г. Красноярск
Система судебной медицины в Сибири сложилась в начале XX века, когда Указом Императора Николая II были созданы должности врачей судебно-медицинских экспертов на территории губерний, округов и уездов в системе МВД. Судебно-медицинская экспертная служба в своем современном виде на территории Красноярского края образовалась в 1952 году созданием Крайсудмедэкспертизы. В судебно-следственной системе государства судебно-медицинская экспертиза выполняет функции реализации прав граждан в рамках ст. 52 основ законодательства об охране здоровья.
Многоплановые реформы в Российской Федерации 1990-х и 2000-х годов кардинальным образом изменили правовую систему государства, обусловили новые формы социально-экономических взаимоотношений в обществе. Нормативно-правовая база судебной медицины в последние годы претерпела значительные изменения, связанные с формированием нового уголовного, гражданского, процессуального законодательства и принятием закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ.
В последние годы в результате социально-экономических изменений в обществе и вследствие кризиса в здравоохранении возрастает нагрузка на судебно-медицинскую службу, как вследствие роста числа и тяжести уголовных преступлений, количества исков по гражданским делам, так и большего внимания соблюдению прав человека со стороны следственных органов, что при неизменности технологий экспертной деятельности и управления экспертными учреждениями приводит к увеличению сроков следствия и задержке вынесения судебных решений.
Таким образом, возникает противоречие между структурно-функциональной организацией судебно-медицинского экспертного учреждения и изменяющимися нормативно-правовыми и организационными условиями ее функционирования. Любые управленческие решения, в т. ч. и по развитию, реорганизации, оптимизации структуры и финансированию служб здравоохранения должны базироваться на данных всестороннего объективного анализа их деятельности, на демографических и социально-гигиенических показателях и результатах клинико-эпидемиологических исследований (Серенко А. Ф., Александров О. А., 1984; Вихерт А. М. и соавт., 1990; Макаров А. И., 1995; Кудрина В. Г., 1999).
Современные информационные технологии, разработка и внедрение которых обеспечивает высокий уровень клинико-эпидемиологических исследований, оптимизацию управления, интенсификацию деятельности, возможности эффективного контроля, прогнозирования, планирования развития и финансирования находят широкое применение в здравоохранении (Комаров Ю. М., 1988; Якобчук А. В., 1991; Тавровс-кий В. М., 1997; Петросян С. Л., 1998; Кадыров Ф. Н., 2000; Зекий О. Е., 2001; Blois M., 1985; Burnard P., 1993; Ruffin M., 1996).
Разработка и внедрение информационных технологий в судебной медицине может обеспечить, с одной стороны, объективизацию принятия решений по модернизации службы, а с другой — обеспечить ей новые организационно-технологические преимущества. На рынке медицинских информационных технологий отсутствуют программные продукты для судебной медицины, реализующие подходы к комплексной информатизации и управлению СМЭ, что обусловливает актуальность разработки как новых теоретических подходов к информационно-ориентированному управлению региональной СМЭ, так и информационных систем комплексной информатизации судебно-медицинской экспертной службы. В то же время необходимо объективно оценивать качество внедряемых информационных систем и эффективность их функционирования как на рабочем месте специалиста, так и в целом на учрежденческом и территориальном уровне.