г. Томск
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка должны занимать одно из основных мест в социальной политике страны. Демографическая ситуация еще совсем недавно характеризовалась снижением рождаемости на фоне изменения социально-экономических и экологических условий жизни населения, отрицательно влияющих на репродуктивное здоровье нации. Именно поэтому совершенствование медицинской помощи матерям и детям стало одним из направлений реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2009-2012 гг. А значит, возрастет значение акушерско-гинекологической и неонаталогической служб и борьба за повышение качества оказания помощи женскому населению страны.
Политики озвучивают общие цели «оздоровления населения» в России и расставляют акценты так, что больше внимания уделяется росту рождаемости, снижению смертности и увеличению продолжительности жизни людей, развитию материально-технической базы, медицинского прогресса, качества медицинских услуг. Однако заявленные в национальных проектах цели реконструкции системы здравоохранения в целом и акушерско-гинекологической службы, — это пока только программа, требующая больших затрат для реализации. Несмотря на значительные изменения в службе родовспоможения и неонаталогии за последние годы, важнейшие показатели репродуктивного здоровья населения значительно отстают от аналогичных в развитых странах. Поскольку вопросы оценки уровня и эффективности медицинской помощи волнуют не только клиницистов и организаторов здравоохранения, мы рассмотрим эту проблему с точки зрения судебно-медицинской экспертизы.
Общество предъявляет к медицинским работникам все более высокие профессиональные, морально-этические и правовые требования. Пациенты, не удовлетворенные оказанной им медицинской помощью, обращаются за разрешением конфликтов в судебные инстанции, и число судебно-медицинских экспертиз, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, неуклонно растет. Доля экспертиз акушерско-гинекологического профиля среди общего числа «врачебных» экспертиз составляет 15%-41%, что ставит их на одно из первых мест среди всех экспертиз по делам о профессиональных нарушениях медицинских работников.
В настоящее время, по данным общественной организации «Лига защиты прав пациентов», в России наибольшее количество исков по фактам врачебных ошибок приходится на акушерство и гинекологию.
Количество «врачебных» дел, по данным отдела сложных судебно-медицинских экспертиз ОГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области», представлено в таблице 1.
Количество «врачебных» дел по данным отдела сложных судебно-медицинских экспертиз ОГУЗ «БСМЭТО»
Виды экспертиз | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Всего экспертиз по «врачебным делам» | 46 | 63 | 69 |
Из них экспертиз акушерско-гинекологического профиля | 10 | 12 | 20 |
Процентное соотношение | 21,7 | 19 | 28,9 |
Большой удельный вес данного вида экспертиз связан:
В ходе производства такого рода экспертиз очевидной является необходимость решения целого комплекса вопросов — от состояния здоровья женщины до беременности, тактики наблюдения во время беременности, до определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью женщины и ребенка.
Профиль акушерско-гинекологических экспертиз за 2008 г.
Виды экспертиз/исследований | количество |
Всего экспертиз в отношении женщин, из них: | 11 |
По факту смерти | 2 |
Не связанных со смертью пациентки | 9 |
Всего экспертиз в отношении детей, из них: | 9 |
По факту гибели плода: | 2 |
По факту смерти новорожденного | 6 |
По факту причинения вреда здоровью новорожденному | 1 |
В штате отдела сложных экспертиз Томского бюро для решения указанных задач имеются врачи клинических специальностей: акушер-гинеколог, неонатолог, хирург, невролог, терапевт. Это сотрудники Сибирского государственного медицинского университета, специалисты с большим опытом практической и преподавательской работы. Врачи других специальностей привлекаются по мере необходимости. С ними на время производства той или иной экспертизы заключается срочный трудовой договор. Следует отметить, что в ОГУЗ «БСМЭТО» нет платных услуг, и все экспертизы по гражданским искам выполняются бесплатно.
В 20 экспертизах, выполненных в минувшем году, медицинская помощь оказывалась в стационарах:
акушерского — 9 экспертиз, гинекологического — 10, педиатрического — 1, онкологического — 2, хирургического профиля — 4, а также на догоспитальном этапе;
в лечебных учреждениях разного уровня: ЦРБ, городской родильный дом, областная клиническая больница, НИИ онкологии, частная хирургическая клиника.
Причем в рамках одной экспертизы нередко претензии предъявлялись к нескольким лечебным учреждениям. 2 экспертизы выполнены по гражданским судебным искам к лечебным учреждениям, 6 — в рамках уголовного дела, 12 — в рамках следственных проверок. Между событием, послужившим поводом к недовольству пациента или родственников, и назначением комиссионной судебно-медицинской экспертизы временной промежуток составляет от 2 месяцев до 2,5 лет. Оценка качества медицинской помощи проводилась в соответствии с федеральными и региональными стандартами. Те или иные дефекты медицинской помощи выявлены в 100% случаев, причем в большинстве своем, дефекты были множественными, так как допускались на нескольких этапах лечебного процесса или врачами разных специальностей (например, акушер-гинекологом и анестезиологом-реаниматологом) у одного пациента. При этом, только в 2 случаях неблагоприятные последствия были обусловлены не выявленными недостатками в оказании медицинской помощи, а в одном случае — отказом самой женщины от своевременного стационарного лечения, — как результат — ампутация матки; в другом — отказом женщины от операции кесарева сечения при ягодичном предлежании плода, что привело к асфиксии и травме шейного отдела позвоночника у ребенка. В остальных случаях между действиями медицинского персонала и наступившими последствиями или летальным исходом имелась причинно следственная связь. Из 20 рассмотренных экспертиз дефекты диагностики составили — 47,3%, дефекты лечения и родоразрешения — 85%, в двух случая допущены технические погрешности при выполнении гинекологических операций, еще в двух — в теле пациентки оставлены марлевая салфетка (находилась в брюшной полости с 2001 г. по 2006 г.) и обломок хирургической иглы (удален через 3 недели). Пяти пациенткам действиями врачей был причинен тяжкий вред здоровью, одной — вред здоровью средней тяжести.
Причины смерти новорожденных: аспирационная пневмония — 1; врожденная пневмония с формированием гиалиновых мембран — 1; черепно-мозговая травма — 3, внутриутробная инфекция — 1.
Необходимо отметить, что в половине случаев, помимо дефектов оказания медицинской помощи, на возникновение неблагоприятного исхода оказывало влияние и состояние здоровья женщины, готовящейся стать матерью (вредные привычки, ожирение, доброкачественные новообразования и инфекционные заболевания женской половой сферы и т. д.). Также при производстве всех экспертиз обращало на себя внимание некачественное ведение медицинской документации. Это краткие, неинформативные, подчас шаблонные записи; сокращения, исправления и прочее. Записи в одной истории родов полностью не соответствовали действительным событиям и течению родового акта.
Анализ проведенных экспертных исследований показал, что, несмотря на пятнадцатилетний срок со времени принятия ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», не всегда и тем более не в полном объеме реализуется требование ст. 32 об информированном добровольном согласии гражданина как необходимом предварительном условии медицинского вмешательства. В 82,3% исследуемых медицинских документов отсутствует письменное согласие пациента на проведение операции, иного вмешательства или отказ от его выполнения. Зачастую больные или роженицы не информированы врачом о состоянии своего здоровья, об объеме предполагаемой операции, риске развития тех или иных осложнений либо о возможности выбрать другой метод лечения, обезболивания и т. д.
Если говорить о дальнейшей судьбе проведенных в 2008 г. экспертиз, то в настоящее время в одном районном суде рассматриваются сразу два дела: одно — в отношении врача анестезиолога-реаниматолога; второе — в отношении врача акушер-гинеколога, обвиняемых за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей; гражданский иск пациентки к Центральной районной больнице за причинение тяжкого вреда здоровью завершился мировым соглашением сторон; в мировом суде г. Томска рассматривается жалоба частного обвинения врача, причинившего вред здоровью пациентки при выполнении эндоскопической гинекологической операции. О судьбе остальных экспертиз нам ничего неизвестно.
В заключение хочется подчеркнуть, что проведение экспертных исследований в отношении «врачебных ошибок» в конечном итоге направлено на выявление недостатков в оказании медицинской помощи и разработку эффективных мероприятий по их устранению. В частности анализ акушерско-гинекологических экспертиз, выполненных в отделе, помог Департаменту здравоохранения Томской области выявить неблагополучную ситуацию, сложившуюся в одном из отдаленных районов области, провести проверку Центральных районных больниц и оказать организационно-методическую и практическую помощь акушерам-гинекологам и педиатрам больницы. Специалистами Департамента разработана система мониторинга беременных женщин высокой степени риска и новорожденных детей. Распоряжением Губернатора Томской области был создан Координационный совет по снижению материнской и младенческой смертности, в состав которого вошли практические врачи, ведущие специалисты научно-исследовательского института акушерства-гинекологии и Сибирского государственного медицинского университета. Только консолидированная работа всех уровней оказания медицинской помощи беременной женщине и новорожденному ребенку, научных и экспертных учреждений позволит улучшить сложившуюся ситуацию.