г. Омск
Принципиально новые возможности в дентальной рентгенографии в последнее время появились в связи с использованием цифровой рентгенографии. Сегодня имеется возможность оценки цифрового рентгеновского изображения в широких пределах от собственно структур челюстных костей и зубов до характеристики их плотности в различных точках. Такие возможности позволяют давать быструю оценку характеристик плотности костной и мягкой ткани, размерные и иные характеристики.
С другой стороны диагностические возможности требуют специальных подходов к оценке и расшифровке получаемых результатов. В частности, снижение плотности челюстных костей, межзубных перегородок, альвеолярного отростка и т.д. может укладываться в те или иные клинические синдромы или нозологические дефиниции. Такой подход требует выяснения клинико-морфологических параллелелей между феноменом различной плотности костной ткани челюсти в различных участках и патологическими процессами в этих участках. Целесообразность такого подхода обусловлена еще и тем, что самое большое число больных со снижением плотности костной ткани приходится на гингивит и пародонтит.
Цель — разработать и обосновать скрининговую диагностику гингивита и пародонтита с применением цифровой рентгенографии.
В основе работы — анализ результатов стандартизованного комплексного рентгенологического исследования зубочелюстной системы. В качестве исходных данных использовались ортопантомограммы пациентов, полученные с цифрового ортопантомографа производства фирмы Trophy Radiology. Цифровая ортопантомография позволяет получить одномоментное плоское изображение изогнутых поверхностей объемных областей, т.е. изображение всей зубочелюстной системы как единого функционального комплекса. Для выполнения поставленных задач нами обследовано 180 больных. Из всех обследованных пациентов было выделено 54 человека с явными признаками заболеваниями пародонта.
В соответствии с поставленными задачами патоморфологическому исследованию подвергались кусочки слизистой полости рта и подлежащие фрагменты альвеолярного отростка. Указанные кусочки вырезались в области шестого нижнего зуба слева справа. В случаях выявления воспалительных изменений их участки исследовались полностью. При необходимости кусочки декальцинировались в 0,1 нормальном растворе соляной кислоты на физиологическом растворе.
В зависимости от целей исследования парафиновые срезы окрашивались общеморфологическими и специальными методами исследования. Применялись окраски гематоксилином и эозином, азур-11-эозином, пикрофуксином по Ван-Гизон. Отдельные срезы окрашивались пиранином и метиловым зеленым по Браше, ШИК-методом, альциа-новым синим. Оценка изменений проводилась в световом микроскопе НБИ-15, применялось микрофотографирование.
Патология слизистой. Во всех исследованных случаях патология слизистой регистрировалась в различной степени выраженности. Чаще всего в эпителии наблюдались гнездные участки дистрофической кератинизации и ускоренного апоптоза. Это приводило к активизации базального слоя эпителия. В подэпителиальнных структурах — собственнная пластинка слизистой — наблюдалась значительное увеличение числа сосудов капиллярного или терминального типа. По периферии этих сосудов наблюдалось развитие соединительной ткани в виде неправильно переплетенных коллагеновых волокон и большого числа фиброцитов и фибробластов. Стенки артериальных сосудов подвергались гомогенизации по типу плазматического пропитывания с накоплением в них ШИК-позитивных веществ.
В собственной пластинке и более глубоких структурах наблюдалось значительное увеличение, по сравнению с контролем, числа лимфоцитов, которые располагались хаотично, иногда собираясь в облаковидные структуры. В участках, прилежащих к краевым отделам, наблюдались инфильтраты из макрофагальных элементов и сегментоядерных нейтрофилов с примесью эозинофильных элементов. Указанные инфильтраты в отдельных участках формировали грануляционную ткань различной степени выраженности.
В более тяжелых случаях, в подэпителиальных структурах формировались сплошные поля грануляционной ткани, которых наблюдались новообразованные сосуды различной степени дифференцировки различных диаметров с формированием сосудистых почек. Стенки таких сосудов были инфильтрированы лимфоцитами, нейтрофильными лейкоцитами с примесью макрофагов и плазматических клеток. В макрофагах отмечалось явление незавершенного фагоцитоза в виде скоплений бактериальных тел — кокков и палочек.
При окраске альциановым синим наблюдалось значительное увеличение в соединительной ткани альцианофильных участков, лишенных клеточных структур, которые мы расценивали как ослизнение. В указанных случаях патоморфодогическое исследование позволяло констатировать наличие пародонтита. В более глубоких отделах слизистой наблюдались либо грубые переплетения коллагеновых волокон с явлениями гиалиноза и гиалинозом, расположенных там редких сосудов, либо наблюдалось ослизнение соединительнотканных элементов в виде обширных полей альцианофилии. На границе соединительнотканных структур и надкостницы также наблюдался грубый склероз и деформация разграничительных элементов.
В собственно надкостнице и компактном слое нижней челюсти наблюдались изменения структуры костных элементов. В частности, гавверсовы каналы были расширены, в последних наблюдалась извитость и мультипликация сосудов. В сосудистых стенках происходило значительное накопление ШИК-позитивных и альцианофильных веществ. В собственно костной ткани наблюдалось значительное количество остеобластов и вакуолизация остеоцитов, что свидетельствовало о деструктивных и регенераторных процессах в костной ткани в области воспалительных изменений слизистой.
Была проведена рентгенография (ортопантомография) с изучением оптической плотности костной ткани для точной оценки и интерпретации состояния костных структур и пародонта. Так же, как и зондирование, радиография дает сведения о состоянии начавшегося заболевания. Были выявлены следующее особенности. При оценке расстояния между альвеолярным гребнем и эмалево-цементной границей распознается потеря кости. Если обычно у здорового человека это расстояние составляет 1 — 2 мм, то любое отклонение может рассматриваться только как потеря альвеолярной кости. В связи с этим были сделаны оптические замеры плотности костной ткани по сравнению с выведенной статистической нормой они отличались в 2-3 у.е.п.
Поскольку уровень минерализации костной ткани является отражением состояния костной ткани в целом и не зависит от особенностей типа, выраженности и ориентации костных балок, количественная оценка именно этого показателя может служить ранним диагностическим и прогностическим критерием. В первую очередь это положение касается пациентов с легкой степенью пародонтита, при которой клиническая диагностика, дифференциальная диагностика и оценка распространенности воспалительного заболевания пародонта оказывается затруднена.
По результатам проведенной фотоденситометрии у пациентов, наблюдавшихся с легкой степенью пародонтита, признаки снижения оптической плотности костной ткани выявлены в 86,3% случаев. При этом оптическая плотность костных отделов пародонта (в пределах от 117 D до 124 D, в среднем 3,55±0,56 D) от средней статистической нормы плотности костной ткани" 136 D до 141 D (в среднем 4,02±0,74 D).
Рентгенологические признаки снижения минерализации костной ткани выявлены в 100% наблюдений пациентов со средней степенью выраженности клинических признаков пародонтита. У всех обследованных пациентов оптическая плотность костных отделов пародонта в приделах от 87 D до 98 D, от средней статистической.
Таким образом, диагностика данного состояния в клинической стоматологической практике облегчается именно по показателям минеральной оптической плотности костной ткани, а не по клиническим данным.
Скрининговая оценка ортопантомограмм позволяет осуществлять раннее выявление пародонтита при подготовке больных к ортопедическому лечению. Предлагаемый способ изучения тканевой картины исследуемого зуба и периапикальных тканей позволяет значительно улучшить и дать четкую картину для клинико-рентгенологического прогнозирования и возможность точного контроля эффективности лечения и индивидуального прогноза течения заболевания.