Кафедра судебной медицины и медицинского права ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России, г. Москва
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста конфликтов в стоматологической практике, основным способом разрешения которых подчас становится судебное разбирательство. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: происходящие в современной России процессы обновления и совершенствования законодательства, регулирующего сферу здравоохранения; укрепление и развитие принципов законности; возрастание роли субъективного фактора в процессе оказания медицинской услуги, с которым связано все более широкое участие населения; наличие значительного объема прав у людей, обратившихся за медицинской помощью (права гражданина РФ, пациента, потребителя, застрахованного лица); изменением самой правовой природы отношений; быстрое развитие медицинской науки и техники и внедрение в практику новых технологий и способов лечения и др.
Кроме экономических потерь, возникающих при конфликтах в сфере медицинского обслуживания, нельзя игнорировать кадровые, моральные издержки, которые несут обе стороны, что в конечном итоге ведет к удорожанию и снижению качества медицинской помощи.
Нами выборочно проанализированы заключения комплексных судебно-медицинских экспертиз, проведенных в период 2008-2011гг. по гражданским искам пациентов на некачественное оказание терапевтических (30 случаев), ортопедических (30 случаев) и хирургических (5) стоматологических услуг. В большинстве случаев требования истцов были направлены на возмещение ущерба (78 % случаев), компенсации морального вреда (84 %), причинении вреда здоровью (35 %), расторжении договора оказания платных медицинских услуг (3 %) и др., обусловленные, по мнению пациентов, ненадлежащим исполнением врачами своих профессиональных обязанностей, дефектами оказания стоматологической помощи, невыполнением условий договора. В ряде случаев поводом для ис-
ковых заявлений служило невнимательное, а подчас грубое отношение к пациенту, а также недостаточное разъяснение возможных осложнений и правил эксплуатации результатов работы врача-стоматолога.
Нами выделены наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся правовой сферы оказания стоматологических услуг:
Проведенный анализ позволил условно выделить несколько групп оснований правовых конфликтов.
Каким бы ни было основание конфликта в медицинской практике, надо понимать, что подобная ситуация в любом случае несет деструктивный характер. Если целью конфликта является предъявление претензии и жалоба возникает по существу вопроса, то участники конфликта, грамотные, конструктивно настроенные личности, удовлетворяют претензии по возмещению ущерба на основе взаимной договоренности. В случае несогласия сторон конфликт выносится на рассмотрение конфликтных комиссий различного уровня вплоть до судебных инстанций.