Вы здесь

Применение метода логико-графического структурирования в преподавании судебной медицины


Publication in electronic media: 05.06.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/1016
Publication in print media: Актуальные вопросы медико-криминалистической экспертизы: современное состояние и перспективы развития. Материалы науч.-прак. конф., посв. 50-летию МКО БСМЭ Моск. обл., Москва 2013

Витебский государственный медицинский университет

Старайтесь упрощать не мысль, а изложение
А. Егидес [1]

Усовершенствование преподавания достигается не только трудами педагогов и ученых, но и психологов. В одном человеке редко сочетается глубокий ученый и талантливый педагог. Из-за плохого изложения ценный научный материал усваивается с трудом или вовсе не усваивается. Студент не должен зависеть от того, умеет ли хороший ученый хорошо преподавать свою дисциплину.

В представлении новой информации в ходе лекции или практического занятия значительную роль играют психологические вопросы. Метод логико-графического структурирования разработан доктором психологических наук А. Егидесом и подробно изложен в книге «Лабиринты мышления, или учеными не рождаются».[1] Приемы, предложенные авторами, направлены на то, чтобы обеспечить глубину и одновременно легкость преподнесения учащимся сложного учебного материала. В своей статье мы кратко описали методику представления информации в логикографической форме, которую мы используем в преподавании судебной медицины.

В основе метода логико-графического структурирования лежит использование схем. Схемы широко применяют в учебной литературе и при устном изложении научного материала (на таблицах и слайдах). Составление схемы — творческий процесс, каждый автор пользуется своим способом. Однако при составлении схем преподаватели, авторы учебников учитывают далеко не все психологические закономерности, влияющие на восприятие этих схем. Следует, однако, заметить, что даже в плохо сделанной схеме прослеживается зрительно схватываемая структура соотношения понятий, что совершенно отсутствует в обычном тексте.

Логико-графическая схема призвана обеспечить лучшее восприятие, понимание, запоминание и воспроизведение ее материала. В педагогической психологии большое внимание уделяется зрительному восприятию. В психологии восприятия существует такое понятие, как «гештальт» (нем. Gestalt – форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.[2] Согласно положениям гештальт-психологии, зрение объединяет отдельные элементы в целостные фигуры благодаря «умственному» гештальту (образу фигуры). Человек, используя такой умственный гештальт, выделяет из фона фигуру. Все остальное: другие фигуры, связующие линии, выноски, дополнительные элементы, пустоты воспринимаются только как фон.

Похожий процесс, согласно А. Егидесу, имеет место и при восприятии логико-графической схемы. Если гештальты недостаточно сильные, то схема как бы рассыпана: надо прослеживать с указкой фигуры-понятия (элементы) и связующие линии. И надо собирать все это мысленными усилиями в некое мыслимое, однако же невидное единство. В таком случае схема представляет для студента лишь дополнительное затруднение.


Рис. 1. Рамки позволяют не вчитываясь воспринимать расположенные рядом соседние понятия как разные

Слабая гештальтность — частая беда схематизации. Если же гештальты в схеме сильные, если они видятся, то они организуют и понимание, и запоминание, а также способствуют речевому воспроизведению мысли. При составлении схемы следует обеспечить «гештальтность» в целом и «гештальтность» каждого узла.[1]

Основной принцип составления логико-графической схемы — заключение каждого понятия в рамку (поскольку «фигура» должна выделяться из «фона»), причем в рамку следует заключать каждое понятие, из какого бы количества слов оно не состояло. Одна из функций рамки – позволить нашему сознанию воспринимать расположенные рядом соседние понятия как разные, даже не вчитываясь в них, например см Рис. 1.

Приемы логико-графического структурирования в данной статье мы рассмотрим на примере учебного вопроса «признаки, ориентирующие на возможное отравление при наружном осмотре трупа». В учебнике «Судебная медицина» под ред. В.Н. Крюкова, 1998 г., с. 347–348 приведен следующий текст:

«Ценную информацию дает осмотр трупа. Наиболее часто встречающимися признаками, ориентирующими на возможное отравление, являются:

  • желтушность кожного покрова и слизистых оболочек (при отравлении гемолитическими и гепатотропными ядами);
  • резко выраженное и быстро развивающееся мышечное окоченение (отравление стрихнином, циткутой, аконитом и др) либо, наоборот, его отсутствие или слабая выраженность, замедленное развитие (отравление бледной поганкой, хлоралгидратом, кокаином и др.);
  • красный (отравление оксидом углерода, цианидами, сероводородом) или серо-коричневый (метгемоглобинобразующие яды) цвет трупных пятен;
  • миоз (отравление наркотиками опиатной группы, фосфороорганическими соединениями, мухомором) или мидриаз (отравление веществами, обладающими атропиноподобным действием, никотином, анабазином) ….»

В этом фрагменте учебного материала можно выделить общее понятие «признаки, ориентирующие на возможное отравление». В общем понятии можно выделить следующие составные части: «Изменения кожи и слизистых оболочек», «Трупное окоченение», «Цвет трупных пятен», «Ширина зрачка» и т. д. Некоторые из этих составных частей также включают в себя несколько элементов, например, в понятии «мышечное окоченение» можно выделить два элемента: «резко выражено и быстро развивается» и «отсутствует, слабо выражено, медленно развивается»; в понятии «цвет трупных пятен» — «красный» и «серо-коричневый»; в понятии «ширина зрачка» — «миоз» и «мидриаз» и т.д. И, наконец, каждый признак необходимо пояснить примером конкретных ядов.

В схеме фигуры-понятия должны легко выделяться из фона. Один из факторов, влияющих на гештальтность, — форма рамок. Чаще всего авторы различных схем используют прямоугольные рамки. С целесообразностью этого нельзя согласиться. Если прямоугольников много, и темболее они расположены в ряд и плотно, то выделение каждой фигуры на глаз требует дополнительно аналитической работы (рис. 2).


Рис. 2. Использование в схеме прямоугольных рамок (пояснение в тексте)

Более приемлемая форма для рамок при систематизации овал. Контуры овала не сливаются с контурами другого овала, даже если они расположены рядом. Чем ближе овал к окружности, тем лучше он выделяется из фона. Вместе с тем, при работе на компьютере в овалы не всегда удается уложить текст, в прямоугольники он укладывается легче. Могут быть и другие причины предпочтения прямоугольников. При этом рекомендуется соблюсти следующие требования:

  • скруглить углы;
  • рассредоточить прямоугольники по полю страницы;
  • сместить по отношению к другим прямоугольникам так, чтобы разбить параллельность и мысленное продолжение одних линий в другие по горизонталям и вертикалям;
  • избегать использования слишком длинных прямоугольников.

Следует избегать конгруэнтности контуров фигур, поскольку нужную фигуру труднее выделить из фона, если ее линии слишком «запараллелены».

Эти приемы продемонстрированы на нашем варианте логико-графической схемы на рис. 3.


Рис. 3. Логико-графическая схема, отражающая признаки, ориентирующие на возможное отравление при наружном осмотре трупа (в соответствии с текстом из учебника под ред. В.Н. Крюкова, 1998 г., с. 347)

Основные понятия («кожа и слизистые», «трупное окоченение», «цвет трупных пятен» и т.д.) оформлены в прямоугольные рамки со скругленными углами. Эти фигуры рассредоточены по полю, ограниченному рамкой основного понятия («осмотр трупа»), выделены цветом и отличаются по размеру, что в комплексе обеспечивает их зрительное выделение из общего фона.

Нужную фигуру легче выделить из множества других фигур, если она отличается не только по очертаниям, но и по окраске, размерам, ориентации относительно других фигур.

Текст в замкнутых фигурах должен легко читаться. Он должен быть достаточно кратким. Необходимые большие текстовые пояснения, в том числе расшифровки сокращений, определения, пояснения, дополнительные сведения лучше расположить вне схемы (вокруг нее). Эти пояснения лучше оформлять в виде выносок. Выноску рекомендуется оформлять в паутинно-тонкой рамке за пределами зрительного пространства собственно схемы. Эта рамка и рамка фигуры-понятия соединяются паутинно-тонкой линией с заметными (но вместе с тем не жирными) точками на концах. Каждая связующая линия должна легко выделяться из фона. Если в схеме много фигур-понятий и много связующих линий, лучше всего применять линии со своеобразной плавно меняющейся кривизной, схватываемой глазом в ее отличии от своеобразной кривизны других линий. Этот прием также продемонстрирован на рис. 3: выноски с примерами конкретных ядов расположены за пределами основной рамки и соединены линиями со своеобразной кривизной с заметными точками на концах. Можно заметить, что некоторые линии пересекают другие фигуры. Эти линии мы делаем прямыми, что совершенно не нарушает ни «гештальтность» фигур-понятий, ни «гештальтность» связующих линий.

Фигуры-понятия целесообразно так организовать в рабочем поле страницы, чтобы были визуализированы логические соотношения между ними. Это обеспечивают с помощью разнообразных соотношений (взаимных расположений) замкнутых фигур, обрамляющих понятия. Обычно используют три варианта:

  1. Включение одной рамки в другую (для обозначения классификационного соотношения понятий, частей и целого);
  2. Внеположность рамок;
  3. Перекрест рамок.

При включении рамки в рамку целесообразно увеличить неконгруэнтность контуров рамок. Текст, который относится к большой рамке, следует поместить в расширении линии большой рамки или просто на линии большой рамки. Так, на рис. 3 в прямоугольную рамку «Кожа и слизистые» (равно как и другие рамки на этом рисунке) включены овальные рамки, обозначающие признаки «Желтушность», «Следы инъекций», «Гингивит, стоматит», «Ожоги». Текст «кожа и слизистые», который относится к большой рамке, помещен в расширении ее линии.

Для обозначения смысловых моментов, и для того чтобы лучше формировались образы из фигур-понятий и линий (гештальты), надо применять графические дополнения. На рис. 4 представлен вариант логико-графической схемы формирования трупных пятен (в соответствии с текстом учебника [3], с. 71-72: «После прекращения деятельности сердца некоторое время продолжается сокращение сосудов в артериальной системе, что приводит к переполнению кровью капилляров и мелких вен. Вследствие силы тяжести кровь опускается, пассивно расширяет нижележащие венозные кровеносные сосуды и начинает просвечивать через кожный покров, формируя трупные пятна… Участки кожи трупа, прижатые тяжестью тела, плотно прилегающей одеждой… оказываются серовато-белого цвета, поскольку сосуды в этих участках сдавлены, кровь в них отсутствует, и нет условий для образования трупных пятен. На трупных пятнах можно видеть негативные отпечатки текстуры материала одежды, контуры предметов, находившихся под трупом. Степень выраженности трупных пятен зависит от многих причин, но прежде всего от состояния и количества крови в трупе. Обильные, разлитые трупные пятна возникают, например, при механической асфиксии, при которой наблюдается жидкое состояние крови и резко выраженное полнокровие внутренних органов. … Если смерти предшествовала обильная кровопотеря, трупные пятна развиваются обычно медленно и слабо выражены...»).

Если соединительная линия характеризует направление от понятия к понятию, рекомендуется вместо точки использовать «наконечник стрелки» (рис. 4). Для того чтобы охарактеризовать соотношение понятий, соединительную линию можно «расщепить» в середине и в образовавшемся пространстве поместить слова или условные знаки (линии, обозначающие направление от рамки «прекращение деятельности сердца» к рамкам «переполнение кровью капилляров и мелких вен» и «пассивное расширение нижележащих венозных сосудов» имеют расширения, в которых указаны факторы, определяющие обозначенное направление). Вместо расширения связующей линии можно пользоваться выноской (рис. 4).


Рис. 4. Логико-графическая схема механизма образования трупных пятен (в соответствии с текстом учебника под ред. В.Н. Крюкова, 1998 г., с. 71–72)

Схемы могут быть простыми и сложными. Сложная одноплановая схема (т.е. объединение трех и более понятий в рамках одного и того же вида соотношения понятий, рис. 3) достаточно насыщенна понятиями и в то же время она достаточно ясная, если относиться к ней вдумчиво. Логико-графическое структурирование организует мышление, но не отменяет его. Сложные разноплановые схемы объединяют три и более понятий в рамках разных видов понятийных соотношений. Такая схема непосвященному человеку может показаться громоздкой и запутанной, но человеку, который ее построил самостоятельно (например, студент нарисовал схему на лекции вслед за преподавателем), она будет представляться как единое целое. Грамотно построенная схема обеспечивает одномоментную всеохватность множества ее элементов. В психологии это называется симультанностью. [4]

Психологический смысл логико-графического структурирования заключается в улучшении запоминания и способности к воспроизведению изучаемого материала. Этому способствует «гештальтирование» содержания — сформированы гештальты (образы) самих фигур-понятий, гештальты соотношений фигур-понятий, гештальты фигур-понятий со связующими линиями и гештальт всей схемы в целом. Все эти гештальты выделяются и запоминаются как целостные структуры. Помимо гештальтирования при логико-графическом структурировании осуществляется деятельность по преобразованию материала: во-первых, текст преобразуется в структуру схемы; во-вторых, переформулируются текстовые фрагменты; в-третьих, ранее нарисованная схема перестраивается для получения лучших гештальтов. В итоге весь материал проходит через органы чувств, артикуляционный аппарат, мозговые структуры, через мышцы рук, что обеспечивает участие всех видов памяти.

Преобразование материала в рамках логико-графического структурирования помогает пониманию материала, его осмыслению.

Принципы и детали логико-графического структурирования одинаковы и для хорошего преподавания, и для самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, и для понимания мыслей коллег, и для собственного творческого продуктивного мышления.

Перевод учебных и научных текстов в логико-графические схемы помогают преподавателю обеспечить глубину и одновременно легкость преподнесения студентам сложного учебного материала.

Таким образом, использование метода логико-графического структурирования в преподавании судебной медицины позволяет повысить степень усвоения студентами учебного материала, улучшает его понимание, запоминание и воспроизведение и, в конечном итоге, повысить эффективность преподавания в целом.

Список литературы

  1. Егидес А.П., Егидес Е.М. Лабиринты Мышления, или Учеными не рождаются. — М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2006. — 320 с.
  2. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006. — 336 с.
  3. Судебная медицина: Учебник/В.Н. Крюков, Л.М. Бедрин и др.; под ред. В.Н. Крюкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1998. — 464 с.
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М: Смысл; 2000. — 685 с.