Вы здесь

О государственной службе судебно-медицинских экспертиз

Publication in electronic media: 21.04.2010 under http://journal.forens-lit.ru/node/105
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Новосибирск 2009 Вып. 15

Ю. А. Гусаков, Л. А. Гусаков

р. Беларусь, г. Минск

С распадом СССР и сопровождавшими его общественно-политическими и экономическими изменениями стало резко ухудшаться кадровое и материально-техническое обеспечение судебно-медицинских экспертных учреждений, которые в то время входили в систему Министерства здравоохранения. В результате, к началу 1987 года начала сокращаться сеть районных и межрайонных отделений.

Для исправления сложившейся ситуации постановлением Совета Министров от 19 июля 1993 года № 474 служба судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения была преобразована в Государственную судебно-медицинскую экспертизу Республики Беларусь; в Академии милиции Министерства внутренних дел Республики Беларусь создан специальный факультет подготовки и переподготовки судебно-медицинских специалистов; при Главном государственном судебно-медицинском эксперте Республики Беларусь начала функционировать экспертно-квалификационная комиссия из числа наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов в области судебной медицины, смежных дисциплин и представителей правоохранительных органов.

Проведенная реформа сыграла определенную положительную роль. Однако в связи с тем, что было сохранено подчинение экспертных учреждений местным органам здравоохранения и обусловленная этим децентрализация финансирования и управления их деятельностью, она носила половинчатый характер и не позволила решить весь комплекс проблем, стоящих перед судебными медиками.

В связи с этим был издан Указ Президента Республики Беларусь «О Государственной службе судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения» от 28 января 1997 г. № 112, которым региональные подразделения судебно-медицинской экспертизы были выведены из состава местных органов здравоохранения и подчинены Главному государственному судебно-медицинскому эксперту республики.

Это позволило улучшить управление структурными подразделениями Службы, повысить координацию деятельности ее региональных учреждений, устранить административно-территориальный принцип организации их работы и заметно увеличить число районных и межрайонных отделений.
Финансирование Службы непосредственно из республиканского бюджета способствовало улучшению ее материально-технического обеспечения. Вместе с тем, ведомственная зависимость Службы, обеспечивающей деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью, от Министерства здравоохранения, имеющего совершенно иные функциональные задачи, негативно сказывалась на решении жизненно важных для ее развития и совершенствования вопросов, оперативности взаимодействия с органами государственного управления всех уровней и противоречила нормам уголовно-процессуального законодательства при выполнении экспертиз по уголовным делам, связанным с ненадлежащим выполнением медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Возникли противоречия между реально сложившейся практикой деятельности Службы и формально существовавшим ее статусом, вытекающим из нахождения при Министерстве здравоохранения. В значительной степени это было обусловлено большим количеством судебно-медицинских экспертиз по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников.

В целях создания условий обеспечения независимости экспертной деятельности и повышения ее роли в борьбе с преступностью, Президент Республики Беларусь Указом от 6 ноября 1998 года № 532 создал Белорусскую государственную службу судебно-медицинской экспертизы, подчиненную непосредственно Правительству Республики Беларусь.

Принятие данного Указа было обусловлено совместным обращением к Главе государства Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь (от 30.09.1998 г. №21-03/030), Генерального прокурора и Министра внутренних дел (от 09.06.1998 г. №01-8/641) о необходимости устранить, противоречащую нормам уголовно-процессуального законодательства, ведомственную зависимость Службы, обеспечивающей деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, от Министерства здравоохранения, имеющего совершенно иные функциональные задачи.

Данное решение Президента Республики Беларусь о создании самостоятельной независимой экспертной Службы было поддержано всеми без исключения правоохранительными органами, в том числе и Верховным Судом Республики Беларусь.

Это позволило в относительно короткий промежуток времени создать хорошо организованную систему экспертных учреждений, в которую вошли центральный аппарат, 6 региональных управлений с 62 районными и межрайонными отделениями общей штатной численностью 3435 сотрудников.

Однако Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» предписывалось присоединение Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы к Минздраву. Поскольку этот вопрос не согласовывался с правоохранительными органами и присоединение Службы к Минздраву повлечет за собой служебную зависимость судебно-медицинских экспертов от его руководства, что противоречит требованиям статьи 85 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2001 № 808 абзац четыре подпункта 3.2 Указа от 24 сентября 2001 г. № 516 был исключен, и Белорусская государственная служба судебно-медицинской экспертизы была преобразована в Государственную службу медицинских судебных экспертиз, непосредственно подчиняющуюся Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Этим Указом на Службу дополнительно возложены организация и производство судебно-психиатрических экспертиз, ранее выполнявшихся в учреждениях Министерства здравоохранения, а также выполнение отдельных функций контроля качества оказания медицинской помощи населению лечебно-профилактическими учреждениями независимо от форм собственности и используемых для этих целей приборов и аппаратуры.

Следует подчеркнуть, что в процессе преобразования Служба не стала структурным подразделением прокуратуры. Она является самостоятельным государственным учреждением, которое финансируется непосредственно из республиканского бюджета и реализует функцию государственного регулирования в сфере организации, производства, научно-методического и кадрового обеспечения всех видов медицинских судебных экспертиз в Республике Беларусь.

Произведенное преобразование подняло правовой статус Службы, расширило ее полномочия, значительно укрепило процессуальную независимость медицинских судебных экспертов. Новые функции, которыми была наделена Служба, обусловили необходимость совершенствования ее структуры.

В настоящее время Служба представляет собой единую, четко управляемую систему учреждений, которая включает:

  • Центральный аппарат;
  • 6 региональных управлений (по количеству областей) и Управление по г. Минску;
  • 76 районных и межрайонных отделений;
  • 33 лаборатории, в том числе: 7 судебно-химических, 8 медико-криминалистических, 7 судебно-гистологических, 6 судебно-биологических и 6 генотипоскопических;
  • отдел биотрансплантатов;
  • учреждение образования «Республиканский учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз» (вместо специального факультета подготовки и переподготовки судебно-медицинских специалистов Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь);
  • Республиканское производственное унитарное предприятие «Белсудмедобеспечение» с 5 филиалами и 62 отделениями.

В короткий промежуток времени из разрозненных амбулаторных и стационарных судебно-психиатрических экспертных учреждений Минздрава сформирована единая система судебно-психиатрической экспертизы, отсутствовавшая в нашей республике на протяжении всей ее истории, подготовлены и утверждены нормативные акты, регламентирующие производство судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз в Республике Беларусь. Организована работа по подбору и подготовке указанных специалистов на базе учреждений Службы. Налажены хорошие деловые контакты с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского в Москве.

В настоящее время Государственная служба медицинских судебных экспертиз имеет штатную численность свыше 3700 должностей сотрудников, развитую сеть областных, районных и межрайонных подразделений и является наиболее крупным экспертным учреждением не только Республики Беларусь, но и на всем постсоветском пространстве.

Судебные медики Беларуси выполняют большой, с каждым годом все увеличивающийся, объем работы в условиях возрастающих требований со стороны правоохранительных органов к качеству и срокам экспертных исследований. Только за прошедший год произведено свыше 263 тысяч различных судебно-медицинских экспертиз. В том числе более 29 тысяч экспертиз трупов, 113 тысяч живых лиц, 1800 по материалам уголовных дел, более 3300 медико-криминалистических и 63 тысячи судебно-химических экспертиз, около 6,6 тысяч судебно-биологических экспертиз (более 355 тысяч исследований), в том числе более 2,5 тысяч генотипоскопических экспертиз по уголовным и гражданским делам (результативность — 95%), свыше 21500 судебно-гистологических экспертиз, 25 тысяч психиатрических экспертиз.

Кроме этого, судебно-медицинские эксперты приняли участие более чем в 5,6 тысячах выездов совместно с правоохранительными органами на места происшествий и более тысячи судебных заседаний.

Выполняя отдельные функции контроля качества оказания медицинской помощи всеми лечебно-профилактическими учреждениями республики независимо от форм собственности и используемых для этих целей средств и аппаратуры, определенные Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2001 года № 808 как одной из главных задач, за последние 5 лет Службой выполнено 768 судебно-медицинских экспертиз по уловным делам о правонарушениях медицинских работников. При этом выявлено более 600 недостатков и дефектов в оказании медицинской помощи. По инициативе Совета Безопасности Республики Беларусь, органов прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь проведено 15 комиссионных проверок лечебно-профилактических учреждений. По их результатам в 8 случаях материалы о грубых недостатках и дефектах в оказании медицинской помощи направлены в правоохранительные органы, освобождены от занимаемых должностей 16 руководителей ЛПУ и их подразделений, наложено 51 административное взыскание на виновных лиц, направлены на внеочередную переаттестацию и переподготовку 35 медицинских работников.

2 ноября 2006 года между Службой и Министерством здравоохранения Республики Беларусь заключено Соглашение о сотрудничестве в области проведения проверок качества оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения. Приказом по Службе от 06.06.2008 №45-е, согласованным с Генеральным прокурором Республики Беларусь, создан отдел контроля качества оказания медицинской помощи.

Дальнейшее развитие получила материально-техническая база Службы. Завершено оснащение современным высокопроизводительным оборудованием фирмы «Leica» Центральной и пяти региональных судебно-гистологических лабораторий, что позволило не только унифицировать методики исследований, значительно повысить качество судебно-медицинских экспертиз, но и вдвое сократить сроки их проведения, а также наладить его сервисное техническое обслуживание.

Судебно-химические лаборатории наряду с газовыми хроматографами «Кристалл 2000» и «Кристалл 5000» получили еще и высокопроизводительные высокоточные газовые хроматографы производства фирмы «Вариан». Осуществляется программа дооснащения медико-криминалистических подразделений современной высокоэффективной аппаратурой.

Во всех управлениях Службы по областям созданы генотипоскопические отделения.
Решен вопрос об обеспечении сотрудников Службы служебным жильем.

Служба также занимается обеспечением биотрансплантатами лечебно-профилактических учреждений республики. Отдел поставляет более сорока видов различных биопрепаратов (кожа, глазные яблоки, хрящевая ткань, кости и их фрагменты, суставы, сосуды и др.) лечебно-профилактическим учреждениям и заготавливает в год около 1700 единиц биотрансплантатов.

Уделяется большое внимание вопросам повышения квалификации наших специалистов, как экспертов, так и среднего медицинского персонала. Ежегодно проводится 20-25 тематических научно-практических семинаров по различным разделам судебной медицины. Подготовлено 425 государственных медицинских судебных экспертов, более 1000 экспертов и 600 средних медицинских работников повысили свою квалификацию, а также прошли подготовку более 90 специалистов из Казахстана, Литвы, Монголии, России.

Высшая аттестационная категория присвоена 44 государственным медицинским судебным экспертам, первая — 94, вторая — 133.

Ученую степень доктора медицинских наук имеют 5 специалистов, кандидата наук — 22.

Среди среднего медицинского персонала высшую аттестационную категорию имеют 43, первую — 52 и вторую — 79 сотрудников.

В целях совершенствования подготовки специалистов в области судебной химии и токсикологии с 01.09.2004 судебно-химическая лаборатория Управления по Витебской области преобразована в Головную судебно-химическую лабораторию Государственной службы медицинских судебных экспертиз и определена в качестве учебной базы Республиканского учебного центра. Это позволило нам отказаться от услуг Витебского государственного медицинского университета.

Решен вопрос о создании на базе Учреждения образования «Республиканский учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз» Государственного учреждения образования «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз».