Вы здесь

Социологическая оценка влияния категории «брачности» на качество жизни

Publication in electronic media: 19.05.2010 under http://journal.forens-lit.ru/node/123
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Новосибирск 2009 Вып. 15

В.П. Новоселов, Ю. Е. Шешукова, М.Ш. Мухаматзанова

г. Новосибирск

Каждый из нас в определенное время своего жизненного пути подходит к осознанию понятия «качество жизни». Это индивидуальный взгляд, который в соответствии с социальным статусом и социальной ролью индивидуума оценивается субъективно. Изучением объективной характеристики данного понятия занимаются многие смежные меди­цинские и социальные науки, такие как: общая гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, социальная гигиена, социология медици­ны и прочие, при этом с разных точек зрения подвергая анализу такие понятия как «социум», «социальные факторы», «качество жизни», «здо­ровье» и т. д.

Имея различные методологические подходы к изучению объекта и предмета исследования, каждая из вышеперечисленных наук своей конечной целью определяет выработку дополнительных мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья, работоспособности и продлению жизни граждан.

Однако стоит заметить, что изучение социологических процессов, как правило, носит массовый и глубокий характер среди категории живых лиц. Что касается смертности, то она рассматривается в основном с пози­ции демографического показателя. И более того, в доступной литературе мы не нашли подтверждения, что изучение данного вопроса производи­лось когда-либо на материале Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Нами была разработана «Карта катамнестического опроса» родс­твенников умерших от ненасильственных причин смерти, исследование трупов которых произведено в Новосибирском Облбюро судебно-меди­цинской экспертизы. Анализ полученного материала имел ретроспек­тивный характер.

Анкетированию подверглись: в 2005 году 2646 респондентов (родственников и знакомых умерших), что составило 60,6% от обще­го количества умерших скоропостижно (4366 случаев) и в 2006 году — 2116 респондентов (55,1% от общего количества случаев — 3838). При этом не подлежали изучению анкеты, заполненные на «безродных», в случаях отказа родственников от предоставления информации, и в слу­чаях, когда категория ненасильственной смерти в процессе судебно-ме­дицинского исследования «переходила» в категорию насильственной (в результате судебно-медицинского исследования установлена причина смерти: травма, отравление, действие низких температур). В 2005 году таких случаев было 1720 (39,4% от общего количества ненасильствен­ной смерти), в 2006 году — 1722 (44,9%).

Помимо изучения структуры причин ненасильственной смерти как одного из основных демографических показателей в социальном ас­пекте (пол, возраст, класс болезней и проч.) интерес исследования был направлен на выявление некоторых факторов, оказывающих влияние на качество жизни и уровень здоровья при жизни у исследуемой категории умерших.

По мнению ряда авторов (Лисицын Ю. П., 1987; Решетников А. В., 2002) в настоящее время, говоря о «болезнях цивилизации» (сердечнососудистые заболевания, болезни органов дыхания, обменные, онколо­гические и др.), не выделяют строго определенной этиологии. Причины их развития объясняют факторами риска, патологией патогенных ситуа­ций, вызванной нарастающими «стрессами жизни», то есть поведенчес­кими особенностями образа жизни. Согласно принятой классификации сфер влияния факторов на здоровье человека — «образ жизни» является доминирующей значимой категорией, которая составляет 49-53% отно­сительно генетически заложенного материала, влияния внешней среды на человека и уровня развития здравоохранения.

Группа факторов риска «образа жизни» человека имеет достаточ­но широкий диапазон, в который включены: вредные привычки (алко­гольная и никотиновая зависимость), плохие материально-бытовые ус­ловия, непрочность семей, одиночество и проч.

Так, проводя анкетирование, одним из изучаемых вопросов был «Семейное положение», в который входили подпункты: а) холост (не за­мужем), б) женат (замужем), в) разведен (разведена), г) состоял в граж­данском браке, д) вдовец (вдова).

Полученные результаты распределились следующим образом (рис. 1).
Структура категории «брачность» (семейное положение)
Рис. 1. Структура категории «брачность» (семейное положение)

Число «респондентов», состоящих в браке, в том числе гражданс­ком составило 47%, количество безбрачных — 53%.

Анализируя исследуемую категорию по возрастным группам и полу, выявлено, что показатель безбрачия в аналогичных возрастных диапазонах лиц обоего пола — выше среди женщин. Причем обраща­ет на себя внимание тенденция увеличения роста процентного соотно­шения случаев у женского пола в группах 45-54 лет (57,1%), 55-64 лет (57,3%), 65-74 лет (69,4%) и пика достигает в возрасте 75 лет и старше (93,1%). Среди мужчин наибольшее количество безбрачия пришлось на возрастной период 25-34 лет (75%) и 75 лет и старше (52,7%).

Кроме того, в изучаемом вопросе нам удалось проследить уси­ление взаимного влияния факторов безбрачия, социального статуса — «безработный», «пенсионер» на частоту встречаемости сердечнососудистых заболеваний. Так, рассматривая категорию лиц женского пола, имеющих статус одиноких — в группе 45-54 лет — 38% были безработ­ными, причина смерти от сердечнососудистых заболеваний установле­на в 62,5% случаев; в группе 55-64 лет (пенсионеры) — в 68%; 65-74 лет (пенсионеры) — в 88,8%.

Таким образом, анализ результатов статистического исследова­ния, касающийся оценки влияния некоторых факторов риска на качест­во жизни, позволил выявить частоту встречаемости сердечнососудистых заболеваний в зависимости от пола умершего, возрастной группы в категории «брачность» (семейное положение). В статье мы осветили лишь часть изучаемых вопросов оценки качества жизни на материале Бюро судебно-медицинской экспертизы. В настоящее время исследова­тельская работа продолжается.