Вы здесь

Судебная стоматология – история развития идентификации личности по стоматологическому статусу


Publication in electronic media: 27.05.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/997
Publication in print media: Актуальные вопросы медико-криминалистической экспертизы: современное состояние и перспективы развития. Материалы науч.-прак. конф., посв. 50-летию МКО БСМЭ Моск. обл., Москва 2013

МГМСУ им.А.И.Евдокимова, г. Москва

Созданию судебной стоматологии предшествовала судебная одонтология как ее первый этап, соответствующий уровню развития зубоврачевания начала ХХ столетия. К концу XIX – началу XX века в медицине были созданы условия для успешного развития данной науки. Был накоплен и обобщен опыт европейских школ судебной медицины и отечественной судебномедицинской школы. Немаловажным для решения данной проблемы явилось развитие такой науки как стоматология. Судебные медики, так же как и одонтологи прекрасно сознавали необходимость единого подхода к исследованию зубочелюстного аппарата [1, 2, 3, 4].

Однако до начала ХХ столетия отечественная судебная медицина не располагала сведениями о возможности использования данных о состоянии зубочелюстного аппарата для идентификации личности. Впервые данная проблема была освящена в работе видного отечественного одонтолога Г.И. Вильги (1864 – 1942) «О зубах в судебно-медицинском отношении», изданной в 1903 г [1, 2, 3, 4].

Проблеме идентификации личности посвящена глава III «Определение тождества личности». В данной главе автор поднимает актуальность данной проблемы: «В одном из основных вопросов судебной медицины, в вопросе о тождестве личности, зубы играют важную роль. Отождествление личности на основании свойств зубов возможно не только по отношению к живым людям, но и по отношению к трупам и даже тогда, когда последние под влиянием огня или гниения изменились в такой степени, что представляют одну лишь бесформенную массу [4].

На основании исследования зубов могут быть установлены с известной степенью вероятности: возраст, пол человека, его профессия и некоторые заболевания.

Первый раздел данной главы был посвящен определению возраста. Г.И.Вильга совершенно справедливо отмечает, что при отождествлении личности важным и часто решающим моментом является определение возраста. Впервые в судебно-медицинской литературе появляется положение о том, что «по виду зубов можно с достаточной точностью определить возраст с 6-й недели утробной жизни идо 20-го, приблизительно, года после рождения». Автор также отмечает, что «позднее определение возраста может быть сделано хотя в более широких размерах, однако не с меньшей точностью, чем это возможно сделать на основании других частей скелета». Совершенно справедливо было высказано, что « в тех случаях, когда труп представляется разрушенным огнем или гниением, зубы, а также их зачатки, мешочки и черепочки, как наиболее стойкие элементы в организме, часто остаются единственными данными, на основании которых судебному врачу приходится делать заключение о возрасте индивидуума».

На основании вышесказанного Г.И. Вильга утверждает, что «зубы представляют ценный признак возраста. И действительно, развитие зубов, первое и второе прорезывание их совершается с небольшими колебаниями в правильном хронологическом порядке между 6-й неделей утробной
жизни и 20 – 24 годами после рождения, а поэтому разные моменты этого периода жизни могут
быть отмечены с достаточной точностью».

В данной главе Г.И. Вильга детально описывает моменты развития зубов, приведена таблица, представляющая степень окостенения зубов в разное время. Было отмечено, что «длина и степень развития корней молочных и постоянных зубов должны служить надежнейшим признаком возраста». Окостенение молочных и постоянных зубов автор изобразил графически. Помимо того, приведенная автором таблица дает представление о последовательном ходе окостенения коронки и корня каждого зуба.

Г.И. Вильга детально обобщил все имеющиеся на тот момент литературные данные касающиеся установления возраста. Следует отметить и тот факт, что автором приведены множественные примеры идентификации личности и установления возраста из европейской судебномедицинской практики. Отсутствие примеров из отечественной практики свидетельствует о том, что на период написания Г.И. Вильгой работы полностью отсутствовали сведения о возможности использования зубов для целей идентификации личности.

Во втором разделе главы детально рассмотрены вопросы определения пола. Автор справедливо отмечает, что «разница между зубами мужчин и женщин настолько незначительна, что при определении пола, зубы, естественно, должны играть второстепенную роль, способствуя все же, при наличности других признаков, например таза, решению этого, в большинстве случаев, трудного вопроса».

Г.И. Вильга указывает, что многие авторы делали попытки найти в зубах отличительные черты пола, для чего производились сравнительные измерения зубов у мужчин и женщин. Им был
приведен обзор европейской литературы по данной проблеме.

Автором было замечено, что челюсти мужчин соответствуют более развитой мускулатуре, массивнее, толще, грубее и сильнее, чем челюсти женщин; челюсти последних более гладкие, нежнее и меньше размером, особенно по сравнению с черепной крышкой. Восходящая ветвь нижней челюсти у мужчин менее наклонена, чем у женщин. Зубы же женщин носят следы большего ухода, реже «закурены» табаком, «в общем слабее мужских, чаще поражены костоедой».

Г.И. Вильга делает вывод о том, что из приведенных литературных данных видно, что пока зубы не представляют надежных признаков пола, но что весь зубной аппарат при наличности других признаков пола может способствовать правильному решению этого трудного вопроса. Один же зуб или несколько и этого значения не имеют.

Третий раздел главы посвящен установлению тождества личности на основании физиологических особенностей зубов и их аномалий. Автор отмечает, что физиологические особенности зубов и их аномалии дают возможность установить тождество личности, если только признаки эти были известны кому-либо из окружающих то лицо, опознание которого должно быть произведено.

Г.И.Вильга сформулировал положение о том, что следует относить к физиологическим и индивидуальным особенностям зубов. Согласно автору к ним относятся: их необычный цвет, большая величина, ширина, длина, неравномерное развитие зубов, как например, широкие большие средние резцы и маленькие боковые, большие клыки и маленькие резцы, зубы частые или редкие с промежутком между собой (диастема), присутствие молочных зубов, наступившая или окончившаяся смена зубов, прорезавшиеся зубы мудрости и прочее, сюда же относится нормальное изупотребление зубов, присутствие фасеток (площадок) от стирания зубов на поверхностях соприкосновения двух тесно стоящих соседних зубов, вследствие существующей незначительной подвижности зубов в ячейках. Наличие таких фасеток заслуживает внимания еще и потому, что отдельно найденные два соседние зуба могут быть признаны принадлежащими одному и тому же лицу.

К физиологическим же особенностям Г.И. Вильга отнес и старческое выпадение зубов, стоящее уже на рубеже с процессами патологическими.

К аномалиям зубов автор относит врожденные недостатки зубного аппарата:

  1. Аномалии смыкания зубов, или так называемого прикуса; сюда относятся:
    А) Прямой прикус;
    В) Открытый прикус;
    С) Выступающий верхний ряд зубов;
    D) Отодвинутый нижний ряд зубов;
    Е) Выступающий нижний ряд зубов;
    F) Косой прикус.
  2. Аномалии челюстей.
  3. Аномалии положения зубов.
  4. Аномалии числа, то есть увеличенное или уменьшенное против нормы число зубов.
  5. Аномалии формы зубов.
  6. Аномалии величины.
  7. Аномалии строения.

Все вышеперечисленные аномалии представлены хорошо выполненными графическими иллюстрациями. Приведены примеры из европейской практики случаев идентификации личности по вышеизложенным аномалиям.

В четвертом разделе третьей главы рассматриваются вопросы установления тождества личности по пломбам и искусственным зубам, а также изменения натуральных и искусственных зубов под влиянием высокой температуры и гниения. Г.И. Вильга справедливо указывает, что «зубные пломбы и искусственные зубы, подобно тому как и аномалии зубов и их физиологические особенности, представляют огромное значение в вопросе установления тождества личности, особенно потому, что их отличительные свойства сохраняются даже тогда, когда все ткани человеческого тела пришли в полное разрушение».

При этом автор верно отмечает, что «особенно ценное судебно-медицинское значение приобретают зубы, пломбы и протезы, если они кем-либо отмечены и зарегистрированы. Отсюда, естественно, явилось стремление у многих авторов выработать такой способ регистрации зубного аппарата и всего, что с ним делалось, который дал бы возможность понять и разобраться специалисту в записях, делаемых другим лицом, сделать таким образом этот способ международным и рекомендовать широкое его применение».

Автором детально рассматривается вопрос о системе регистрации состояния зубных рядов, приводятся наблюдения видных европейских одонтологов. Приведена система обозначения принятая в Австрии, Германии, Франции, Швейцарии и России и дается подробное разъяснение принятых обозначений. Помимо того приводится схема зубных дуг с обозначением постоянных и молочных зубов.

Собранные по данной проблеме литературные данные четко проанализированы автором. Г.И. Вильга очень подробно изложил случаи из европейской судебной практики идентификации личности по пломбам и зубным протезам. Приведены наблюдения и специалистов из США.

В подразделах данной главы рассматриваются изменения натуральных и искусственных зубов под влиянием высокой температуры и изменения зубов под влиянием гниения.

Изменения натуральных и искусственных зубов под влиянием высокой температуры и гниения Г.И. Вильга описывает как на основании литературных данных, так и собственных опытов.

Проведенные опыты убедили автора в том, что зубы длительное время сохраняют свои идентификационные свойства.

В пятом разделе автор рассматривает вопросы установления тождества личности по профессиональным изменениям зубов, обусловленным травмою или химическими агентами. Г.И.Вильга указывает, что «профессиональные изменения зубов могут быть настолько значительными, что по ним легко определить в некоторых случаях род занятий данного лица и установить тождество личности. Изменения эти бывают или а) травматического характера, б) или они обусловлены химическими агентами». Приведено большое количество химических веществ, способных влиять на состояние зубочелюстного аппарата.

В шестом разделе рассмотрена проблема тождества личности по болезненным изменениям зубов. Г.И. Вильга справедливо утверждает, что «болезненные изменения зубов, подобно тому, как и физиологические их особенности и аномалии, могут помочь в деле установления тождества личности, если они были раньше отмечены кем-либо из знающих то лицо, опознание которого требуется сделать».

Им описываются профессиональные и болезненные изменения зубов, по которым может быть иногда установлена подлинность трупа.

В седьмом разделе изложена проблема исследования отдельно найденных зубов. Г.И. Вильга подчеркивает важность данной проблемы для судебно-медицинской экспертизы [4].

Несмотря на то, что с момента выхода работы прошло 110 лет, актуальности для судебной медицины данная книга не потеряла.

Список литературы

  1. Баринов Е.Х., Алексанова М.Н. // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, выпуск 5, – Новосибирск, 2000, – С.208-213.
  2. Пашинян Г.А., Баринов Е.Х., Алексанова М.Н. Из истории развития судебно-медицинской стоматологии// Судебно-медицинская служба на рубеже веков. – Киров, – 2001. – С. 5460.
  3. Пашинян Г.А., Харин Г.Н., Баринов Е.Х., П.О.Ромодановский, Е.С.Тучик // Краткий исторический очерк развития судебной стоматологии// Судебно-стоматологическая экспертиза: состояние, перспективы развития и совершенствования. – Москва. – 2001. – С. 3-9.
  4. Пашков К.А., Ромодановский П.О., Пашинян Г.А., Баринов Е.Х., Белолапоткова А.В., Борисенко К.А. Судебная стоматология. Страницы истории. – М.: МГМСУ, Изд.: ЗАО ХПИ «Эслан», – 2009.