Кафедра судебной медицины ГОУ ВПО ДВГМУ, г. Хабаровск
При воздействии зубов человека и животных на кожные покровы образуются изменения, подобные тем, которые наблюдаются в случаях травмы твердыми тупыми предметами с ограниченной плоскостью соударения, главным образом кровоподтеки, ссадины и раны. Морфологическая картина перечисленных повреждений, хотя и несет признаки воздействия тупого твердого предмета, все же имеет отличительные черты, позволяющие высказаться о воздействии именно зубов.
Рассмотрим более детально основные повреждения кожного покрова, образующиеся при действии зубов.
Клетки рогового и зернистого слоев эпидермиса лежат обособлено и связи между собой не имеют. Роговой и зернистый слои при компрессии подвергаются незначительному растяжению за счет смещения клеток, в основном по горизонтали и незначительно по вертикали, а так же за счет уменьшения межклеточных пространств. В месте контакта с зубом возможно отслоение верхних, слабо удерживаемых клеток рогового слоя, которое, впрочем, макроскопически ничем не проявляется.
Иначе реагирует шиповатый слой. Его клетки соединены между собой посредством выростов, и это соединение напоминает сложный шов черепа. Внутри клеток имеется каркас из пучков тонофибрилл, позволяющий клетке удерживать объем при нагрузке и восстанавливать форму при прекращении механического воздействия. При давлении данный слой локально растягивается, и толщина его уменьшается за счет уменьшения вертикального размера клеток. После снятия давления клетки восстанавливают свою первоначальную форму.
Собственно клетки базального слоя и базальная мембрана не деформируются, так как происходит сглаживание сосочкового слоя дермы, который так же после снятия нагрузки возвращается в первоначальное состояние.
Сосуды, как наименее прочная структура, на растяжение реагируют разрывом, происходит излитие крови, что проявляется кровоподтеком. Размер кровоподтека намного (в десятки раз) может превышать размеры контактировавшего участка зуба, как правило, это острие.
а) Ссадины в проекции кровоподтека без дефекта эпидермиса, т.н. «штамп-ссадины» формируются при более сильном, чем при формировании кровоподтека, травматическом воздействии, в результате чего происходит еще большее уплотнение и расхождение клеток рогового и зернистого слоев. При этом клетки зернистого слоя испытывают большее растяжение, чем рогового, так как более удалены от зоны контакта и, так же как и клетки рогового слоя не имеют прочной связи друг с другом. Клетки шиповатого слоя более устойчивы к нагрузке по сравнению с вышележащими, поэтому на границе зернистого и шиповатого слоев и в собственно зернистом слое образуются горизонтальные щели, которые заполняются проникающей межклеточной тканевой жидкостью, циркулирующей в основном в межклеточных каналах шиповатого слоя. Эта жидкость проникает в межклеточные пространства вышележащего рогового слоя, пропитывает его и высыхает, образуя плотную структуру. При этом корочка, как таковая в привычном смысле, не образуется. Этому препятствует более плотная и однородная структура кератинового слоя и преобладание скорости высыхания над пропитыванием, жидкость на поверхность эпидермиса не выступает. Межтканевая жидкость, при подсыхании, имеет желтоватый цвет, а при проникновении в нее форменных элементов крови из ранее разрушенных и раздавленных сосудов окраска изменяется. На фоне багрового или синюшно-багрового цвета кровоподтека штамп-ссадина приобретает коричневый или почти черный цвет. Сосочковый слой дермы в момент давления распрямлен, клетки базального слоя и базальная мембрана находятся в максимально напряженном состоянии. При снятии давления сосочковый слой возвращается в исходное положение.
Размер ссадины в проекции кровоподтека в несколько (2–5) раз превышает размеры контактного участка зуба (острия), что связано с воздействием на ткани и боковых стенок зоны острия.
б) Осаднение (ссадина, дефект эпидермиса) образуется в результате механического удаления различных слоев эпидермиса на различную глубину, но до базальной мембраны. Однако, ввиду наличия сосочков кожи, при воздействии травмирующего агента в большинстве случаев происходит повреждение базального слоя и базальной мембраны в области их вершин, и тогда в просвет дефекта из поврежденных сосудов сосочковой капиллярной сети точечно выделяется большее или меньшее количество крови. Как и в вышеописанном случае, без примеси крови межтканевая жидкость при высыхании дает корочку желтого цвета, а в смеси с кровью – коричневую. В состав корочки так же входят механически отделенные и не отделенные клетки шиповатого слоя из глубин сосочков, это обеспечивает ее плотную фиксацию к дну повреждения.
Немаловажную роль в образовании ссадин играет наличие одежды, которая увеличивает площадь контактной поверхности острия зуба, а так же делает его шероховатым. Удаленные частицы эпидермиса, как правило, в виде пластов, остаются на прилежащей поверхности материала.
Ссадина от контакта с острием зуба при статическом воздействии имеет округлую или овальную форму, а при динамическом – протяженную линейную или волнистую форму и ширину, сопоставимую с шириной взаимодействовавшей контактной поверхности зуба.
в) Ссадина-царапина. В механизме образования данного вида повреждения кожного покрова основную роль играет факт проникновения острого агента, которым может являться зуб мелкого животного, края отлома зуба, на глубину до сосочков кожи и движение его вдоль поверхности с периодическим собиранием складок кожи и их разрывом или перескакиванием через них. При этом образуются треугольные разрывы эпидермиса или прерывистые ссадины. При проникновении острия до базальной мембраны выделяется экссудат желтого цвета, состоящий из межклеточной тканевой жидкости, при повреждении базальной мембраны в области верхушек сосочков дермы к экссудату примешивается кровь, а корочка при высыхании приобретает коричневый цвет.
Ширина ссадины-царапины, без учета ширины корочки, сопоставима с размером действовавшего острия травмирующего предмета.
При воздействии зуба с большим высотным размером, например, клыка, два противолежащих от точки вкола надрыва переходят в разрыв кожи, который характеризуется отсутствием осаднения; волнистым краем; переменной скошенностью стенок; закругленными концами; в стенках пучки волокон расслоены, а в концах вытянуты и в виде мостиков перекидываются от стенки к стенке (это хорошо видно при раздвижении краев). Концы переходят в надрывы эпидермиса. Раневой канал, как правило, превышает длину погруженной части клыка и имеет кровоподтечные стенки. Все эти признаки характеризуют т.н. глубокие раны. Морфологическая картина глубоких ран так же зависит от толщины кожного покрова. При повреждении кожи спины, задней поверхности шеи, плеча, бедра рана имеет форму, приближающуюся к звездчатой. При повреждении тонкой кожи, например боковой и передней поверхностей шеи, рана при статическом действии клыка в большинстве случаев имеет линейную форму. Рана от динамического воздействия так же, как и от комбинированного характеризуется разрывом, отходящим от точки вкола в направлении движения зуба. Отличие этих ран заключается в протяженном осаднении от скольжения острия зуба, идущем к тупому концу с противоположной разрыву стороны. Образование разрыва обусловлено наличием лингвального ребра зуба (клыка). Образование такого же разрыва от действия «плотоядных» зубов обусловлено наличием переднего и заднего ребер, выраженных бугорков зуба.
Таким образом, воздействие зубов на кожный покров имеет свои особенности, что отображается в морфологической картине формируемых ими повреждений.