г. Барнаул
В разное время для судебной медицины вопрос оценки качества проведения экспертиз имел не одинаковую остроту. Сейчас, при строительстве правового государства, это становится актуально как никогда. Каждая территория накопила свой опыт контроля качества судебно-медицинских экспертиз и в первую очередь экспертиз трупов. Несмотря на достаточно подробное изложение требований оформления «Заключения эксперта», изложенное в приказе МЗ РФ от 24.04.03г. № 161 п. II эта проблема не решена до сих пор.
Самой популярной является ужесточение административных мер по требованию максимально тщательного описания всех этапов секции трупа, имеющего целью выявить в нем все возможные морфологические изменения в органах и тканях, установить или исключить возможные осложнения, с последующей максимально обоснованной трактовкой полученных результатов. При всей теоретической безупречности данный подход имеет существенный недостаток — он практически никогда не выполняется. В чем причина данного положения дел?
Во-первых, согласно правовым нормам, результатом любой экспертизы (в том числе и трупа) должны быть выводы эксперта, решающие поставленные следствием вопросы. А при первичной экспертизе следствие традиционно интересует причина, давность смерти и алкогольное опьянение. Для «заказчика» экспертизы и самого эксперта польза и законность его произвольных поисков сомнительна. Все эти действия, направленные на решение вопросов, не поставленных следствием, оправдаются лишь правом на экспертную инициативу.
Во-вторых, в рамках регламента приказа МЗ РФ от 24.04.03 г. № 161 «количество и характер изымаемых объектов, а также необходимые виды их исследования определяет врач — судебно-медицинский эксперт, исходя из особенностей конкретного случая». Там же четко и однозначно прописаны условия выполнения тех или иных экспертных действий у секционного стола при различных причинах смерти. (Например, при травматической смерти тактика эксперта направлена на установление механизма травмы; при смерти новорожденного — на становление живорожденности; при подозрении на отравление — поиск яда). Однако рекомендации проведения отдельных исследований трактуются как проводящиеся «при необходимости», без уточнения условий. Так что же эксперт должен считать основой экспертной деятельности — свободный поиск или выполнение инструкций? И не вступает ли он в косвенный конфликт с Федеральным Законом «О погребении и похоронном деле»?
В-третьих, у среднестатистического эксперта часто не хватает времени, мотивации, а часто и квалификации на адекватное корректирование объема работы, сомнительной по значимости для проводимого следствия. Помимо этого у проверяющего (рецензента, заведующего отделением, эксперта отдела особо сложных экспертиз и т. д.) возникает множество вопросов по составлению и трактовке материалов экспертизы, а, в конечном счете, встает проблема по окончательной оценке ее качества.
Альтернативным всему вышеописанному является подход, направленный на фиксацию наиболее значимых (с точки зрения судебно-медицинского эксперта) изменений. В таком случае срабатывает принцип: если не описано — значит, не было. Иногда эти акты представляют собой не просто заранее утвержденную схему документа, а просто бланк. Такая форма работы позволяет унифицировать Заключения эксперта, повысить эффективность их внутриведомственной проверки и сводит к минимуму влияние недостаточной квалификации сотрудника на качество конкретной экспертизы.
Однако обосновать право на жизнь этого варианта обеспечения качества экспертной деятельности еще более сложно. Очевидно, что все это одновременно противоречит как Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так и приказу МЗ РФ № 161 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы», так как ущемляет права и изменяет приоритеты в обязанностях эксперта.
Такой подход существенно ограничивает экспертные возможности всей службы, так как минимизирует потребности каждого эксперта к профессиональному росту. К тому же, формальное облегчение проверки «обезличенного» «Заключения эксперта» вносит сомнения в полноту и достоверность проведенных исследований. При этом минимизированные «Заключения эксперта» становятся малопригодными для дальнейшей работы при выполнении комиссионных экспертиз.
В основе такого первого подхода лежит идеализация личности эксперта. Наивно думать, что качество экспертной работы, как отдельного государственного экспертного учреждения, так и службы в целом может быть лишь совокупным результатом профессиональной и юридической ответственности отдельных экспертов за качество своей работы. Этот (второй) вариант абсолютизирует административный контроль. В таком случае занижение планки персональной ответственности специалиста за свою работу, отстранение его от творческого поиска, извращает саму суть экспертной работы. Авторитарное давление проверяющего со временем неизбежно ведет к «корректировке» документа, а, в конечном счете, к его фальсификации.
Следует ли из изложенного, что нет возможности рекомендовать региональному бюро СМЭ какой-либо способ контроля качества практических экспертиз? Думается, есть.
Как для практического эксперта, так и для проверяющего необходимо дополнительно разработать стандарты качества проведения судебно-медицинского исследования трупа при различных причинах смерти. Тем более что по некоторым причинам смерти они практически сложились. Так, например, достаточно четко сформулированы подходы к проведению экспертиз новорожденных, странгуляционной асфиксии, огнестрельной травмы. При этом для большинства видов экспертиз нет единого алгоритма действий. Так например, нет общепринятого алгоритма в экспертизе взрывной, транспортной травмы (в частности в салоне автомобиля), падений с высоты; не регламентирована последовательность действий при ударах твердыми тупыми предметами; нет четкого стандарта оформления экспертизы при некоторых видах отравлений, заболеваний, гипоксических состояний и т. д. При этом если отбросить некоторые нюансы, то эксперты с большой практикой давно подразделяют экспертизы по группам. Следовательно можно условно определить объем работы у каждой выделенной группы судебно-медицинских экспертиз, позволяющий признать его и необходимым и достаточным.
Схематично это может выглядеть следующим образом (см. таблицу 1). Очевидно, что за понятием качества экспертизы трупа при различных обстоятельствах происшествия, причинах смерти, будут стоять разные характеристики повреждений, специфичный набор изменений в органах и системах трупа, характерные результаты выполнения дополнительных проб и исследований у секционного стола. Все это в совокупности объяснит и скорректирует не одинаковые требования к оформлению разных экспертиз.
Стандарт проведения и проверки судебно-медицинских экспертиз трупов
Обстоятельства дела | Особенности описания повреждений | Специфические и характерные признаки | Пробы у стола и дополнительные разрезы | Лабораторные исследования | Требования по оформлению |
ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА | |||||
Травма пешехода | |||||
Травма внутри салона автомобиля | |||||
Переезд рельсовым транспортом | |||||
Мотоциклетная травма | |||||
Травма лопастями водного транспорта | |||||
Авиакатастрофа | |||||
ПАДЕНИЯ | |||||
Падение на плоскости | |||||
Падение с высоты | |||||
Ступенчатое падение | |||||
Падение на лестничном марше | |||||
ПРИМЕНЕНИЕ ТРАВМИРУЮЩИХ ОРУДИЙ | |||||
Повреждения острыми объектами | |||||
Огнестрельные повреждения | |||||
Удары тупыми объектами | |||||
Взрывная травма | |||||
Раздавливание | |||||
Расчленение | |||||
Краш-синдром, компартмент синдром | |||||
ВАРИАНТЫ ГИПОКСИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ | |||||
Странгуляционная асфиксия | |||||
Обтурационная асфиксия | |||||
Компрессионная асфиксия | |||||
Электротравма | |||||
Общее переохлаждение | |||||
Термические ожоги | |||||
Смерть на пожаре | |||||
Выраженное гниение | |||||
ОТРАВЛЕНИЯ | |||||
Этиловый спирт и суррогаты | |||||
Едкие яды | |||||
Наркотики | |||||
Ядохимикаты и деструктивные яды | |||||
Продукты горения | |||||
МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО | |||||
Смерть беременой женщины | |||||
Смерть плода, новорожденного | |||||
Внезапная смерть ребенка | |||||
НЕНАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТЬ (ЗАБОЛЕВАНИЯ) | |||||
Сердечная смерть | |||||
Мозговая смерть | |||||
Онкопатология | |||||
Туберкулез | |||||
Заболевания органов дыхания и жкт | |||||
Заболевания сосудов | |||||
Инфекционные заболевания | |||||
Врожденные заболевания | |||||
ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | |||||
Дефекты операций и манипуляций | |||||
Дефекты медикаментозного лечения | |||||
Дефекты ведения больного | |||||
ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | |||||
Быть может, разработка таких или подобных стандартов не идеальна, но они просты для понимания и доступны для исполнения. Их внедрение не только упростит осмысление задач эксперта при проведении различных групп экспертиз трупов, но и позволит каждому эксперту легко провести самоконтроль выполненной работы, убережет его от непоправимых ошибок. В свою очередь, такое перераспределение контролирующих функций позволит рецензенту, не увязая в стандартных замечаниях, сосредоточиться на научной обоснованности результатов экспертизы. При этом экспертизы случаев, имеющих выраженный социальный или профессиональный резонанс, получат возможность подвергнуться более тщательному анализу и обсуждению. Кроме того, наличие замечаний по технике выполнения и оформлению экспертиз автоматически будет давать право проверяющей стороне предлагать меры финансового и административного влияния на конкретного эксперта.