г. Москва
В соответствии с законодательством РФ в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб (в рамках гражданско-правовой ответственности). Гражданский кодекс РФ (гл. 59) разграничивает гражданско-правовую ответственность на договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность.
Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Деликтная ответственность наступает в случаях причинения вреда (здоровью человека). В случаях причинения вреда в результате противоправных действий, связанных с исполнением договора, говорят о сочетании ответственности.
Применительно к существующей системе здравоохранения и страховой медицины данную схему можно пояснить следующим образом. Если вред жизни или здоровью пациента причинен при оказании медицинской помощи в рамках договора ОМС, наступает деликтная ответственность, и виновное лицо должно возместить вред, причиненный жизни и здоровью пациента.
Если вред жизни или здоровью пациента причинен при оказании медицинской помощи в рамках договора оказания платных медицинских услуг (например, договор ДМС), возникает сочетание деликтной и договорной ответственности. В этом случае виновное лицо, причинившее вред жизни и здоровью, наряду с возмещением вреда, должно возместить убытки и неустойку, предусмотренные договором.
Рассматривая вопросы деликтной (внедоговорной) ответственности, следует обратить внимание, что данный вид гражданско-правовой ответственности (в отличие от уголовной) может быть назначен не только за виновное причинение вреда (ненадлежащее исполнение медицинской услуги или предоставление недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге), но также в случаях причинения морального вреда и даже в случаях невиновного причинения вреда здоровью (т. н. профессиональная ошибка медицинского работника).
Обязательными условиями наступления имущественной ответственности ЛПУ за нарушение прав пациента в таких случаях является сочетание необходимых и достаточных элементов, таких как:
Как видно, одним из обязательных условий наступления ответственности является наличие причинной связи между противоправным деянием ЛПУ (его персонала) и возникшим вредом. В наиболее простом варианте, когда противоправное деяние является необходимой и достаточной причиной, а причинение вреда обязательным следствием, такая связь не вызывает сомнения и оценивается как прямая.
В более сложных вариантах противоправное деяние может причинять вред опосредованно — через одно или несколько промежуточных следствий. В таких случаях оценка причинной связи более сложная. Если промежуточное следствие является следствием исходной (необходимой) причины, то оно считается промежуточной причиной. В этом случае между противоправным деянием и причинением вреда также прослеживается прямая связь.
Если промежуточное следствие является условием для проявления иной (случайной) причины или поводом для возникновения новой (случайной) причины, то в этом случае между противоправным деянием и причинением вреда прямая связь отсутствует, по крайней мере, не считается доказанной.
Виновное причинение вреда подразумевает возмещение убытков (реальный ущерб и упущенную выгоду). В этом плане имущественное (материальное) выражение вреда, причиненного здоровью пациента (ст. 1085 ГК РФ) может быть связано с утратой заработка, а также с несением дополнительных расходов. Размер утраченного заработка устанавливается в соответствии с величиной (процентом) утраты профессиональной трудоспособности. Необходимость в дополнительных расходах подтверждается заключением СМЭ. Они могут быть понесены на усиленное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и др.
Кроме того, в случае смерти пациента по вине медицинского учреждения возмещаются также расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы (ст. 1094 ГК РФ).
Моральный (неимущественный) вред — это причиненные в результате противоправных действий физические и нравственные страдания; подлежит возмещению в денежной или иной материальной форме в размере, определенным судом. При этом неимущественный вред взыскивается независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Определение размера компенсации в случаях причинения морального (неимущественного) вреда целесообразно руководствоваться степенью тяжести вреда, причиненного здоровью (в соответствии со ст. 111, 112 и 115 УК РФ):
Договорная ответственность лечебных учреждений возникает в случаях нарушения прав пациента при исполнении договорных обязательств. Применительно к вопросам медицинской услуги по договору на предоставление лечебно-профилактической помощи ГК РФ гарантирует гражданину (пациенту) ряд прав, которые должны исполняться ЛПУ в соответствии с договорами ОМС и ДМС. Медицинское учреждение обязано оказать услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов работ или договором (ст. 708 ГК РФ).
При нарушении сроков оказания медицинской услуги по вине ЛПУ пациент вправе:
Рассматривая вопросы договорной ответственности, нельзя не упомянуть о негативных последствиях непредставления информации (предоставления ненадлежащей информации) для ЛПУ (ст. 732 ГК РФ). При приобретении услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, вследствие предоставления ЛПУ ненадлежащей (недостоверной или недостаточно полной) информации об услуге потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.
При причинении вреда здоровью из-за предоставления ЛПУ ненадлежащей информации об услуге потребитель вправе, кроме возмещения убытков, требовать еще и возмещения вреда. При рассмотрении исков потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, законодательство предполагает исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.
Ключевым вопросом договорных отношений в медицинской практике является вопрос о качестве (эффективности) оказания медицинской помощи. В соответствии с гражданским законодательством качество оказанной медицинской услуги должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к результатам медицинского вмешательства (ст. 721 ГК РФ).
Законодательным механизмом, реализующим это право, является Закон РФ «О защите прав потребителя» (ст. 29). При обнаружении (выявлении) недостатков (признаков неэффективности) оказанной медицинской услуги пациент имеет право на:
При этом следует заметить, что условие договора об освобождении ЛПУ от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если будет доказано, что недостатки возникли по его вине. Следует заметить, что по ряду оснований в соответствии с законодательством ЛПУ может освобождаться от гражданско-правовой ответственности.
Такими основаниями являются:
Таким образом, в действующем гражданско-правовом законодательстве достаточно широко отражены права пациентов (и ответственность медицинских работников в случаях нарушений прав пациентов при оказании медицинской помощи), что в значительной степени расширяет и осложняет задачи судебно-медицинской службы, ставя перед ней ряд принципиально новых вопросов в рамках правого регулирования профессиональной медицинской деятельности, что делает необходимым разработку новых подходов к оценке эффективности медицинской помощи, причем на всех уровнях системы ведомственного и вневедомственного контроля ее объема и качества, с позиций системного (мульти-системного) осознания данной проблемы в широком и узком понимании данного процесса.