г. Петропавловск-Камчатский
Новое в государственном устройстве РФ — образование и самостоятельное функционирование муниципальных структур на территории одного населенного пункта — изменило организационную вертикаль учреждений здравоохранения, что, в свою очередь, привело к возможности проведения комиссионных (комплексных) медицинских судебных экспертиз по «врачебным делам» без опасения отвода руководителя экспертного учреждения, находящегося в ведении органа управления здравоохранением. Так, все населенные пункты, в том числе административный центр Камчатского полуострова город Петропавловск-Камчатский — муниципального устройства, каждый — со своим правительством и подчиненными ему учреждениями, в том числе органов здравоохранения, а это подавляющее большинство лечебно-профилактических учреждений, как наиболее вероятный и потенциальный источник «врачебных дел».
Вместе с тем, судебно-медицинская служба находится в ведении государственного органа здравоохранения, хотя и на территории муниципального образования. Такое же объективно положительное значение в организации комиссионных медицинских судебных экспертиз по «врачебным делам» имеет факт нахождения в том же ведении самого крупного многопрофильного консультативного ЛПУ — краевой больницы с поликлиническим подразделением, врачебные кадры которых, по статусу и фактически наиболее квалифицированны, составляют профессиональную элиту и штат главных специалистов по узким профилям, привлекаемых в качестве экспертов. Несмотря на отмеченную относительную новизну существующего градоустройства, ощущается негласное, но категоричное разделение сфер влияния между специалистами муниципальных ЛПУ и единственным государственным. Первые стали широко проявлять профессиональную «свободу», исчезла ранее широко применяемая практика консультироваться у традиционно более опытных и авторитетных коллег краевой больницы; резко снизилась, если не сказать исчезла, совместная форма специализации и усовершенствования в выездном варианте, то есть наступило полное размежевание.
В такой ситуации краевой орган управления здравоохранением не осуществляет полномочий собственника в отношении ЛПУ муниципальных структур, которые не находятся в служебной зависимости от него, а, следовательно, специалисты государственной принадлежности учреждения здравоохранения не несут субсидиарной ответственности по их обязанностям.
Поэтому назначаемые в комиссионные экспертизы специалисты консультативного ЛПУ полуострова не обременены так называемой защитой «чести мундира».
Однако в менталитете работников правоохранительных органов — заказчиков экспертиз — остаются прежние представления солидарности врачей, независимо от принадлежности государственному или муниципальному органу здравоохранения, да по большому счету, факт последнего в подавляющей своей массе наши заказчики не дифференцируют и по принципу «здесь все друг друга знают», «свой своего не станет осуждать» и т.п. и сразу назначают экспертизы в другие регионы.
По понятным причинам, полной информацией по этой проблеме мы не можем располагать, но вышеназванная в ней, убеждены, ведущая. Трудно сопоставить собственные наблюдения с однородными показателями других регионов, в связи с отсутствием в РФ статистических данных правонарушений медицинскими работниками при исполнении своих профессиональных обязанностей, что констатирует Т. Г. Попова (2007).
Изменение ситуации — дело времени, требующегося для безоговорочного принятия заказчиками экспертиз новых реалий в субординации учреждений здравоохранения РФ.
Возможно, поэтому за последние шесть лет — 2002-2007 гг. — в отделе сложных экспертиз выполнено всего девять экспертиз по «врачебным делам», распределившихся так: 2003 г., 2005 г., 2006 г., — по два случая; 2004 г. — три; 2002 г. — ни одного. Если сопоставить суммарные данные Т. Г. Поповой (2007 г.) за те же годы (2002-2006 г.) по кафедре и Бюро СМЭ г. Москвы (соответственно 129 — 139 — 102 — 113 и 108) на население последней и Камчатского края, то возможно, это и составит адекватное соотношение.
Правильность действий проверялась: по два случая — лор-врачей, акушеров-гинекологов; травматологов и неонатологов; один — окулиста; все — работники муниципальных ЛПУ.
Выводы экспертных комиссий оказались отнюдь не в пользу проверяемых, что должно было развеять сомнения заказчиков в возможной необъективности проверяющих по принципу врачебной солидарности.
Таким образом, проблема комиссионных (комплексных) медицинских экспертиз по «врачебным делам» в регионах, где нет кафедр судебной медицины, медицинских вузов, не в организационной сфере, не в дефиците высококвалифицированных специалистов клинического профиля, а в сохраняющемся в сознании лиц, назначающих экспертизы, прежнего, ныне не существующего устройства вертикали органов здравоохранения.
Наши наблюдения фактически приходятся на период введения в действие ГПК РФ — с 01.02.03 г. Тем не менее, ни в одном из девяти случаев экспертиз по «врачебным делам» не стоял вопрос разграничения уголовного или процессуального судопроизводств, всегда имелось в виду только первое. Между тем, по так называемой обратной связи, становилась известной мера наказания подсудимого врача в виде денежной компенсации.
Статьи ГК РФ 79 — «Назначение экспертизы»; 82 — «Комплексная экспертиза; 83 — «Комиссионная экспертиза»; 84 — «Проведение экспертизы»; 85 — «Обязанности и права эксперта»; 86 — «Заключение эксперта»; 87 — «Дополнительная и повторная экспертизы» не несут значимых различий с одноименными статьями УК РФ.
В связи с этим, полагаем, излишни наставления, иногда появляющиеся в печати, о количественном составе экспертных комиссий, некоем «распределении ролей» и их наименовании, как-то — «докладчик», эксперт-организатор, тем более — напоминание об обязанности каждого члена комиссии самостоятельно лично и независимо исследовать предоставленные на экспертизу материалы.
Нет необходимости самодеятельно «подправлять» УПК РФ, где в статьях 200, 201 и 204 исчерпывающе расставлены точки над i; наконец, существует официальный документ — комментарий к Кодексу.