Отдел сложных экспертиз ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»
Производство комплексных медико-автотехнических экспертиз в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по уголовным и гражданским делам осуществляется в отделе сложных экспертиз исходя из общих требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона о государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ в редакции от 28.06.2009 г.) и «Инструкции» об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР, утверждённой Зам. Министра Юстиции СССР Н.А. Осётровым (22.07.86 г., к8-51), Зам. Генерального Прокурора СССР О.В. Сорока (06.08.86 г.), Зам. Министра Внутренних Дел СССР Б.В. Заботиным, Зам. Министра Здравоохранения СССР А.Г. Сафоновым (20.08.86 г.).
Производство комплексных медико-автотехнических экспертиз относится к сложным и трудоёким типам экспертиз, как в экспертом, так и в организационном плане, поскольку в производстве экспертиз участвуют эксперты различных экспертных учреждений Минздравсоцразвития РФ Бюро судебно-медицинской экспертизы и Министерства юстиции РФ, в частности – Российского Федерального Центра Судебных Экспертиз (РФЦСЭ), а также авто-технических лабораторий медико-криминалистических отделов при УВД.
Производство медико-автотехнических экспертиз В ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» организуется на основании постановления следователей следственных отделов ГУВД и следственного комитета, определения суда. Такой род экспертиз выполняется в тех случаях, когда для ответа на вопросы требуется совместное формулирование общего вывода (выводов) экспертов, являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ. При этом, лицом, назначившим экспертизу решается – какое из экспертных учреждений является ведущим – Бюро СМЭ, РФЦСЭ или автотехническая лаборатория экспертного учреждения.
Если ведущим учреждением является Бюро СМЭ в его адрес, лицом или органом, назначившим экспертизу направлялся оригинал Постановления или Определения о её назначении, а в учреждение, не являющееся ведущим – копия Постановления или Определения.
Наиболее часто перед экспертной комиссией ставится вопрос о том, кто находился за рулём автотранспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и гораздо реже – вопросы о механизме дорожно-транспортного происшествия, механизме получения повреждений участниками ДТП и степени тяжести вреда, причинённого здоровью.
При отсутствии в Постановлении или Определении указаний на ведущее учреждение, ведущим учреждением считается то, в которое направлены объекты, подлежащие исследованию и материалы дела.
Анализ экспертной деятельности ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» за 2002-2011 годы показывает, что в отделе сложных экспертиз были произведено 63 комплексных медико-автотехнических экспертизы.
Таблица Распределение произведенных комплексных медико-автотехнических экспертиз
По вопросам, поставленным на разрешение | По ведущим организациям Министерства Юстиции и Минздравсоцразвития РФ | ||
Вопрос о том, кто, из находившихся в салоне автомобиля находился за рулём в момент ДТП | Другие вопросы: о механизме ДТП, о степени причинённого вреда здоровью и др. | Ведущее: ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» | Ведущее: РФЦСЭ при Минюсте РФ |
39 (62%) | 24 (38%) | 40 (63,5%) | 23 (36,5%) |
Согласно данным Таблицы вопрос о том, кто из находившихся в салоне автомобиля находился за рулём в момент ДТП, решался в 62% (в 39 случаях), в 63,5% (в 40 случаях) ведущей организацией при производстве комплексных медико-автотехнических экспертиз было Бюро СМЭ.
Только в одном постановлении о назначении комплексной медико-автотехнической экспертизы произведённой в Бюро СМЭ Московской области, не было указано ведущее учреждение. В этом случае ведущим учреждением было признано «Бюро СМЭ», в которое лицом, назначившим экспертизу, были направлены объекты для исследования.
В настоящем сообщении будет изложен алгоритм производства комплексных медикоавтотехнических экспертиз, при назначении ведущим учреждением ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» для решения вопроса о том, кто из находившихся в салоне автомобиля лиц, управлял автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия. Итак.
Для производства комплексной медико-автотехнической экспертизы требуется следующий объём документов и вещественных доказательств. В первую очередь это подлинные материалы дела. В них обязательно должен быть представлен протокол осмотра автомобиля, составленный сразу же после дорожно-транспортного происшествия с точной фиксацией в протоколе кузовных повреждений на автомобиле, протокол последующего осмотра автомобиля (и его салона) уже следователем с участием криминалиста с фотофиксацией кузовных повреждений на автомобиле с указанием (или отметкой) с об изъятии при осмотре автомобиля образцов биологического происхождения (кровь, волосы и пр.) для идентификационных исследований принадлежности их пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. При отсутствии (не обнаружении) на автомобиле и в салоне автомобиля следов биологического происхождения, об этом следователем в протоколе осмотра должна быть сделана соответствующая отметка. Также в материалах дела должна быть представлена полная схема ДТП и желательно фотои видеоматериалы с места дорожно-транспортного происшествия. Обязательно в распоряжение экспертов должно быть представлено транспортное средство (в некоторых случаях это несколько транспортных средств). Кроме того, в экспертное учреждение доставляется одежда пострадавших, а также их медицинские документы, полно отражающие объём полученной в ДТП травмы.
Органом или лицом, назначившим экспертизу одномоментно (желательно в один день) постановления о производстве комплексной медико-автотехнической экспертизы с сопроводительным письмом направляются в оба экспертных учреждения. В ведущее экспертное учреждение направляются подлинные материалы уголовного дела, а во второе экспертное учреждение – их заверенная копия, что существенно сокращает сроки производства экспертиз. Сопроводительные письма содержат информацию об объёме документов и вещественных доказательствах, а кроме того, контактные данные второго эеспертного учреждения.
По получении постановления о назначении комплексной экспертизы заведующим отделом сложных экспертиз (или руководством «Бюро СМЭ») на одного из экспертов отдела сложных экспертиз возлагаются функции ведущего эксперта (докладчика, организатора) комиссии экспертов. В этом случае в адрес экспертного учреждение при Минюсте РФ (РФЦСЭ) направляется письмо о том, кто из экспертов-автотехников РФЦСЭ включён или будет включён в комиссию по производству комплексной медико-автотехнической экспертизы. В случае, если ведущим учреждением является РФЦСЭ – в адрес «Бюро СМЭ» направлялось письмо о включении в состав комиссии судебно-медицинского эксперта (экспертов).
Если ведущим учреждением является Бюро СМЭ экспертом-докладчиком (эксперторганизатор) составляются «Обстоятельства дела» (общая и судебно-медицинская часть), где указываются вопросы, касающиеся, как судебно-медицинской экспертизы, так и вопросы, поставленные на разрешение автотехнической экспертизы, вносятся сведения из Постановления или Определения о назначении комплексной экспертизы. В «Обстоятельства дела» экспертом-докладчиком вносятся показания лиц, участников ДТП, показания свидетелей (очевидцев) ДТП, показания лиц, принимавших участие в осмотре места дорожно-транспортного происшествия, в осмотре автотранспортных средств, сведения о состоянии автотранспортных средств, принимавших участие в ДТП и кузовных повреждений на них, результаты всех проводившихся ранее экспертиз, в том числе автотехнических, а также данные исследований по ДТП, выполненными негосударственными экспертными учреждениями. При наличии медицинских документов, свидетельствующих о нахождении одного или нескольких лиц, пострадавших при ДТП на лечении – сведения из медицинских документов (историй болезни, амбулаторных карт, всевозможных «Справок» из лечебных учреждений и других).
Если во второе экспертное учреждение направлена копия материалов дела, то экспертомавтотехником параллельно составляется автотехническая часть» обстоятельств дела. Если же копия материалов дела во второе экспертное учреждение представлена не была, то после того, как судебно-медицинским экспертом-организатором составлены «Обстоятельства дела», дело передаётся для изучения и составления специальной части эксперту-автотехнику, включённому в состав комиссии. Экспертизе присваивается двойной номер, который соответствует регистрационным записям в журналах обоих экспертных учреждений.
Составления полных «обстоятельств дела» экспертами обоих экспертных учреждений согласовывается план проведения общих исследований. Это, как правило, исследование транспортного средства (транспортных средств). В случае его сохранения совместно: следователем, назначившим комплексную экспертизу, экспертом Бюро СМЭ (или несколькими экспертами), экспертом-автотехником производится осмотр автотранспортного средства (в том числе и его салона) с фотофиксацией кузовных повреждений на автомобиле и состояния салона. При обнаружении на обшивке салона крови (или вещества, похожего на кровь (биологические объекты) они изымаются (иногда с частями обшивки салона). В случае отсутствия автомашины (утилизирована) эксперотом-автотехником также проводится автотехническое исследование, но уже по представленным материалам дела. Оно отражается в специальной «автотехнической части». И в том и другом случае при проведении такого исследования, экспертом автотехником решаются вопросы, поставленные на разрешение автотехнической экспертизы, а также вопросы о механизме образования кузовных повреждений на автомобиле и механизме дорожно-транспортного происшествия.
При решении вопроса о нахождении одного из участников за рулём автомобиля при ДТП, экспертом-автотехником решается вопрос о направлениях перемещений лиц, находящихся в салоне автомобиля по салону.
В процессе производства комплексной экспертизы в части случаев проводятся дополнительные исследования: освидетельствования живых лиц – участников ДТП; медико – криминалистическое и трассологическое исследование одежды участников ДТП, судебно-биологическое исследование изъятых при осмотре автомобиля биологических объектов и их носителей.
После получения результатов автотехнического и судебно-медицинского исследований, экспертом-докладчиком организуется заседание судебно-медицинской экспертной комиссии с обязательным участием эксперта-автотехника. В судебно-медицинскую экспертную комиссию докладчиком включаются высококвалифицированные судебно-медицинские эксперты, имеющие большой опыт участия в экспертизах подобного рода.
Составление выводов комплексной медико-автотехнической экспертизы имеет свои особенности. Первоначально в выводах приводится автотехническое исследование (или его результаты) с указанием механизма образования повреждений кузова автомобиля и механизма перемещения лиц в салоне автомобиля. Поскольку автотехническое исследование проводилось только экспертомавтотехником, то эту часть выводов подписывает только эксперт-автотехник.
В следующей части выводов перечисляются телесные повреждения установленные (при судебно-медицинском исследовании трупа и освидетельствовании живых лиц) у участников ДТП, приводятся результаты дополнительных исследований, определяется механизм образования повреждений у участников ДТП. С учётом механизма образования повреждений кузова автотранспортного средства, направлений перемещения лиц в салоне автомобиля устанавливается, какие из повреждений мог получать каждый из лиц находящихся в салоне автомобиля в зависимости от места его расположения в салоне. Далее происходит сопоставление предполагаемых повреждений с реальными повреждениями у лиц участников ДТП с решением вопроса (вопросов), с учётом результатов дополнительных исследований биологических объектов о месте нахождения в салоне автомобиля в момент ДТП конкретного лица, от действия каких частей и деталей салона автомобиля образовались повреждения у конкретного лица. Эта часть выводов подписывается всеми судебно-медицинскими экспертами, включёнными в производство экспертизы.
Заключительная часть выводов – резюмирующая, является главной частью медико – автотехнической экспертизы. В ней на основании механизма образований кузовных повреждений автомобиля, механизма образований повреждений у лиц, находившихся в салоне автомобиля, т.е. всего того, что было установлено в предыдущих частях выводов, определяется конкретный механизм дорожно-транспортного происшествия, который включает в себя пофазное восстановление картины дорожно-тртанспортного происшествия с участием транспортных средств и людей (расположение пешеходов относительно транспортного средства в момент столкновения с ним движущегося автомобиля, их последующее движение; кто находился за рулём автомобиля в момент ДТП и кто конкретно из лиц, находившихся в салоне автомобиля какие места в салоне занимал). Эта часть выводов подписывается всеми членами экспертной комиссии и является самой сутью произведённой экспертизы.
Оформление заключения и приложений к нему производило ведущее учреждение, которое затем уведомляет орган или лицо, назначившее экспертизу о её готовности.
Такой алгоритм производства медико-автотехнических экспертиз в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» наиболее полно соответствует требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ в редакции от 28.06.2009г.) и «Инструкции» об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР, утверждённой Зам. Министра Юстиции СССР Н.А. Осётровым (22.07.86г., к-8-51), Зам. Генерального Прокурора СССР О.В. Сорока (06.08.86г.), Зам. Министра Внутренних Дел СССР Б.В. Заботиным, Зам. Министра Здравоохранения СССР А.Г. Сафоновым (20.08.86г.) проведения подобного рода экспертиз.