1111 ГГЦСМиКЭ МО РФ, г. Москва;
ФГБУ «РЦСМЭ» Минздравсоцразвития России, г. Москва
В настоящее время вопросы морфологии колото-резаных повреждений достаточно широко освещены в многочисленных работах. Изучены возможности судебно-медицинского определения индивидуального экземпляра колюще-режущего орудия по особенностям повреждений на тканях тела и одежде [2, 3, 4]. Но, не смотря на это, в данной области остается еще немало вопросов и задач.
При идентификационном исследовании колюще-режущих следообразующих объектов, в их описании используется понятие «зоны острия», однако конкретного определения данного понятия в доступной судебно-медицинской литературе нам найти не удалось. Ранее была сделана попытка определить зону острия, как участок лезвия, прилегающий непосредственно к острию [3, 4], но где она заканчивается и какое практическое значение имеет в морфологии повреждения, определить сложно.
Нами было сделано предположение, что зона острия – это место на клинке ножа, где скос лезвия составляет 45º по отношению к продольной оси клинка. А, следовательно, в этом месте, согласно теории резания материалов происходит переход из торцевого резания в продольное, что непосредственно может найти отражение в морфологии колото-резаного повреждения, в результате того, что меняется сопротивление следовоспринимающего материала.
По данным литературы [6], колото-резаные раны формируются при частичном или полном погружении острого предмета в глубину повреждаемого объекта. При этом подразумевается, что глубина повреждения резко преобладает над наружными размерами раны. Более точную формулировку механизма образования колото-резаного повреждения можно представить следующим образом. Колото-резаное повреждение формируется при последовательном воздействии вначале острия, а затем режущей кромки и обуха (либо второй режущей кромки) следообразующего предмета, действующего чаще перпендикулярно к повреждаемой поверхности или в близком к нему направлении [5].
Целью нашего исследования явилось установление отображение зоны острия на морфологии колото-резаных повреждений на ткани и небиологических имитаторах, выявление характерных морфологических признаков, позволяющих высказаться об ее протяженности у различных ножей.
Для экспериментальных исследований нами было отобрано 7 ножей заводского производства с длиной клинка 11,4 см, с односторонней заточкой клинка с шириной на уровне погружения 1,5 см, без производственных и эксплуатационных дефектов клинков. В экспериментах были использованы ножи с различными скосами лезвия. Расстояние от острия до точки, где скос лезвия составляет 45º по отношению к продольной оси клинка (граница зоны острия), было следующим: нож № 1 0,2 см, нож № 2 –0,4 см, нож № 3 – 0,5 см, нож № 4 – 0,7 см, нож № 5 – 0,9 см, нож № 6 – 1,0 см, нож № 7 – 1,2 см. Ширина клинков ножей на границе зоны острия была равна соответствующему им расстоянию от зоны острия, то есть – расстояние от кончика острия до точки, где скос лезвия составляет 45º по отношению к продольной оси клинка равно ширине клинка ножа в указанной точке. Далее на клинках ножей были закреплены ограничители на расстоянии 7 см от кончика острия (что соответствует средней длине раневых каналов по данным архивных наблюдений). Экспериментальными ножами производились перпендикулярные вколы клинков в следовоспринимающие объекты, которыми являлись кожно-мышечные препараты кожного покрова, изъятые от трупов в первые сутки после смерти. Препараты фиксировались на подложке из пористого полимерного материала. Повреждения каждым колюще-режущим предметом наносились по 5 раз. Производились быстрые, перпендикулярные вколы ножей. После экспериментов препараты кожного покрова фиксировались на пластинах. При этом производилось их растягивание до оригинальных размеров (границы которых были отмечены на трупе до вскрытия), далее препараты помещались в раствор Ратневского № 1 на 3-4 суток [1]. После извлечения препаратов из раствора производилось их подсушивание и дальнейшее изучение.
В качестве методов исследований были использованы макроскопический, стереомикроскопический (при помощи микроскопа Leica EZ4D), морфометрический и математический анализ полученных данных.
Для ножа № 1 зона отображения острия была практически не выражена и сливалась с точкой вкола, удлиняя ее. На границе зоны острия наблюдался изгиб стенки повреждения, который проходил по косой линии, направленной под углом около 45 градусов, проходящей сверху вниз и из глубины повреждения кнаружи (обушковый конец повреждения был ориентирован кверху, а лезвийный – книзу). На некотором расстоянии от лезвийного конца повреждения была также отмечена неровность края и стенки экспериментальных повреждений, которая была выражена в меньшей степени и не соответствовала ширине клинка на уровне погружения.
Для остальных экспериментальных повреждений было установлено, что стенки и края повреждений, соответствующие области перехода зоны острия в непосредственно само лезвие, были неровными, определялись в виде волнистой линии, при этом, неровности были представлены «насечками» стенок, изменением плоскости стенок раневого канала, надрывами краев. В некоторых повреждениях наблюдалось осаднение края повреждения на ширину 0,5-1 мм. В некоторых повреждениях указанные морфологические признаки присутствовали со стороны одной стенки и (или) края, в некоторых были выражены с двух сторон. Расстояние от обушкового разреза до указанных неровностей стенок и краев в целом соответствовало ширине экспериментально клинка, с разницей в ± 0,5 мм. Протяженность неровностей составляла 1 – 2 мм.
Таким образом, механизм образования указанной морфологической картины колото-резаных повреждений может быть объяснен следующим образом: погружаясь в глубину следовоспринимающего объекта, зона острия осуществляет торцовое резание ткани, а режущая кромка рассекает (разрезает) ткани, осуществляя продольное резание материала [5]. Остальная часть лезвия следообразующего объекта практически не встречает сопротивления со стороны поврежденных тканей, поскольку погружается вслед за рабочей частью лезвия, после внедрения которой, происходит значительное снижение сопротивления тканей процессу резания. Следовательно, в месте снижения сопротивления, ткани перестают испытывать давление следообразующего объекта и их прогибание (за счет сжатия тканей непосредственно в месте контакта и растяжения их на отдалении) в месте воздействия прекращается, ткани приподнимаются и испытывают повторное травмирующее воздействие, что и проявится впоследствии деформацией стенки и (или) края повреждения. При извлечении же клинка из раны, происходит дальнейшее травмирование неповрежденных тканей, при этом продольное резание вновь переходит в торцовое в месте перехода собственно лезвия в зону острия.
Таким образом, при проведении экспериментального моделирования колото-резаных повреждений кожного покрова при перпендикулярных вколах с использованием ножей с различным скосом лезвия, были выявлены морфологические признаки зоны острия, которые отображаются на стенках и краях колото-резаных повреждений в виде нервности краев и стенок повреждения, расположенных на удалении от обушкового конца повреждения равном (или близком к нему) ширине клинка на уровне перехода зоны острия непосредственно в лезвие клинка. Указанные особенности могут быть объяснены с использованием основных понятий и принципов теории резания материалов. Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение понятия зоны острия: это участок клинка от вершины острия клинка и до точки, где угол скоса лезвия составляет 45º по отношению к продольной оси клинка.