Вы здесь

Основные тенденции правовых конфликтов в стоматологической практике


Publication in electronic media: 05.04.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/942
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и медицинского права. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора В.О. Плаксина – Москва 2011

Кафедра судебной медицины и медицинского права ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России, г. Москва

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста конфликтов в стоматологической практике, основным способом разрешения которых подчас становится судебное разбирательство. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: происходящие в современной России процессы обновления и совершенствования законодательства, регулирующего сферу здравоохранения; укрепление и развитие принципов законности; возрастание роли субъективного фактора в процессе оказания медицинской услуги, с которым связано все более широкое участие населения; наличие значительного объема прав у людей, обратившихся за медицинской помощью (права гражданина РФ, пациента, потребителя, застрахованного лица); изменением самой правовой природы отношений; быстрое развитие медицинской науки и техники и внедрение в практику новых технологий и способов лечения и др.

Кроме экономических потерь, возникающих при конфликтах в сфере медицинского обслуживания, нельзя игнорировать кадровые, моральные издержки, которые несут обе стороны, что в конечном итоге ведет к удорожанию и снижению качества медицинской помощи.

Нами выборочно проанализированы заключения комплексных судебно-медицинских экспертиз, проведенных в период 2008-2011гг. по гражданским искам пациентов на некачественное оказание терапевтических (30 случаев), ортопедических (30 случаев) и хирургических (5) стоматологических услуг. В большинстве случаев требования истцов были направлены на возмещение ущерба (78 % случаев), компенсации морального вреда (84 %), причинении вреда здоровью (35 %), расторжении договора оказания платных медицинских услуг (3 %) и др., обусловленные, по мнению пациентов, ненадлежащим исполнением врачами своих профессиональных обязанностей, дефектами оказания стоматологической помощи, невыполнением условий договора. В ряде случаев поводом для ис-

ковых заявлений служило невнимательное, а подчас грубое отношение к пациенту, а также недостаточное разъяснение возможных осложнений и правил эксплуатации результатов работы врача-стоматолога.

Нами выделены наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся правовой сферы оказания стоматологических услуг:

  • причинение вреда здоровью вследствие некачественной оказанной медицинской помощи (услуги),
  • правомерность отказа пациента от плана лечения или отдельного его этапа;
  • правомерность отказа врача от требований пациента, не имеющих, по мнению врача, оснований и целесообразности проведения того или иного метода лечения и влияние подобных отказов на исход лечения;
  • сроки проводимого лечения и сроки эксплуатации произведенных работ (пломб, коронок, протезов и т. д.);
  • информационное поле приобретения услуги (информированное добровольное согласие, информирование пациента о диагностических, лечебных мероприятиях, эксплуатационных свойствах приобретенных товаров и услуг и др.);
  • исполнение условий договора на оказание стоматологической услуги;
  • соблюдение прав пациентов.

Проведенный анализ позволил условно выделить несколько групп оснований правовых конфликтов.

  1. Непосредственное нарушение и несоблюдение прав самостоятельных субъектов правоотношений по оказанию стоматологической помощи (услуги):граждан РФ, пациентов, потребителей при оказании платной медицинской услуги, застрахованного лица (по ОМС и ДМС).
  2. Нарушение и несоблюдение основных положений нормативноправовых актов, регламентирующих оказание услуг, в данном случае медицинских.
  3. Опосредованно, несоблюдение основ деонтологии и биоэтики, влекущее за собой развитие правового конфликта.

Каким бы ни было основание конфликта в медицинской практике, надо понимать, что подобная ситуация в любом случае несет деструктивный характер. Если целью конфликта является предъявление претензии и жалоба возникает по существу вопроса, то участники конфликта, грамотные, конструктивно настроенные личности, удовлетворяют претензии по возмещению ущерба на основе взаимной договоренности. В случае несогласия сторон конфликт выносится на рассмотрение конфликтных комиссий различного уровня вплоть до судебных инстанций.