Кафедра уголовного процесса и криминалистики Самарского Государственного Университета
Правовое регулирование участия иностранных граждан в российском уголовном процессе – сфера на сегодня весьма проблемная.
Прежде всего, в российском законодательстве и научной литературе можно выделить две основные тенденции в отношении иностранных граждан вообще. С одной стороны, вопросы, связанные с ними до сих пор, как 50-60 лет назад, не принято считать актуальными, несмотря на то, сегодня число иностранных граждан, проживающих в нашей стране, неуклонно растёт, а законодательство, в том числе уголовно-процессуальное, об иностранных гражданах не претерпевало существенных изменений. Результатом становится отсутствие в УПК и иных нормативных актах основным понятий и норм, закрепляющих права и обязанности иностранных граждан. Следует отметить, что описанная тенденция не характерна для зарубежных государств и норм международного права. Во всём мире законодательство об иностранных гражданах – наиболее динамично развивающаяся сфера – как отражение мировой тенденции к глобализации.
С другой стороны, обывательские представления, что всё иностранное – есть нечто особое, лучшее, чем «наше», и требует особого, лучшего отношения, нашли своё отражение даже в законодательстве.
Обе названные тенденции представляются недопустимыми для законодательства правового демократического государства и продиктованы не практической необходимостью и не принципами российской правовой системы, а исключительно стереотипами в массовом сознании.
Ярким примером описанных тенденций является законодательная регламентация процедуры экспертизы трупа иностранного гражданина.
Пример выбран не случайно. Казалось бы, его с трудом можно назвать формой участия иностранного гражданина в уголовном процессе. Однако, именно здесь, в силу специфики предмета, ярче всего прослеживаются те тенденции, которые существуют в отношении иностранных граждан в отечественном законодательстве.
Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 200 УПК РФ, комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы.
В ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»1установлено:
«Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.
Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения». Ни УПК, ни ФЗ не отвечает на вопрос, в каких именно случаях проводится комиссионная экспертиза.
Обращаясь к подзаконным актам, мы находим Приказ Министра здравоохранения СССР от 04.07.1980 г. № 702 «О деятельности судебно-медицинской и патологоанатомической служб в период проведения XXII Олимпийских игр в г. Москве» 2, которым была утверждена Инструкция о порядке производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупов иностранных граждан. В п. 6 указанной Инструкции определено:
«Судебно-медицинская экспертиза (исследование) трупа иностранного гражданина производится двумя экспертами. При проведении экспертизы (исследования) вправе присутствовать следователь; о времени начала экспертизы (исследования) он извещается экспертами.
Присутствие представителя посольства (консульства) при экспертизе (исследовании) трупа иностранного гражданина возможно только с разрешения следователя.
Примечание: При наличии в районе одного судебно-медицинского эксперта и невозможности направления в этот район второго судебно-медицинского эксперта во вскрытии участвует врач центральной районной больницы, выделенный для этой цели главным врачом больницы».
Понятно, что действие Инструкции о порядке производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупов иностранных граждан было ограничено во времени периодом проведения XXII Олимпийских игр в нашей стране. Однако, в этом документе впервые появляется норма о том, что экспертиза трупа иностранного гражданина должна проводиться в ином порядке, нежели гражданина нашей страны.
После окончания XXII Олимпийских игр Министерство здравоохранения СССР не утверждало какого-либо специального нормативно-правового акта, столь детально регламентирующего экспертизу трупов иностранных граждан, как отмеченная выше Инструкция. Но положения о комиссионном характере экспертизы трупов иностранных граждан двумя и более судебно-медицинскими экспертами содержались в правилах судебно-медицинской экспертизы трупа.
Так, в п. 1.11 Правил судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденных приказом Минздрава СССР от 9 июля 1991 г. № 1823, указано: «Судебно-медицинская экспертиза трупа производится, как правило, одним судебно-медицинским экспертом.
В отдельных случаях (сложность или большой объем экспертного исследования трупа либо отдельных его частей; экспертиза трупа иностранного гражданина; первичная экспертиза эксгумированного, ранее не вскрытого трупа; повторная экспертиза трупа и др.) судебно-медицинская экспертиза может производиться двумя и более судебно-медицинскими экспертами».
В дальнейшем, эта норма была продублирована в п. 1.9 Правил судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ 10 декабря 1996 г. № 4074: «Судебно-медицинская экспертиза трупа производится, как правило, одним экспертом; в отдельных случаях (сложность и большой объем экспертного исследования, экспертиза трупа иностранного гражданина, экспертиза эксгумированного трупа, повторная экспертиза трупа) – двумя и более судебно-медицинскими экспертами».
До настоящего времени вопрос об экспертизе трупа иностранного гражданина на уровне закона никак не разрешён, т.к. отсутствуют законодательные нормы, регламентирующие, в каких случаях экспертиза трупа должна быть комиссионной, а в каких – проводиться врачом единолично.
Международное сообщество нашло для себя ответ на этот вопрос в Судебно-медицинских правилах вскрытия трупа, принятых Комитетом Министров Совета Европы5 , где содержится положение о том, что судебно-медицинское исследование (вскрытие) трупа рекомендуется проводить двумя врачами, один из которых обязательно должен быть специалистом в области судебно-медицинской экспертизы (сертифицирован в судебной патологии).
Закрепление аналогичной нормы на уровне национального законодательства зарубежных государств можно проиллюстрировать примером Уголовно-процессуального кодекса ФРГ6.
В ч. 2 § 87 Кодекса указано: «Вскрытие трупа производят два врача. Один из них должен быть судебным врачом или руководителем государственного судебно-медицинского или патологоанотомического института либо уполномоченным врачом института, обладающим познаниями в судебной медицине. Врачу, который непо¬средственно лечил умершего от болезни, повлекшей смерть, вскрытие трупа не должно поручаться. Однако он может по¬требовать своего присутствия при вскрытии трупа, чтобы сделать соответствующие выводы из истории болезни. Чиновники из прокуратуры могут принимать участие при вскрытии трупа. По ходатайству прокуратуры вскрытие трупа производится в присутствии судьи».
Проанализировав правовую регламентацию экспертизы трупа иностранного гражданина, можно сделать вывод, что перед нами – не только вопрос о том, как именно должны выполняться отдельные операции (экспертиза) в рамках единой процедуры (уголовный процесс), но и о том, должно ли отличаться отношение государства к гражданину – живому или умершему – исключительно по критерию гражданства. Очевидно, что коллегиальная экспертиза считается более предпочтительной, в большей степени гарантирующей качество и законность её проведения. Зарубежные и международные нормативные акты, цитаты из которых были приведены выше, требуют коллегиальности для любой экспертизы трупа. В то же время, российское законодательство предусматривает её лишь в отдельных случаях, по решению следователя и руководителя экспертного учреждения (ст. 200 УКП РФ). Таким образом, предлагая внести в УПК РФ и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и сделать экспертизу трупа коллегиальной, проводимой не менее чем двумя экспертами, мы видим цель этого предложения не только в прекращении дискуссий о том, в каких именно случаях экспертиза трупа должна быть коллегиальной, но и реализации соответствующего права всех граждан, находящихся на территории нашей страны в равной степени и в соответствии с международными стандартами.