Вы здесь

Опыт применения дерматоглифического метода в историкоархеологическом исследовании


Publication in electronic media: 19.06.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/1025
Publication in print media: Актуальные вопросы медико-криминалистической экспертизы: современное состояние и перспективы развития. Материалы науч.-прак. конф., посв. 50-летию МКО БСМЭ Моск. обл., Москва 2013

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург;
СПб ГБУЗ «БСМЭ», г. С-Петербург; Институт археологии РАН, Москва

Дерматоглифический метод исследования в последние годы получил широкую известность как универсальный метод оценки индивидуальных и групповых свойств человеческого организма [1 ‒ 3]. Основным направлением практического использования дерматоглифики являются судебная медицина и криминалистика. Ниже приводится пример сравнительно редкого применения данного метода в историко-археологическом антропологическом исследовании.

Для специального изучения были представлены изготовленные с помощью безусадочной слепочной пасты «Speedex light body» (Switzerland) полимерные слепки с внутренней поверхности 15 небольших фрагментов ямочно-гребенчатой керамики (рис.), происходящих от разных сосудов, из раскопок неолитических стоянок Берендеево I и Ивановское III в Переславском районе Ярославской области (раскопки Ю.Б. Цетлина, 1979 и 1981 гг.). Археологов интересовали ответы на следующие вопросы: возможно ли по этим слепкам, фиксирующим следы-отпечатки пальцев рук древних гончаров, изготавливавших эти сосуды, выяснить их расовую принадлежность, пол, возраст и индивидуальные особенности.

Рис. 1. Общий вид одного из фрагментов ямочно-гребенчатой керамики

Историческая справка

На территории Верхнего Поволжья в эпоху развитого неолита (IVIII тыс. до н.э.) было распространено население так называемой культуры с ямочно-гребенчатой керамикой [4]. Наиболее яркой отличительной чертой этого населения была глиняная посуда, покрытая сплошным ямочным и гребенчатым орнаментом (Рис.1) Сосуды имели полусферическую или яйцевидную форму и достигали объема 50-70 л. Несмотря на такие размеры, стенки сосудов были толщиной 7-10 мм. Глубокий ямочный орнамент, наносившийся заостренным стержнем, вел к образованию на внутренней поверхности сосудов небольших выпуклых полусфер, на которых оставались отпечатки пальцев гончара, которыми он поддерживал изнутри стенки сосуда во время нанесения орнамента. Именно эти отпечатки (точнее, изготовленные с них слепки) и стали объектом нашего исследования.

В результате проведенного исследования установлено, что на представленных слепках имеются отображения частично сохранившихся следов-отпечатков. Определяется их сходство по форме, размеру и рельефу. Оно заключается в примерно одинаковой толщине валиков и бороздок между ними, в одинаковой глубине бороздок, в одинаковой форме валиков (дугообразные либо петлеобразные линии с одинаковой степенью кривизны) на каждом из объектов, в их сходной ориентации (для большинства «образований»). В целом рельеф характерен для папиллярного узора дистальных (ногтевых) фаланг пальцев рук человека. Следообразование происходило в результате нажима с примерно одинаковой силой давления; в ряде случаев – в результате нескольких воздействий (имеются следы-наслоения). В большинстве следов отобразилась та часть ногтевой фаланги, которая ближе к ногтю, однако на некоторых отобразилась и центральная часть пальцевой подушечки, отображающая тип папиллярного узора. На самом маленьком объекте № 8 определяется дуговой тип узора (причем, в различных участках дуговые узоры отличаются между собой по деталям папиллярных линий, что указывает на их принадлежность разным пальцам). Вероятно дуговой узор присутствует и на объекте № 10. На объектах № 1, № 2, № 3, № 7, № 11, № 12 и № 14 возможен как петлевой, так и завитковый тип узора. На остальных фрагментах тип узора невозможно определить, т.к. присутствуют «подногтевые» дугообразные элементы, которые могут быть частью и дугового, и петлевого, и завиткового узоров. Частные признаки, которые бы позволили установить тождественность следов-отпечатков, не определяются.

Дуговой тип узора (в рассматриваемом случае наиболее информативный) характерен для представителей европеоидной и негроидной расы и, как известно, не встречается у монголоидов [1]. Учитывая, крайне низкую вероятность того, что следы оставлены представителем негроидной расы (на территории Верхнего Поволжья), можно утверждать, что мастер, изготовивший сосуд, от которого происходит фрагмент № 8, был европеоидом, а № 10 – вероятнее всего был европеоидом. В отношении остальных объектов мастера могли быть как европеоидами, так и монголоидами (не исключается и смешенная раса).

Плотность расположения валиков (папиллярных линий) составляет от 8 – 9 до 11 – 12 единиц на 0,5 см, при этом: 8 – 9 – на объектах № 14 и № 15; 9 – на объектах № 4 и № 5; 9 – 10 – на объекте № 6; 11 – 12 – на объекте № 8; 10 единиц – на остальных объектах. Учитывая полную (воздушную и огневую) усадку керамики в процессе ее изготовления, равную в данном случае примерно 7 – 8% [4], фактическую плотность валиков следует считать ориентировочно на 1 единицу меньше (т.е. первоначально следы-отпечатки были несколько большего размера).

Учитывая невысокую, а порой даже низкую плотность валиков (меньше 8-9), наиболее вероятно, что на исследованных фрагментах (исключая фрагмент № 8) следы пальцев рук оставлены лицами мужского пола. На фрагменте № 8 следы вероятнее всего оставлены лицом женского пола – на нем отобразились дуговые узоры, причем разные, что свидетельствует о том, что у человека дуговой тип узора был преобладающим, а это, как известно, характерно для женщин [1, 2]; здесь же самая высокая плотность валиков из всех представленных фрагментов (с учетом усадки, около 10 – 11).

Во всех оттисках не определяются следы мелких складок и морщинок кожи. Из этого следует, что, вероятнее всего, пальцевые узоры не принадлежали лицам пожилого или старческого возраста; вместе с тем, учитывая в целом невысокую плотность валиков (папиллярных линий), они не принадлежали и лицам детского возраста [1]. Наиболее вероятен молодой и средний возраст гончаров.

Какие-либо индивидуальные особенности (следы врожденных заболеваний, последствия травм, признаки, связанные с профессиональной деятельностью и т.п.) на представленных объектах не отобразились.

В целом в результате применения объективного метода исследования, каким является дерматоглифика, удалось ответить на ряд важных вопросов о расовой принадлежности, поле и возрасте неолитических гончаров, изготавливавших посуду с ямочно-гребенчатой орнаментацией и обитавших на территории Верхнего Поволжья.

Список литературы

  1. Божченко А.П. Судебно-медицинская оценка дерматоглифических признаков пальцев рук в идентификации личности: Автореф. дис. … докт. мед. наук. – СПб., 2009. – 44 с.
  2. Звягин В.Н. Использование метода дерматоглифики в прогнозировании некоторых антропометрических показателей человека: Информационное письмо / В.Н.Звягин, Е.С. Мазур / М.: РИО ФГУ РЦСМЭ МЗиСР России, 2009. – 24 с.
  3. Фандеева О.М. Структурная организация папиллярных узоров пальцев и их особенности в семейных группах: Автореф. дис. … докт. мед. наук. – СПб., 2010. – 29 с.
  4. Цетлин Ю.Б. Неолит Центра Русской равнины. Орнаментация керамики и методика периодизации культур / Ю.Б. Цетлин. – Тула: Гриф и К., 2008. – 352 с.