г. Омск
Современная Патоморфология хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) написана преимущественно на секционном материале, полученном в случаях смерти от поздних стадий и осложнений ХОБЛ, а также на прижизненной биопсийной диагностике. Прижизненная биопсийная диагностика основывается на диагностических критериях воспаления в стенке бронха. При этом изучение всего комплекса тканевых реакций в органе в начальных фазах развития болезни оказывается практически невозможным. Такая невозможность с позиции классической патологической анатомии предполагается исходя из того, что патологические процессы текут неравномерно в различных участках легкого, то есть в одних участках имеются сформировавшиеся очаги комплекса воспалительных изменений при ХОБЛ, а в других только начальные стадии. Изучение же начальных стадий у практически здоровых лиц возможно только в случаях каких-то травм или катастроф, когда практически здоровые люди погибают мгновенно. Такой тип изучения этой патологии можно считать перспективным, учитывая большой объем материала, изучаемого судебно-медицинской экспертизой, и возможность отбора сопоставимых групп, а также получения определенных клинических данных.
Именно в этом аспекте была и сформулирована цель работы — поиск и анализ ранних стадий хронической обструктивной болезни легких у практически здоровых лиц, мгновенно погибших в дорожно-транспортном происшествии.
В соответствии с поставленными задачами исследования были отобраны 78 трупов лиц погибших от изолированной травмы черепа, и как правило, это были дорожно-транспортные происшествия. В ходе вскрытий в легких выявлялись признаки хронической обструктивной болезни легких. Важно подчеркнуть, что во всех случаях наблюдался свой комплекс ХОБЛ, а у отдельных погибших наблюдались только признаки ХОБЛ.
При гистологическим исследовании определялась деструкция межальвеолярных перегородок и скопление в альвеолах экссудата, содержащего сидерофаги. Происходила перикалибровка сосудов малого круга кровообращения. В крупных бронхах формировались очаговые воспалительные изменения стенок с развитием слущивания эпителиальной выстилки и появлением грануляционной ткани. Во всех слоях бронха пли бронхоэктаза наблюдалось хроническое воспаление с выраженной нолиморфноклеточной инфильтрацией и грубым склерозом стенки и псрибронхиального пространства. Нарушения функций бронхиального дерева, обусловленные перечисленными факторами, способствуют инфицированию и хронизации воспалительного процесса. Фиброзно-склеротические изменения, развивающиеся при этом, усугубляют клапанный механизм бронхиальной обструкции. В дальнейшем они ведут к дыхательной недостаточности, являющейся специфической формой нарушений функции внешнего дыхания и механики дыхания.
Патофизиологические изменения, возникающие при этом, формируют синдром гипертензии малого круга кровообращения. Изменения мезенхимальных структур легких ведет к развитию легочной гипертензии, которая сама по себе может явиться непосредственной причиной смерти. Гистологически определяется деструкция межальвеолярных перегородок и развитие апикальных булл.
Морфологические изменения бронхолегочной системы при ХОБЛ приводят к изменению функции мышечно-хрящевого каркаса трахе-обронхиального дерева и альвеолярной ткани, делая их повышенно эластичными, с формированием бронхоэктазии. Изменения трахеоб-ронхиального дерева сопровождаются дискинезией стенки воздухопро-водящих путей (раздувание на вдохе и коллапс на выдохе), что способствует задержке эвакуации секрета.
Нарушения функций бронхиального дерева, обусловленные перечисленными факторами, способствуют инфицированию и хронизации воспалительного процесса. Фиброзно-склеротические изменения, развивающиеся при этом, усугубляют клапанный механизм бронхиальной обструкции. Следует обратить особое внимание на изменения в хрящевой части бронхов. Бронхиальные хрящи у больных, где форма бронхиального дерева была изменена, подвергались деструкции в виде своеобразного истончения и размывания. При этом в различных участках легкого или бронхов наблюдались кальцификаты метаболического типа. Это, вероятно, свидетельствует о постепенном размывании хрящевого слоя бронхов, которые становились при этом более эластичными, играя определенную роль в бронхообструкции.
Таким образом, исследование всех 78 секционных наблюдений позволило констатировать наличие в них признаков хронической обструктивной болезни легких, как в рамках изменения бронхиального дерева, так и появление бронхиолита, являющихся патогномоничными изменениями, свидетельствующими о возможности постановки диагноза хронической обструктивной болезни легких. Практически во всех случаях отсутствовало перибронхиальная инфильтрация легочной ткани, а воспалительные изменения в бронхах носили характер хронического. Все это свидетельствует об отсутствии обострения ХОБЛ во всех отобранных 78 наблюдениях. Именно это и соответствовало основной задачи исследования.
Патоморфология сердечнососудистой системы касалась как размеров, объема камер сердца, массы, так и миокарда. В большинстве секционных наблюдений встречались повышения массы и размеров сердца, по сравнению со средними нормами данными Г. Г. Автандиловым. Для целей диагностики начальных фаз легочного сердца или артериальной гипертензии были произведены раздельные взвешивания желудочков и предсердий сердца с вычислением желудочкового индекса.
Исследование сердца больных показало обычные анатомические структуры, с неравномерной гипертрофией кардиомиоцитов левых и правых отдела сердца и атрофией отдельных волокон сердечной мышцы. В околососудистых зонах развивалась рыхлая волокнистая соединительная ткань. Кардиомиоциты подвергались дистрофическим изменениям, встречались мелкоочаговые скопления липоцитов и очажки кардиосклероза.
В миокарде во всех наблюдениях выявлялся диффузный и пери-васкулярный кардиосклероз. Рыхлая соединительная ткань развивалась по периферии сосудов, в отдельных случаях в ней наблюдались гематогенные элементы в виде облаковидных реже плотных инфильтратов. Кардиомиоциты частично подвергались атрофии, причем среди них встречались гипертрофированные волокна. Ядра кардиомиоцитов были крупными, гиперхромными, распластанными в центре клетки. В цитоплазме наблюдались участки неравномерной фуксинофилии.
Клапанный и пристеночный эндокард сохранял обычную структуру, однако, хорды и клапаны были несколько утолщены. Гистологически они подвергались гиалинозу. Изменения миокарда носили характер развития псевдогипертрофии. В сосудах при этом определялись небольшие тромбы, включающие сегментоядерные нейтрофилы Стенки артерий подвергались плазматическому пропитыванию, ШИК-реакция была резко усилена с ослаблением альцианофилии. По периферии сосудистой стенки имелись скопления сегментоядерных нейтрофилов, лимфоцитов, гистиоцитарных клеток. Элементы миокарда подвергались резкой дистрофии. Ядра кардиомиоцитов выглядели бледными, цитоплазма их была равномерно розовой. В отдельных кардиомиоцитах ядра не определялись, а сами они подвергались фрагментации/В интерстиции миокарда отмечались скопления гистиоцитарных клеток и единичные лимфоциты.
Во всей выборке секционных наблюдений, где имеются патология легких типа обструктивной болезни, имеются в подавляющем большинстве тенденция к эксцентрической гипертрофии по типу преобладания левых отделов сердца. Все это свидетельствует о возможности развития в этих случаях артериальной гипертензии, что с функциональных позиций могло бы полностью объяснить гемодинамический характер гипертрофии сердца.
Таким образом, путем выявления клинико-морфологических параллелей установлено, что параллельно развитию морфологических изменений в легких — ХОБЛ, развиваются изменения гемодинамики, которые влекут за собой изменения структуры малого круга кровообращения, что в конечном итоге приводит либо к развитию легочного сердца, либо артериальной гипертензии. Этому способствует быстрая перикалибровка сосудов малого круга кровообращения, которые в свою очередь, уже, будучи измененными, ведут к гемодинамическим нарушениям, которые наблюдаются при артериальной гипертензии, что в конечном итоге ведет к развитию стойкой артериальной гипертензии, имеющей свое отражение также и в морфологических эквивалентах почек.