г. г. Барнаул, Самара
Раны кожного покрова достаточно часто являются объектом исследования при судебно-медицинской экспертизе трупа. Они могут быть причинены воздействием различных травмирующих объектов (предметов, орудий, оружия): твердых тупых и острых, огнестрельного оружия и т.п. В таких случаях с экспертных позиций наиболее актуальным является установление конструктивных особенностей травмирующих предметов для последующей идентификации орудия травмы, реконструкции обстоятельств происшествия и проверки следственных версий.
При решении этих вопросов судебно-медицинский эксперт должен по морфологическим особенностям этих ран определить их характер (ушибленная, резаная, колотая, рубленная, колото-резаная, колото-рубленная и др.), механизм и условия образования, что в последующем позволит решить и вопросы идентификации.
Как показывает экспертная практика, нередко травма носит криминальный характер и с целью сокрытия следов преступления трупы закапывают, бросают в воду и т.п., где они подвергаются видоизменению вследствие развития разрушающих поздних трупных явлений. В зависимости от степени развития этих изменений происходит трансформация тканей с частичной или полной утратой первоначальных свойств как самой кожи, так и имеющихся повреждений.
Одним из поздних трупных явлений является жировоск — трупный воск, adipocire (от лат. adeps — жир и сега — воск), впервые описан в 1786 году Фуркруа (Four-croy) и Type (Thoure).
Основным условием образования жировоска является недостаток или полное отсутствие аэрации, что приводит к замедлению или полной остановке разложения трупа. Это происходит при попадании трупов во влажную глинистую почву, холодную воду. Для полного развития жировоска трупов взрослых требуется 6-12 месяцев.
Первоначально в процессе гниения трупа жиры перемещаются и появляются даже в тех тканях, где обычно отсутствуют. Затем гниение приостанавливается и начинается процесс омыления. Жиры распадаются на глицерин и высшие карбоновые жирные кислоты.
Химический процесс омыления выглядит следующим образом: жирам, как сложным эфирам высших карбоновых кислот, свойственна обратимая реакция гидролиза, катализируемая минеральными кислотами. При участии щелочей гидролиз жиров происходит необратимо.
Растворимые в воде глицерин и олеиновая кислота вымываются из трупа. Стеариновая и пальмитиновая кислоты вступают в реакцию с аммиаком, образующимся при гниении трупа, солями натрия, кальция, калия, магния, находящимися в почве. В результате вышеприведенной реакции гидролиза жиров образуются мыла.
Цель настоящего сообщения — показать эффективность предлагаемого способа восстановления морфологии сверленых повреждений кожи в случаях развития одного из поздних трупных изменений — жировоска.
Для образования жировоска кожные лоскуты с повреждениями помещали в герметично закрываемые стеклянные емкости, заполненные водой, при температуре от +18°С до +21°С. Через восемь месяцев кожные лоскуты приобрели характерные для жировоска свойства: достаточную плотность, серо-желтый цвет и специфический запах; жировая клетчатка стала восковидной, эпидермис был покрыт аналогичными восковидными наложениями.
Однако длительность процесса омыления и необходимость ускорения экспериментальных работ побудила нас искать возможность сокращения этого срока.
В промышленности для ускорения процесса омыления гидролиз жиров проводят в щелочной среде. Этот метод был нами применен с целью уменьшения времени образования жировоска на экспериментальных кожных лоскутах. Для этого кожные лоскуты помещались в емкость с водой с добавлением двууглекислого натрия из расчета 10 мг на 1 литр воды. Емкость герметично закрывали и также выдерживали при температуре от +18°С до +21°С. Через 4 месяца кожные лоскуты с наличием на них повреждений приобрели все свойства жировоска.
С целью восстановления первоначального вида повреждений на гнилостно измененных и мумифицированных трупах используются различные способы: размачивание кожных препаратов в воде, слабых растворах поваренной соли и консервирующих веществ, восстановление по методу А. Н. Ратневского (1972).
Для восстановления кожных лоскутов (12 объектов), находящихся в состоянии жировоска мы первоначально использовали раствор А. Н. Ратневского. Восстановленные в нем кожные лоскуты со сверлеными повреждениями имели существенные недостатки, отмечалось:
— уменьшение размеров ран на восстановленных препаратах по сравнению с первоначальной величиной на 10-16%;
— набухание кожи, изменение ее цвета и снижение эластичности;
— нивелирование микроскопических идентифицирующих признаков повреждений, так, дополнительные извилистые надрезы у основания дуговидно изогнутых лоскутов, спиралевидные гребни на стенках дефектов в повреждениях стали менее различимыми, по сравнению с нативными препаратами.
Перечисленные недостатки могут привести к ошибочным выводам при отождествлении орудия травмы.
Это побудило нас искать иные, более щадящие, методы восстановления кожных препаратов, находящихся в состоянии жировоска.
Исходя из свойства аммиачных мыл и жировоска, состоящего из свободных жирных кислот, растворяться в эфире и алкоголе, для исключения вышеописанных недостатков мы решили использовать реакцию этерификации 70% раствором этилового спирта.
Химизм протекающих при этом процессов можно выразить следующим образом:
Карбоксильная группа (— СООН) — функциональная группа карбоновых кислот — состоит из карбонильной и связанной с ней гидроксильной групп. В молекулах карбоновых кислот p-электроны атомов кислорода гидроксильной группы взаимодействуют с электронами π-связи карбонильной группы, в результате чего возрастает полярность связи О—Н, упрочняется π-связь в карбонильной группе, уменьшается частичный заряд (δ+) на атоме углерода и увеличивается частичный заряд (δ+) на атоме водорода.
При добавлении этанола протекает реакция этерификации (реакция карбоновых кислот со спиртами, приводящая к образованию сложного эфира):
Кожные лоскуты с повреждениями (18 объектов) в состоянии жировоска помещали в 70% раствор этилового спирта на трое суток. Исследование кожных лоскутов после такой экспозиции показало, что:
Таким образом: