Вы здесь

Использование знаний в области судебной медицины в оперативнорозыскной деятельности: проблемы и перспективы


Publication in electronic media: 06.04.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/951
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и медицинского права. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора В.О. Плаксина – Москва 2011

Кафедра судебной медицины л/ф ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России, г. Москва

Использование судебно-медицинских знаний в оперативно-розыскной деятельности связано с выполнением ее основных задач, к которым, согласно ст. 2 Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (Далее – ФЗ об ОРД), относятся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Возможности использования знаний в области судебной медицины в оперативно-розыскной деятельности предопределяются самим содержанием предмета судебной медицины (М.И. Авдеев, С.С. Самищенко и др.). Поводами для обращения к судебно-медицинским знаниям традиционно являются расстройство здоровья и смерть от воздействия различных факторов внешней среды. Это связано с необходимостью проведения судебно-медицинских исследований: живых лиц по поводу не смертельных повреждений, полового состояния, тождества личности и т. п.; трупов, включая установление времени и причин смерти; вещественных доказательств биологического происхождения; материалов следственных и судебных дел; а также проведение исследований по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинского персонала.

Оперативно-розыскная деятельность проводится по определенным основаниям, они многообразны, и лишь некоторые из возможных ситуаций таковы, что требуют участия специалиста в области судебной медицины.

Очевидно, что задача специалистов в области судебной медицины состоит в оказании помощи оперативным сотрудникам в тех случаях, когда требуется: исследовать материальные объекты и документы с использованием специальных медицинских знаний с целью получения оперативной ин-формации; проанализировать имеющуюся информацию с использованием зна-ний в области медицины; оказать техническую помощь в работе с объектами биологического происхождения; проконсультировать о возможных методах исследования и т. п. Однако правовых основ такой деятельности практически нет.

В правовом поле ФЗ об ОРД существует только одно лицо, обладающее специальными знаниями – специалист, привлекаемый для участия исключительно в оперативно-розыскных мероприятиях (ст. 6 ФЗ об ОРД). УПК РФ регламентирует только процессуальные формы деятельности и не распространяет свое влияние на регулирование использования специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, лицо, привлекаемое в качестве специалиста при проведении оперативнорозыскных мероприятий, не является специалистом с точки зрения уголовного судопроизводства. ФЗ об ОРД не предусматривает ответственность специалиста и, следовательно, он не несет никакой, ни уголовной, ни административной ответственности за свои действия, включая заведомо ложные заключения. Помимо указанных пробелов законодательства, уже сейчас, даже исходя из сугубо теоретических размышлений, приведенных выше, очевидно, что есть формы участия специалистов медиков в решении задач оперативно-розыскной деятельности, выходящие за пределы декларированной в ФЗ об ОРД формы. Например, консультационная помощь оперативным сотрудникам специалиста в области судебной медицины. Таким образом, получается, что законодатель разрешил привлекать специалиста в области судебной медицины для решения задач оперативно-розыскной деятельности, но абсолютно не регламентировал его деятельность, также как и не учел уже существующих иных форм использования специальных медицинских знаний для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

На фоне этого поражает тот факт, что ни один внутриведомственный нормативный правовой акт, регламентирующий в настоящее время деятельность специалистов в области судебной медицины, даже не предполагает возможности участия судебного медика в оперативно-розыскной деятельности, в том числе и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В целом анализ нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, показывает, что специалист в области судебной медицины должен выполнять поручения оперативно-розыскных подразделений, данные в письменном виде. Форма такого обращения не установлена, но в ней целесообразно указать цель привлечения специалиста, конкретные задачи и другую информацию в пределах необходимых для эффективного участия специалиста. Как правило, после проведения мероприятия специалист составляет справку.

Как справедливо упоминается в учебной литературе (С.С. Самищенко, 1998), справка судебного медика, выполненная в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия, устанавливающая важные фактические данные по делу, может быть приобщена следователем к уголовному делу в порядке, предусмотренном для такого вида доказательств, как «иные документы» (ст. 73 УПК РФ). Если судебный медик не оформляет своего отдельного документа, то полученные им при участии в оперативнорозыскном мероприятии существенные данные могут быть включены в справку, составляемую оперативными сотрудниками по итогам мероприятия, которую они могут подписать совместно.

Особой формой является консультационная помощь специалиста, например, по разъяснению возможностей судебной медицины, новым методам и др. Однако большая часть действий, которые в научной литературе относятся именно к такой форме, реально можно отнести к оперативно-розыскному мероприятию «исследование предметов и документов». Истинно консультационная помощь не может основываться на проведении исследований, она подразумевает лишь справочную деятельность.

Например, распространенные на практике обращения оперативных сотрудников к судебным медикам за разъяснением вопросов о том, могло ли убийство быть совершено в иное время, чем указано в заключении эксперта, как мог быть нанесен удар, разрешаются специалистами только при предоставлении для исследования материалов уголовных и оперативных дел.

Более сложный вариант привлечения специалиста в области судебной медицины, но также полностью укладывающийся в традиционные схемы проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как «исследование предметов и документов», представлен в современной методике составления психолого-криминалистического портрета преступника (Исаева Л.М., Нестерова В.В., Прокофьев О.И., 2009). В отличие от стандартных методик, существовавших в советский период, авторы считают необходимым для составления такого портрета привлечение специалиста в области судебной медицины. При этом его задача сводится к анализу и систематизации результатов исследований и экспертиз, проведенных иными специалистами в области судебной медицины. Это направление, применения знаний судебной медицины, является перспективным и в настоящее время используется органами внутренних дел.

Однако в этом случае мы сталкиваемся с работой судебного медика не в сфере уголовного судопроизводства, а в сфере оперативно-розыскной деятельности. Данное правовое поле не характерно для привлечения знаний судебного медика. Оно требует разработку внутриведомственных нормативных правовых основ регламентации деятельности специалистов в области судебной медицины именно в правовом поле оперативно-розыскной деятельности, а также разработку самих организационных форм их привлечения и оплаты труда.

Это направление применения знаний судебной медицины является очень перспективным. Так, французские эксперты считают, что при создании подразделения, занимающегося установлением психологического облика преступника, следует укомплектовать его высококвалифицированными специалистами разного профиля, включающего в себя криминалиста, судебно-медицинского эксперта, психолога, психиатра. Этого же взгляда придерживаются и российские ученые.

Таким образом, формы использования специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности постоянно усложняются. Сложившаяся практика их использования и особенности законодательного регулирования этого вида деятельности, выявленные в данной работе, демонстрируют необходимость принятия внутриведомственного нормативного правового акта, регламентирующего деятельность специалистов в области судебной медицины.