Кафедра медицинского права и биоэтики Самарского государственного университета
В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ) заслуживает внимания рассмотрение следующих вопросов юридического статуса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, в частности, медицинского ВУЗа:
Можно утверждать, что Федеральный закон № 83-ФЗ вносит существенные изменение в классическое понимание правового статуса государственных и муниципальных учреждений.
Согласно пп. «б» п. 3 ст. 5 Федерального закона № 83-ФЗ абз. 3 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК) изложен в следующей редакции:
«Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом».
В соответствии с п. 21 ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК) изложена в новой редакции, в частности, в п. 1 данной статьи определено: «Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом».
В п. 2 ст. 161 БК указано: «Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы».
На основании п. 5 ст. 6 Федерального закона № 83-ФЗ Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дополнен ст. 9.2 «Бюджетное учреждение», в абз. 1 п. 6 который установлено: «Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации».
В соответствии с п. 14 ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ в п. 1 ст. 78.1 БК, в частности, установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Таким образом, можно констатировать, что первый «классический» признак учреждения – полное или частичное финансирование учреждения собственником его имущества – на уровне ГК определен исключительно для частного учреждения. Федеральный закон № 83-ФЗ сохраняет данный признак лишь для казенных государственных (муниципальный) учреждений, финансирование которых будет осуществляться на основании бюджетной сметы. Указанный признак претерпевает существенное видоизменение для бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых в силу Федерального закона № 83-ФЗ будет осуществляться за счет субсидий.
Федеральный закон № 83-ФЗ не препятствует осуществлению всеми тремя типами государственных (муниципальных) учреждений
Так, согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона № 83-ФЗ ст. 298 ГК изложена в новой редакции. В абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК определено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
В силу абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.
Денежные средства, получаемые от приносящую доходы деятельность, поступают на разные счета.
В соответствии с пп «б» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 83-ФЗ ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» изложена в следующей редакции: «Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
В п. 2 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ установлено, что лицевые счета, открываемые федеральным бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством
В п. 21 ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ изложена новая редакция ст. 161 БК, в п. 4 которой указано: «Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом».
Следовательно, доходы бюджетного и автономного учреждения от приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, подобные доходы казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом соответствующие денежные средства поступают на счета автономного учреждения, которые могут быть открыты как в кредитных организациях, так и в территориальных органах Федерального казначейства. Бюджетным учреждениям открываются счета в территориальных органах Федерального казначейства. Через лицевые счета казенных учреждений, открытых в соответствии с БК, средства от приносящей доход деятельности поступают в бюджет.
Согласно теории гражданского права и соответствующей правоприменительной практике субсидиарная ответственность собственника имущества – это «классический» признак учреждения. Данный признак Федеральный закон № 83-ФЗ сохраняет лишь за частными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с пп. «в» п. 3 ст. 5 Федерального закона № 83-ФЗ абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК имеет следующую редакцию: «Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества».
На основании пп «д» п. 3 ст. 5 Федерального закона № 83-ФЗ п. 2 ст. 120 ГК дополнен абзацем следующего содержания: «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».
На основании ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Итак, если говорить о государственных (муниципальных) учреждениях, что признак субсидиарной ответственности собственника имущества сохраняется только у казенного учреждения.
Главным признаком, позволяющим дифференцировать правовой статус бюджетного и автономного учреждения, безусловно, является распространение (не распространение) действия Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на бюджетное и не распространение на автономное учреждение.
Дынный вывод с очевидностью следует из анализа текста Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно пп. «а» п. 3 ст. 21 Федерального закона № 83-ФЗ ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» изложена в следующей редакции:
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков».
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о правоспособности ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения.
Основные признаки различных типов государственных образовательных учреждений
тип учреждения | Финансовое обеспечение деятельности | Поступление денежных средств от приносящий доход деятельности | Субсидиарная ответственность собственника имущества | Федеральный закон № 94-ФЗ | Руководитель (Ректор) |
автономные | Финансовое обеспечение выполнения гос. задания в виде субсидий | На счета учреждения, в самостоятельное распоряжение | Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам учреждения | Не распространяется | Назначается |
бюджетные | Финансовое обеспечение выполнения гос. задания в виде субсидий | На казначейские счета учреждения, в самостоятельное распоряжение | Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам учреждения | Распространяется | Избирается |
казенные | Бюджетная смета | На казначейские счета учреждения, в бюджет | Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения | Распространяется | - |
На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, муниципального района, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся: назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним.
Таким образом, при изменении статуса бюджетного государственного или муниципального высшего учебного заведения на статус автономного учреждения следует иметь в виду коллизию двух федеральных законов в аспекте правоспособности ректора: выборы в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и назначение в силу Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
На основании вышеизложенного можно представить основные признаки различных типов государственных образовательных учреждений (см. таблицу).