г. Барнаул
С каждым годом, по мере развития производства и эксплуатации различных транспортных средств, увеличения численности населения в мире, увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на ужесточение различных мер наказания за нарушения правил дорожного движения, автомобильная травма остается одним из наиболее часто встречающихся видов тупой травмы. Так, если в 60-е годы прошлого столетия в мире, в результате ДТП, связанных с различными видами автомобильной травмы, гибли около 1000 человек в день (Матышев А.А., 1969), то в настоящее время эта цифра составляет более 3000 человек (Винокурова С.Е., 2004).
По данным Ю.С. Петровой с соавт. (2005) за 2002-2004 гг. смертельная автомобильная травма по г. Барнаулу составила 440 наблюдений (4,5%) от общего количества исследованных трупов за эти годы (9800), 10% — от всех насильственных причин смерти (4411), 24,8% — от всех случаев механической травмы (1770). В 2005-2006 гг. эта цифра составила 257 случаев или 3,9% от всех исследованных трупов за этот период (6598), 9% — от всех насильственных причин смерти (2856), 22,5% — от всех случаев механической травмы (1140) (Кузнецова М. В. с соавт., 2007).
В продолжение ранее проведенных исследований, нами проведен анализ смертельной автомобильной травмы по г. Барнаулу за 2007-2008 гг..
По данным танатологического отдела АКБ СМЭ, за 2007 и 2008 гг., по г. Барнаул автомобильная травма (232 экспертизы) составила 4% от всех проведенных исследований трупов (5741), 9,8% — от всех причин насильственной смерти (2363), и 27,2% — от всех случаев механической травмы (852).
В 53% случаев (123 экспертизы) повреждения причинялись легковыми автомобилями, в 6,5% (15 экспертиз) — автобусами вагонной компоновки, в 5,1% (12 экспертиз) — однообъемниками. В 2,2% (5 экспертиз) повреждения причинялись грузовыми автомобилями. В 6% случаев (14 экспертиз) компоновка автомобиля не была установлена. В 63 наблюдениях (27,2%) марка автомобиля в постановлениях не указывалась.
Общая количественная характеристика пострадавших в зависимости от вида автотравмы представлена в таблице 1.
Количественная характеристика пострадавших в зависимости от вида автомобильной травмы
Вид автомобильной травмы | 2007 г | 2008 г | Сумма | % |
Столкновение движущегося автомобиля с пешеходом | 71 | 63 | 134 | 57,7 |
Переезд колесом движущегося автомобиля | 1 | 2 | 3 | 1,2 |
Столкновение движущегося автомобиля с пешеходом с последующим переездом | 4 | 1 | 5 | 2,2 |
Травма внутри салона: | ||||
- водителя | 15 | 14 | 29 | 12,4 |
- пассажира | 33 | 4 | 37 | 16 |
- не установлено | 16 | 4 | 20 | 8,5 |
Выпадение из кабины движущегося автомобиля | 1 | - | 1 | 0,5 |
Сдавление между частями движущегося автомобиля и преградой | - | 1 | - | 0,5 |
Не установлено | 1 | - | 1 | 0,5 |
Не указано в документах | 1 | - | 1 | 0,5 |
Всего | 143 | 89 | 232 | 100 |
Из таблицы следует, что чаще всего встречается травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом — 57,7% (за 2002-2004 — 52%, 2005-2006 — 64,6%); на втором месте — травма внутри салона — 36,9% (за 2002-2004 — 28,6%, 2005-2006 — 26,5%). Намного реже встречалась травма от переезда колесом автомобиля — 3,3% (за 2002-2004 — 3%, 2005-2006 — 2,6%), что свидетельствует о некотором снижении количества травмы от столкновения пешехода с движущимся с автомобилем и от переезда колесом, и увеличении более чем на 10% случаев травмы внутри салона. Это связано с ежегодным резким увеличением количества легкого транспорта. Следует полагать, что и в последующие годы такая тенденция будет сохраняться и травма внутри салона автомобиля выйдет по частоте на 1-ое место, как и в большинстве экономически развитых государствах и отдельных регионах РФ.
Среди погибших 69% составляют лица мужского (160) и 31% — женского пола (72). Количественная характеристика погибших в результате автомобильной травмы в различные возрастные периоды представлена в таблице 2.
Таблица 2
Количественная характеристика погибших в результате автомобильной травмы в возрастном аспекте
Возрастные группы (лет) | Количество | |
В относительных цифрах, | % | |
До 10 | 2 | 1 |
11-20 | 12 | 5,2 |
21-30 | 61 | 26,2 |
31-40 | 36 | 15,5 |
41-50 | 37 | 16 |
51-60 | 36 | 15,5 |
61-70 | 20 | 8,6 |
71-80 | 22 | 9,5 |
81-90 | 2 | 1 |
Не установлен | 4 | 1,5 |
Итого | 232 | 100 |
Из таблицы следует, что абсолютное большинство (73,2%) погибших лица трудоспособного возраста, что не отличается от общероссийских показателей.
Сезонность смертельной автомобильной травмы выглядит следующим образом. Чаще всего ДТП происходили осенью — 82 наблюдения (35,3%), затем летом 76 (32,7%) и приблизительно одинаковое количество зимой (38 — 16,5%) и весной (36 — 15,5%). Эти показатели не отличаются от таковых с 2002 года.
За анализируемый период, в результате ДТП из повреждений чаще всего возникали переломы — 88,3% случаев (205), в 78,8% (183) — ссадины, в 76,7% (178) — раны, в 61,2% (142) — кровоподтеки. Признаки общего сотрясения выявлены в 78% случаев (181).
Как и в предыдущие годы, в большинстве случаев, смертельные дорожно-транспортные происшествия происходили в вечернее (с 18 до 24 часов) — 93 наблюдения (40%) и дневное время (с 12 до 18 часов) — 56 (24,2%), что связано с большей активностью населения в это время. В утреннее время (с 08 до 12 часов) зафиксировано 35 случаев (15,1%), в ночное (с 24 до 08 часов) — 21 (9%). Следует отметить тот факт, что по сравнению с 2002-2004 гг, когда время совершения ДТП не было установлено всего в 3,6% случаях, в настоящее время эта цифра составляет 11,7% (27 наблюдений). Это может свидетельствовать о том, что ДТП стали чаще происходить в условиях неочевидности, а водители — скрываться с места происшествия.
При судебно-химическом исследовании крови лиц, погибших в результате ДТП, в 43,5% наблюдениях (101) обнаружен этиловый спирт в различных концентрациях. Содержание этилового спирта, соответствующее тяжелой степени алкогольного опьянения выявлено в 40 наблюдениях (39,6%), средней — в 28 (27,7%), легкой — 31 (30,7%). В 2-х случаях (2%) содержание алкоголя было менее 0,5%о. Эти показатели существенно не отличаются от таковых за 2002-2006 гг.
На месте происшествия скончались 64,4% (150), что на 12,6% выше этого показателя 2005-2006 гг. и на 5% выше за 2002-2004гг.. Госпитализировано 35% (81) потерпевших. В одном случае смерть констатирована в машине «скорой помощи». Из числа госпитализированных, досуточная летальность зафиксирована в 23,5% (19) случаев. В срок свыше суток в лечебных учреждениях скончались 76,5% (62) пострадавших.
Анализ причини смерти пострадавших в результате ДТП выявил следующую картину.
Наиболее частой основной и непосредственной причиной смерти явились сами повреждения (98 — 42,2%), из которых в 51 наблюдении (52%) выявлена черепно-мозговая травма, а в 47 (48%) — тупая сочетанная травма в виде множественных переломов костей скелета с массивными повреждениями внутренних органов.
Осложнения составили 57,8% (134 наблюдения), из них тупая со-четанная травма отмечена в 55,2% (74 наблюдения), а черепно-мозговая травма — в 44,8% случаев (60 наблюдений).
В группе ближайших осложнений, чаще всего причиной смерти явилась обильная кровопотеря — 58 случаев (43,2%); отек, набухание и дислокационный синдром выявлены в 50 наблюдениях (37,3%). Травматический шок установлен в 9 наблюдениях (7%) и по одному случаю (по 0,75%) были выставлены такие осложнения как восходящий отек спинного и головного мозга и аспирационная асфиксия.
Среди отдаленных осложнений наиболее часто были отмечены пневмония — 11 (8%), из которых в двух случаях она привела к развитию сепсиса. Разрывы органов брюшной полости, приведшие к развитию перитонита, отмечено в 2 наблюдениях (1,5%). Осложнение травмы в виде тромбоэмболии легочной артерии выявлено в 2 случаях (1,5%).