г. Барнаул
Производственная деятельность отдела сложных экспертиз осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, приказами, правилами, инструкциями и методическими документами МЗ и СР РФ. К сожалению, существующая в настоящее время нормативная база четко не определяет форм организации работы отдела сложных экспертиз. Приведенная в документах информация касается лишь основных направлений работы отдела, а также функций эксперта-организатора (докладчика) при производстве сложных комиссионных экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. Сама же организация процесса, методика проведения экспертных исследований, оснащение и алгоритм работы отдела, как структурного подразделения бюро СМЭ в нормативных документах не определены.
В связи с этим, в отличие от других структурных подразделений Алтайского краевого бюро СМЭ, отдел сложных экспертиз, существующий с 1998 г., не имел четкой организации работы в процессе производства экспертиз. Прием всех дел и документов, а также служебную переписку осуществляла администрация бюро, и только в некоторых случаях заведующий отделом. Судебно-медицинский эксперт отдела получал уже полностью скомплектованный материал для набора исследовательской части и составления проекта выводов. Таким образом, эксперт часто был отстранен от прямого контакта с лицом назначившим экспертизу и не всегда владел деталями и нюансами каждого конкретного дела, что снижало меру его ответственности за конкретную экспертизу. Кроме того, эксперт отдела получал очередное дело, только после того как закончит предыдущее, при этом сроки его работы с экспертизой не поддавались контролю ни со стороны заведующего отделом, ни со стороны администрации бюро. В то же время, специалисты-консультанты, как правило, приглашались лишь на заключительный этап производства экспертизы — заседание экспертной комиссии, где ими вносились исправления в проект выводов, подготовленный практически единолично заведующим отделением.
Таким образом, роль эксперта отдела сложных экспертиз, как эксперта-организатора (докладчика), четко прописанная в Приказе № 161 от 24.04.03 г., отсутствовала даже формально. Невыполнение экспертами отдела своих прямых функций не могло не сказаться и на медленном росте их профессионального уровня. Кроме того, материально-техническая база отдела не отвечала необходимым условиям для работы (устаревшие компьютеры, отсутствие единой компьютерной сети, недостаток рабочих площадей и т. д.).
Вместе с тем, начиная с 2002 года, происходил неуклонный рост не только количества назначаемых экспертиз, но и повышение требований судебно-следственных органов к их качеству. Это продемонстрировало неэффективность существовавшей формы работы отдела, выразившейся в значительном удлинении сроков выполнения экспертиз, а также назначении большого количества дополнительных и повторных экспертиз. В связи с этим, с целью повышения качества и эффективности работы отдела сложных экспертиз АКБ СМЭ, был намечен план мероприятий по реорганизации его функционирования.
В первую очередь была улучшена материально-техническая база отдела. Выделенные для работы необходимые помещения, в настоящий момент позволяют полноценно самостоятельно вести в отделе делопроизводство (прием, хранение, выдача документов, вещественных доказательств и т. д.), проводить экспертам консультации (с клиницистами, следователями, судьями), осуществлять осмотр пострадавших. Отдел полностью укомплектован необходимой оргтехникой (компьютеры, принтеры, копиры, цифровая фотокамера и т. д.), что позволило расширить возможности работы с иллюстративным материалом (схемы, фотографии и т. д.), использующимся в качестве приложения к выполненным экспертизам. Все компьютеры в АКБ СМЭ, в том числе и отдела сложных экспертиз соединены в единую сеть и подключены к Интернету, для оперативного доступа к необходимой при производстве экспертиз информации. Кроме того, компьютерная сеть позволяет экспертам отдела широко использовать в работе не только свой архивный материал, но и архивный материал (в том числе, фотоархив) других подразделений АКБ СМЭ (дежурное отделение, морг, амбулатория).
Повышение требований судебно-следственных органов к качеству экспертиз, а также рост числа «врачебных дел» привели к необходимости расширенного привлечения в состав экспертных комиссий высококвалифицированных врачей-клиницистов (рентгенологи, акушер-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, нейрохирурги, неврологи, педиатры, травматологи, терапевты, урологи, стоматологи, ЛОР-врачи, психиатры и т. д.). С этой целью к проведению экспертиз привлекаются высококвалифицированные специалисты из числа профессорско-преподавательского состава медицинского университета, заведующих отделениями и врачей лечебных учреждений, главные специалисты Главного управления АК по здравоохранению. При этом общее количество консультантов составляет более 40 человек.
В настоящее время в отделе налажена система т. н. «предварительных консультаций» со специалистами, суть которых заключается в том, что эксперт, перед началом работы над экспертизой, совместно с заведующим разрабатывает план, включающий определение примерных сроков ее проведения и количество необходимых консультантов. Этот план согласовывается с начальником бюро или с его заместителем по экспертной работе. В ходе выполнения экспертизы эксперт-докладчик проводит ознакомление привлеченных специалистов с материалами дела и предоставленными медицинскими документами. После изучения материалов дела всеми членами экспертной комиссии и анализа полученных результатов, на заключительном этапе составляется совместное заключение. Такой подход не только повышает ответственность эксперта за проводимую им экспертизу, но и существенно повышает уровень его профессиональной подготовки.
Не вызывает сомнений тот факт, что одним из негативных моментов, снижающих качество проводимых экспертиз, является формирование выводов комиссии без осмотра пострадавших, орудий травмы, транспортных средств, мест происшествия и т. д. (в тех случаях, когда это возможно). Поэтому, в настоящее время количество подобных осмотров составляет 25-30% от общего числа выполняемых в рамках отдела экспертиз.
При проведении экспертиз в отношении «живых лиц» оптимальным является осмотр пострадавших соответствующими специалистами (травматолог, невролог и т. д.) до заседания комиссии, с составлением необходимой документации и проведением цифровой фотосъемки (с согласия пострадавшего). В тех случаях, когда имеющаяся информация является недостаточной для оценки состояния здоровья граждан, назначаются дополнительные исследования (рентгенологическое, лабораторное, аудиограммы и т. д.), включая стационарное обследование.
При выполнении комплексных медико-автотехнических экспертиз требуется обязательное детальное изучение повреждений не только у потерпевших, но и транспортных средств. Поэтому, при любой возможности, эксперты отдела принимают участие в осмотрах автомобилей, совместно с экспертами-автотехниками, с целью более точного установления травмирующих частей, их локализации, выявления следов-наложений и повреждений. Все это позволяет максимально объективизировать выводы экспертной комиссии.
При производстве ряда ситуационных экспертиз, имеющихся данных бывает недостаточно для категоричного ответа на поставленные вопросы. С этой целью в работе отдела введено проведение экспертных экспериментов с привлечением следователей и документальной (иллюстративной) фиксацией полученных результатов. Такая методика работы положительно сказалась на качестве и доказательности выводов экспертной комиссии.
Качественное выполнение комиссионных экспертиз, в некоторых случаях, невозможно без проведения дополнительных исследований (гистологическое, медико-криминалистическое, биологическое, химическое). Это обусловлено либо недостаточной информацией содержащейся в первичном исследовании, либо несоответствием имеющихся экспертных данных материалам дела. Поэтому, в рамках комиссионных экспертиз, дополнительные исследования проводятся непосредственно заведующими соответствующих отделений, которые автоматически включаются в состав комиссии.
Одним из путей повышения качества выполняемых экспертиз является регулярное взаимодействие между региональными отделами сложных экспертиз, по результатам повторных комиссионных экспертиз, о чем уже давно было внесено предложение на межрегиональной ассоциации «Судебные медики Сибири». Нами, регулярно, на имя начальников бюро СМЭ регионов, с которых направляются повторные комиссионные судебно-медицинские экспертизы, высылаются результаты нашей работы для ознакомления и анализа. Однако со стороны бюро СМЭ соседних регионов такое информирование носит случайный, эпизодический характер. Это вызывает сожаление, т. к. систематический анализ этих данных помог бы обобщить и растиражировать накопленный опыт в пределах нашей ассоциации, что безусловно повысило бы качество экспертиз и в перспективе облегчило выработку профессиональных стандартов в работе не только отделов особо сложных экспертиз, но и других отделений бюро СМЭ.
Одной из важных проблем в работе отдела является сокращение сроков проведения экспертиз. Назначение экспертиз по материалам гражданских дел, а также по уголовным делам, требующим оценки качества медицинской помощи, как правило, сопровождается предоставлением огромного количества медицинской документации (карты стационарного больного, амбулаторные карты, R-граммы и т. д.), что требует значительных затрат времени для выполнения экспертизы, так как обработка такого большого объема информации требует значительного времени и тем самым приводит к увеличению сроков производства экспертиз. С целью сокращения сроков проведения экспертиз, к набору исследовательской части привлечены медрегистраторы, которые под контролем эксперта производят выписки из предоставленных медицинских документов и материалов гражданских дел.
Кроме того, показал свою эффективность принцип разделения дел, основанный на том, что все поступающие в отдел дела (уголовные и гражданские) поочередно распределяются между экспертами-организаторами (докладчиками). Эксперт, как процессуально самостоятельное лицо, ведет служебную переписку, осуществляет контроль поступающих дополнительно запрошенных им документов и сам определяет срочность выполнения той или иной экспертизы, регулярно докладывая заведующему отделом о состоянии дел. Такая система позволяет эксперту одновременно работать с несколькими экспертизами.
Возросшее количество назначаемых экспертиз стало причиной организации в отделе нескольких экспертных комиссий, работающих независимо друг от друга. Параллельно с этим, к проведению комиссионных экспертиз были привлечены сотрудники кафедр судебной медицины АГМУ, заведующий танатологическим отделом и заведующая амбулаторией АКБ СМЭ. Это позволило разделить выполняемые экспертизы на несколько потоков, уменьшить их очередность и значительно сократить сроки проведения.
Таким образом, проведенная реорганизация работы отдела сложных экспертиз АКБ СМЭ позволила на данном этапе оптимизировать деятельность отдела, повысить качество выполняемых экспертиз (на что указывает снижение количества дополнительных и повторных экспертиз, вызовов экспертов в суды), а также сократить сроки их проведения. Однако эта работа требует продолжения и дальнейшего поиска путей ее совершенствования.