксированы 3-х случаях: в 2-х — в виде ссадин на передне-внутренней поверхности нижних конечностей, в 1-ом — в виде ушибленной раны в области промежности.

На месте происшествия погибло 7 человек (58%); пятеро пост­радавших (42%) были доставлены в лечебное учреждение, где в течение первых суток погибли двое (17%), а трое (25%) — в более поздние сроки.

В большинстве случаев (8 — 67%) причиной смерти явилась че­репно-мозговая травма, причем в 5-и (42%) наблюдениях данная травма являлась и основной и непосредственной причиной смерти. В осталь­ных 3-х наблюдениях смерть наступила от осложнения в виде отека и набухания головного мозга, которое в 1-м случае развилось в течение первых суток, а в 2-х — в более поздние сроки.

В 4 наблюдениях (33%) смерть наступила от различных ослож­нений тупой сочетанной травмы. От ближайших осложнений погибло трое пострадавших: в 2-х случаях — от обильной кровопотери, в одном —от травматического шока. У одного пострадавшего в результате тупой травмы живота развился некроз стенки тонкой кишки с перфорацией ее стенки, с последующим развитием перитонита, а затем — сепсиса.