г. Петропавловск-Камчатский
Лицензирование медицинской деятельности уже давно является неотъемлемым требованием функционирования медицинских учреждений. Согласно действующим законодательным и нормативно-правовым актам почти всеми (и не по одному разу) Бюро судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации пройдена процедура лицензирования. В связи с недавним (март 2009 г.) получением нашим учреждением новой лицензии хочется осветить некоторые аспекты процедуры лицензирования как медицинских учреждений вообще, так и бюро судебно-медицинской экспертизы в частности.
В процессе подготовки документов к лицензированию нами были изучены законодательные акты, регламентирующие этот процесс. Согласно статье 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» — «...срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет...», т. е. раз в 5 лет все медицинские учреждения должны проходить эту процедуру вновь.
Процедура предоставления лицензии предусматривает предоставление установленного объемного пакета документов с последующей проверкой соискателя лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Срок предоставления лицензии составляет 45 суток, а государственная пошлина — 1300 рублей. При этом в случае несоответствия соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям, предусмотрен отказ в предоставлении лицензии.
Нельзя не учитывать то, что в нынешних экономических условиях, при «оптимизации» бюджетов медицинских учреждений лицензирование — это и довольно дорогостоящая процедура, особенно для территориально отдаленных от г. Москвы учреждений нашего профиля, так как лицензирование Бюро судебно-медицинских экспертиз осуществляется непосредственно в Федеральной службе Росздравнадзора Российской Федерации. Расходы учреждения включают в себя: проезд до лицензирующего органа, командировочные, суточные, ну и конечно, должным образом оформленный пакет документов — оригиналы документов предоставить затруднительно в виду их значимости и необходимости на месте (учредительные и по обеспечению деятельности), а также их большого количества (документы об образовании и подтверждающие стаж сотрудников), нотариально заверенная копия одного документа составляет 100 рублей.
Но Законом не исключен и другой вариант получения лицензии — продление срока действия лицензии в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, так как продолжение статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128 ФЗ — «...Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии» (т. е. самой лицензии). Исходя из этой статьи закона, все учреждения, имеющие лицензию, в последующем могут не получать их, а переоформлять, т. е. продлять срок их действия.
Возможность продления срока действия лицензии в порядке переоформления предусмотрена также статьей 3 действующего в настоящее время положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г, № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».
Процедура переоформления лицензии установлена и статьей 11 вышеуказанного закона о лицензировании. При этом нет необходимости предоставлять объемный пакет документов, проверка соискателя лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не предусмотрена. Срок переоформления лицензии составляет 10 суток, а государственная пошлина составляет 100 рублей. При этом отказ в переоформлении лицензии предусмотрен только в случае представления лицензиатом неполных или недостоверных сведений.
Но в 2006-2007 годах Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены новые положения о лицензировании медицинской деятельности, которыми установлены новые лицензионные требования и условия. При этом по устным рекомендациям специалистов Росздравнадзора, медицинские учреждения, получившие лицензии по ранее действующим лицензионным требованиям, могут не соответствовать нынешним. Поэтому, в случае окончания срока действия лицензии, необходимо повторно проходить процедуру предоставления лицензии, согласно статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Хотя, для примера, на официальном сайте высшего Арбитражного суда Российской Федерации размещено решение от 31.10.2008 г. арбитражного суда Ставропольского края по делу № А 63-13511/2008-С6-36. Данным решением суд признал незаконным отказ Комитета Ставропольского края по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности в продлении в порядке переоформления лицензии на медицинскую деятельность медицинскому учреждению — санаторию Центрсоюза Российской Федерации в городе Ессентуки. Одной из причин отказа в продлении лицензии было «несоответствие» в приложении видов работ (услуг) перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 323, но Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (по специальности «судебно-медицинская экспертиза»), указанный в положении о лицензировании медицинской деятельности № 30 полностью совпадает с действовавшим ранее приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.06.2002 г. № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности». Подразделение же медицинских работ и услуг приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 323 на доврачебную, амбулаторно-поликлиническую, стационарную и специализированную помощи в отношении нашей специальности абсурдно, так как в рамках осуществления деятельности по специальности «судебно-медицинская экспертиза» оказание медицинской помощи не предусмотрено.
Таким образом, в случае окончания срока действия лицензии, продление ее в порядке переоформления намного проще для лицензиатов, чем прохождение заново процедуры предоставления лицензии.
Для сведения территориально отдаленных от г. Москвы Бюро судебно-медицинских экспертиз, хотим сообщить, что мы обращались к Руководителю Федеральной службы Росздравнадзора Российской Федерации с просьбой разрешить прохождение процедуры лицензирования Бюро в местном территориальном органе Росздравнадзора, на что был получен положительный ответ.
Делая выводы из вышеизложенного, можно предположить, что в дальнейшем лицензирование медицинских учреждений будет значительно проще, так как будет заключаться в продлении уже имеющихся лицензий, причем не исключено, на местном уровне.